Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка.
статья (младшая, старшая группа)

Дубинина Мария Александровна

Игра - это деятельность, в которой ребенок моделирует через роль социальные отношения взрослых, и, как писал Л.С.Выготский, "игра есть арифметика социальных отношений". Формирование игровой деятельности слабовидящих детей требует целенаправленного воздействия педагога на всех этапах становления игры. Начиная с младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом, педагог является активным участником, помощником и руководителем детских игр. Чуткое, ненавязчивое участие детей к развитию не только игры детей, но направлено на всестороннее воздействие на личность слабовидящего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_syuzhetno.docx155.02 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка.

Проблема игры и ее роли в развитии детей издавна привлекала внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Игра - это деятельность, в которой ребенок моделирует через роль социальные отношения взрослых, и, как писал Л.С.Выготский, "игра есть арифметика социальных отношений".

Развивающее влияние сюжетно-ролевых игр на развитие слабовидящего ребенка в литературе еще не получило достаточного отражения. Тем не менее значимость и наличие таких данных определило бы и целенаправленность организации сюжетно-ролевой игры для формирования психических свойств и способностей и переноса знаний, навыков и умений, приобретенных слабовидящим ребенком в игре, в другие, виды деятельности.

Можно полагать, что развитие сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии.

Если у нормально развивающихся дошкольников в старшем возрасте главное значение приобретает роль и ролевые действия, которые они стремятся выполнить даже при отсутствии у конкретных предметов, используя для этого предметы-заместители, у слабовидящих же детей действия с игрушками остаются ведущими даже в старшем дошкольном возрасте. Вот почему в ситуации, где нет таких предметов, они выходят из взятой на себя роли, требуя конкретную игрушку.  

Для слабовидящих детей старшего дошкольного возраста роль еще не - становится основным мотивом игры, так как еще не сложились все необходимые предметно-игровые и ролевые действия. Недостаточность конкретно-предметного содержания в действиях с игрушками обуславливает и мотивы игры слабовидящих детей. Процесс овладения предметно-игровыми действиями у нормально развивающихся детей сформировывается в основном к четырем годам, а на пятом году жизни для них притягательной становится роль в игре. Тогда как у слабовидящих детей этот процесс продолжает формироваться на пятом-шестом годах жизни. Интерес к действиям с игрушками продолжается и в период возникновения ролевых мотивов. Но так как предметно-игровые действия еще не сложились, игра по содержанию ролевых действий еще представляется упрощенной и значительно менее содержательной, чем у нормально видящих детей.

Также однообразными и неразвернутыми представали совместные ролевые и игровые действия слабовидящих детей. Как правило не удается наблюдать больших групп слабовидящих детей, объединенных одним сюжетом игры. Чаще всего это группы из двух-четырех человек, в отличие от нормально видящих детей, у которых группы состоят из большего количества  человек. Если у нормально развивающихся дошкольников наблюдался стойкий и продолжительный интерес к одной и той же игре, они могли играть по нескольку дней подряд, то слабовидящие дети без напоминаний педагогов на другой день не продолжали игры.

Одним из важнейших условий развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрового материала, который должен способствовать активизации детских представлений и побуждать к творческому отражению этих представлений в игре. Следует подбирать игрушки и игровой материал, имеющие широкие возможности использования в игре. На начальных этапах для слабовидящих детей важна игрушка, реально отображающая предметы окружающего мира, удобная и привлекательная, вызывающая эмоциональный интерес ребенка, свободная при выполнении функциональных действий с ней. Чем больше известных детям действий можно изобразить с игрушкой, тем сильнее и устойчивее у них интерес к ней, стремление действовать с ней длительно сохраняется. От этого полнее и содержательнее становится выполнение игровых действий и роли. Надо помнить, что игрушка для ребенка с нарушением зрения часто служит дополнительным информатором о предметном мире, в процессе общения с игрушками у детей закрепляются представления о признаках и свойствах объектов окружающего мира. Многообразие условных ситуаций, которые могут создать и разыграть дети, с помощью образных игрушек, значительно расширяют и обогащают детские представления и способствуют развитию творческого воображения детей. При этом следует учесть, что игрушки способствуют возникновению и развитию содержательных ролевых игр, если их подбирать в соответствии с пополнением и расширением круга детских представлений об окружающей действительности.

Для обучения слабовидящих детей умениям строить сюжет и отношения между играющими, педагог должен свое поведение и влияние соотносить с игровой ситуацией и вступать в контакт с детьми в игровых отношениях. Наладить отношения можно путем советов, предложений, вопросов, напоминаний, которые своей игровой формой и тоном сочетались бы с характером игрового поведения детей. Педагог должен как бы подыгрывать детям, направляя и обогащая сюжет игры путем советов и практической помощи. При этом он активизирует действия мало инициативных детей, коррегирует взаимоотношения между играющими, расширяет круг играющих детей за счет введения новых ролей и организацию дополнительных игровых ситуаций. Слабовидящие дети должны научиться соотносить и дифференцировать ситуации, требующие различного поведения, должны научиться эмоционально-выразительным отношениям в соответствии с содержанием и сюжетом игры. Этот опыт общения они затем смогут перенести в реальные отношения, что расширяет их социальную ориентацию и коммуникативные навыки и умения поведения.

Широкие возможности для развития ролевой игры слабовидящих дошкольников представлены в использовании игр-драматизаций по сказкам и рассказам, в процессе выполнения которых дети учатся представлять себя в той или иной роли, учатся чувствовать за героя, которого изображают, переживают ситуацию, в которой действуют. Игры-драматизации развивают детское воображение, будят чувства детей, учат действиям по заданной роли и выполнению правил. Все это они потом могут использовать в своей сюжетно-ролевой игре. Надо помнить, что в дошкольном возрасте способность к замыслу получает значительное развитие от ассоциации до сознательно задуманной темы игры, планирования ее сюжета, от подражания человеку до передачи его переживаний и чувств.

Такой путь развития детской игры возможен только при создании соответствующих педагогических условий. При этом следует еще выделить роль слова, как коррекционно-компенсаторного средства развития игры слабовидящих детей. В создании образа игры роль слова очень велика. Оно помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать свои действия с ними.

Л.С.Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с развитием речи. Педагог в работе со слабовидящими детьми должен использовать словесные образы предметов и явлений для обогащения предметно-игровых действий. Слияние предметно-игровых действий со словом ведет к более полному формированию образов предметов и действий с ними. Многообразнее и полнее по содержанию становится сюжет игры. При этом можно использовать стихотворения, рассказы, иллюстрирующие словесные образы действий и поведения человека. Слово довольно часто в играх детей становится регулятором их поведения и действий.

Таким образом, формирование игровой деятельности слабовидящих детей требует целенаправленного воздействия педагога на всех этапах становления игры. Начиная с младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом, педагог является активным участником, помощником и руководителем детских игр. Чуткое, ненавязчивое участие детей к развитию не только игры детей, но направлено на всестороннее воздействие на личность слабовидящего ребенка.