Методические рекомендации "Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Борисенко Алла Дмитриевна

Методические рекомендации "Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ.

     Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играют окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста.

     Самоценность дошкольного детства очевидна, у детей семи лет идет становление самосознания: дошкольник выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу знакомых и близких людей, осмысленно разбираться в окружающем предметно-природном мире, выделять его ценности. В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

     Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали огромное значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития воли, чувств и ума [1].

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы высказывать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

     Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева [2], автор

многих программ по экологии. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

     Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются необходимые качества и свойства личности. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

      Перечень форм и приемов экологической работы с дошкольниками: экологические экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические конкурсы; экологические аукционы, викторины; экологические акции; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических карт; экологические выставки и экспозиции; экологически музеи; дни экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические сказки; экологические тропы.

      В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая тропа. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

     Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление.

Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Задачи экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе

деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа создается по следующим этапам:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее

интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.  

4. Составление паспорта экологической тропы.

5.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для

организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

      Используются разнообразные формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы; экологические конкурсы; наблюдения; элементарные опыты; экскурсии; целевые прогулки; решение экологических ситуативных задач; труд в природе; «Красная книга природы»; коллекционирование; экологические развлечения, праздники; экологические игры; театрализации.

      Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием.

      Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.

Список литературы

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду // А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. // Под ред.

Л.Н. Прохоровой. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников

В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:- организацию предметно-развивающей среды;- формиров...

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...