Советы логопеда
консультация (старшая, подготовительная группа)

Семеняка Екатерина Владимировна
Советы логопеда по правильному звукопроизношению у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda_po_zvukoproiznosheniyu.docx105.03 КБ

Предварительный просмотр:

*ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.*

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения.  В этом вам могут помочь несколько советов-этапов:  

 *1* . Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: сапоги, маска; [З]: зуб, коза; [Ц]: цыпленок, индеец; [Ш]: шапка, камыши; [Ж]: жук, лыжи; [Щ]: щетка, плащ; [Ч]: чайник, очки, мяч; [Л]: лодка, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

 

 *2.* С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

 

 *3.* Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 5-7 раз, но нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.

 

 Упражнения можно найти в любой книге по логопедии.

Вот некоторые из них.

 

 *«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.

 *«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.

 *«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.

 *«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

 

 *4* . Сначала нужно добиться произношения _одного звука_ , а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. _Например_ : звуки [ш, ж]: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилось молочко»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «баранкой»; звук [л]: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», или прикусываем кончик языка, не пропускает воздух, который идет по бокам языка; звук [р]: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы в улыбке, твердые, напряженные.

 

 *5* . Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, запустить "парашютистов" через широкий язык при этом дуть на ватку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя коробочками. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).  

 _Р – самый трудный звук._ Часто его произносят по-французски, когда кончик языка внизу, а дрожит его корень или маленький язычок. Исправить это трудно, но можно.

 Несколько упражнений для постановки звука:

 1) )ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»;

 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.  

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот так у вашего ребенка получится новый звук!

 

 *6* . На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, _например_ : закрытые слоги: ШО, ШУ, ША, ШИ, открытые слоги: УШ, АШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

 

 *7.* Теперь самое главное ,  нужно следить так, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. После этапа закрепления в слогах, звук закрепляется в словах, словосочетаниях, предложениях. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

 *8* . Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно можно приступать к работе над следующим.

 

 *9* . Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «ж» и «з», или «с» и «ш», или 《л》и 《в》 , а в своей речи заменяет их. Это называется дифференциация звуков. И этот этап тоже является не менее важным. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, к -г), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – как шипит змея, песенку комара или жужжание жука.  

 Далее можно предложить такую игру: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа са-ша-са Саша съела сушку или: Белка на тележке съела все орешки.

 

 Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Маленькими шагами вы вместе достигнете результат. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.  

 *Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо, радостно, без напряжения. Хвалите своего ребёнка за каждый правильный ответ, это его ещё больше будет мотивировать. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.*

Терпения и удачи!

 Учитель-логопед  Качурина Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....