Формирование самооценки и самостоятельности дошкольников.
презентация

Валентина Александровна Любянцева

"Что такое самооценка дошкольника?"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование самооценки и самостоятельности дошкольников Выполнила: Любянцева Валентина Александровна, воспитатель группы дошкольного образования МКОУ Остяцкой ОШ

Слайд 2

«Большая ошибка – мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь…» Иоганн Вольфганг Гёте

Слайд 3

Что такое самооценка?

Слайд 4

Заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей); Завышенной (из-за надуманной переоценки себя); Адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе. Самооценка может быть:

Слайд 5

Завышенная – человек ставит перед собой слишком высокие цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами; Заниженная – человек ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию. Неадекватная самооценка:

Слайд 6

соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности; высокий уровень самоуважения, общей самооценки; человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе. Адекватная самооценка:

Слайд 7

Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности.

Слайд 8

Самостоятельность обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию

Слайд 9

Формирование самостоятельности по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Слайд 10

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности

Слайд 11

Самостоятельность не всегда переносится автоматически из одного типа деятельности в другой.

Слайд 12

Потребность ребенка действовать самостоятельно находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.

Слайд 13

Формирование самооценки и самостоятельности детей дошкольного возраста тесно связаны. Только при успешном развитии самооценки ребенок сможет развиваться как самостоятельная, всесторонне развитая личность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области Остяцкая основная школа

Секция «Дошкольное образование»

Тема «Формирование самооценки и самостоятельности у дошкольников»

                                                                                  Любянцева В.А. воспитатель

                                                                     группы дошкольного

                                                         образования

Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является регулятором поведения. Современных родителей обычно волнует развитие ребёнка физическое, интеллектуальное, а также эмоциональное. Беспокоит, как относятся к нему педагоги, взрослые?  Хорошо ли ему среди ровесников?Мы думаем: чего не хватает нашим детям, каких качеств. И сравниваем с другими детьми. Но редко кто из родителей задаёт себе вопрос: «А что ребёнок думает о самом себе?». Между тем именно от ответа на этот очень важный вопрос зависит, какой образ самого себя, собственного «Я» сложится у ребёнка. Образ, сотканный из едва уловимых штрихов, которые рисует невидимой кистью жизнь. Именно это представление ребёнка о себе во многом определит не только характер растущего человека, но и такие поистине судьбоносные отношения, как «Я — и Мир вокруг», «Я — и Другие». [12]

По мнению М. Розенберга самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [6]

Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент «Я»-концепции, 9 самосознания, и как процесс самооценивания. Центральное понятие самооценки – это система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я»-концепции. [7]

Самооценка - это то какие требования предъявляет индивид к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой.  [6]

Самооценка - это склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья. Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.  [8]

Самооценка может быть высокой и низкой. Высокая (завышенная) самооценка как правило, присутствует у успешного людей и становится его неотъемлемым составляющем. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их 11 достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются скромными. Завышенная самооценка - это самооценка, формирующая самоуверенность, зазнайство, конфликтность. Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он или она хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка сильную психотравму. [9]

Заниженная самооценка - это недооценка, порождение нерешительности, неуверенности в себе, угнетённого состояния, задержка положительного развития человека. Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. На первом месте оказываются причины, связанные с негативные внушения окружающих, либо самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка часто начинает формироваться с раннего детства, наряду с оценкой родителей ребёнка, а в последующей жизни - внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, родители, говоря: «Ты не на что неспособен, у тебя ничего не получается!», совместно с этим применяя физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство сильной ответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как отец, уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму и папу». В сознании ребенка начинает складываться эталон (модель которой он должен соответствовать), в случае реализации которого 12 он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности оказывает влияние сравнения образов идеального и реального «Я» - чем больше разница между ними, тем недовольство человека больше, т.е. ниже уровень самооценки.

Таким образом. Важной чертой личности ребёнка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте, является мотив достижения успеха. Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. [5, с. 17]

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. [10, с. 280]

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства. [11, с. 67]

.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива. [4, с. 241]

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. [13]

Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью. [1, с. 60]

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением. [2, с. 50]

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование самооценки и самостоятельности детей дошкольного возраста тесно связаны. Только при успешном развитии самооценки ребенок сможет развиваться как самостоятельная, всесторонне развитая личность.

Литература

  1. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - с.60-64.
  2. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: « Просвещение», 1988.
  3. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971.
  4. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1999.
  5.  Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 17-23.
  6. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие/ Молчанова О. Н. - М.: Флинта, 2010.-С.45
  7. Мотков О. Психологическая культура личности // Школьный психолог: Прил.к газ."Первое сент.".-1999.-№15.-С.8
  8. Селевко Г. К. Сделай себя сам : / Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова, О. Г. Левина. — М. : Нар.образование, 2006.- С.58
  9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 2006г. – С.160
  10. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. – М.: Астрель, 2003.
  11. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. -№7 - С.67.
  12.  Цветкова, А. Н. Формирование самооценки у детей дошкольного возраста—Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-57.
  13. https://works.doklad.ru/view/pn1C3hDiTu8/10.html (дата обращения 15.10.2020)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль...

Особенности формирования самооценки у дошкольников

Презентация и выступление на родительском собрании,в помощь педагогам...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Как сформировать адекватную самооценку у дошкольников....

Технология «Дети – волонтеры» как средство формирования инициативности и самостоятельности дошкольников.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жи...

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Именно от самооценки будет зависеть гармоничен ли человек в социуме и насколько успешно он может строить отношения с окружающими людьми....