Настольно печатная игра: «Паровозик»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Шпотова Вера Викторовна

Игра «Паровозик» может использоваться воспитателями групп компенсирующей направленности (ОНР) при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе. Практическая значимость и новизна игры в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolno_pechatnaya_igra_parovozik.docx312.72 КБ

Предварительный просмотр:

Настольно печатная игра: «Паровозик»

Игра «Паровозик» рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, имеющих речевые нарушения. Может использоваться воспитателями групп компенсирующей направленности (ОНР) при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе. Практическая значимость и новизна игры в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач.

Игровой материал представляет собой паровоза с четырьмя вагонами и предметные картинки (подбираются педагогом для каждого задания). В каждом вагоне по два окна (квадратики с кармашками для картинок), на крышах вагонов кармашки для карточек с заданиями. Разноцветный паровозик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий.

Цели: Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

Задачи: Учить детей подбирать слова с заданным звуком, с определенным количеством слогов, картинки к звуковой модели слова; учить детей определять наличию указанного звука в словах; закрепить умение определять место звука в слове; упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование существительных с числительными, притяжательных местоимений с существительными, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом), умении подбирать слова-признаки и слова-действия;

Ход игры:

I вариант (определение места звука в слове) 

Педагог показывает детям паровозик и 16 картинок, объясняет: «Наш веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [З]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [З] слышится в начале слова (на крыши вагонов выставляются соответствующие схемы), во второй вагон – подарки, в названии которых звук [З] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [З] слышится последним».

В игре может участвовать один ребенок (при индивидуальной работе), трое детей (каждый подбирает картинки для своего вагончика) и все дети (каждый ребенок берет только 1 картинку и ищет ей подходящий вагон

II вариант (определение количества слогов в слове)

Игра проводится аналогично 1 варианту, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).

III вариант (звуковой анализ слова)

Детям предлагается подобрать картинки, подходящие к соответствующей звуковой схеме слова, а затем распределить их по вагонам.

IV вариант (подбор слов с заданным звуком, автоматизация и дифференциация поставленных звуков)

Данный вариант целесообразнее использовать с одним ребенком, либо с несколькими детьми, у которых нарушена общая группа звуков. Картинный материал подбирается индивидуально.

5 вариант (совершенствование лексико-грамматического строя речи) 

Меняя карточки с заданиями на крышах вагонов, педагог может предложить детям:

- подобрать слова-признаки к едущим в вагоне картинкам (Чебурашка: добрый, милый, ушастый);

- подобрать слова – действия (жучок: летает, питается, жужжит);

- назвать один предмет и множество (гриб — грибы);

- назвать пять таких предметов (зонт— пять зонтов);

- поиграть в «Жадину» и назвать предметы, употребляя слова «мой», «моя», «мое», «мои» (мой замок, мои арбузы, моя рыбка);

- поиграть в «Прятки» — назвать, чего нет в вагоне (нет корзинки, иголки, зайца);

- назвать ласково предметы (куколка, елочка, подушечка);

- ответить на вопросы: «Чьи уши? Чей хвост?» (заячьи уши, заячий хвост);

- назвать маму, папу и детенышей животных, едущих в вагоне (мама – курица, папа – петух, детеныш (птенец) – цыпленок).

Картинный материал подбирается под каждое задание. При необходимости педагоги могут расширить спектр заданий, например, использовать карточки со схемами предлогов для составления предложений и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..

•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...

Настольно-печатные игры по развитию речи детей 5 - 7 лет

Игры по развитию речи помогут подготовить детей 5 - 7 лет к обучению в школе....

Настольно-печатные игры для дошкольников по ознакомлению с правилами дорожного движения

               Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание...

Авторская настольно-печатная игра «Волшебный паровозик»

Направление: ФЭМП, окружающий мир. Игра расчитана для детей дошкольного возраста. Актуально совместно со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Цель игры: создать условия для расширения и зак...

Консультация для родителей «Почему важно играть с ребенком в настольно-печатные игры»

Настольно - печатные игры –   это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой при...

Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»

Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...