Главные вкладки

    Настольно-печатные игры в речевом развитии детей дошкольного возраста
    методическая разработка по логопедии по теме

    Атаманова Маргарита Степановна

    Рекомендации для педагогов и родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nastolno-pechatnye_igry_.doc339.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов и родителей

    Настольно-печатные игры

    в развитии детей дошкольного возраста

     «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

    В.А. Сухомлинский

    «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости  и любознательности»

    В.А. Сухомлинский

    «Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

    А.М. Горький

    1. Какие бывают настольные игры?

    Современный мир достаточно богат  всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

    Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино.  Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года), о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие  фонематический процессов, лексико-грамматических представлений,  связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению  иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано  бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

    Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент  вашему ребёнку, соответственно  его возрасту.

    1. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

    Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

    По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».  Поэтому, настольные игры, естественно,  развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

    У  детей  развиваются  память, внимание, воображение.  В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца,  дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при  обучении в школе.

    Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

    Настольные игры  в старшем возрасте  так же вырабатывают

    привычки правильного поведения,

    помогают детям осваивать правила игры,

    не нарушать их,

    «ходить» по очереди,

    не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.  

    («Программа воспитания и обучения в д/с», стр. 123)

    Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

    1. Какие самые популярные настольные игры?

    Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы». 

    Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель – собрать гармоничное целое из частей.

    «Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

    Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом.

    Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

    Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят  все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

    Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

    В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика».  Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

    В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать

    «Картинки-половинки» Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

    «Большие и маленькие» Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» -  домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

    1. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.?  Когда можно учить собирать мозаику?

    Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

    Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы  – безопасные игры для здоровья детей.

    Маленькие дети играют в разные  настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

    Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.                                  

    1. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (например, парные картинки – 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.)

    «Большие и маленькие». - игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

    «Разные по названию и разные по цвету» - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

    «Что за форма?» - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

    «Тук-тук» - позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

    «Собери целое» - учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

    В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму). 

    Дети 2 –3 лет любят играть в игры:

    • «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой); 
    • игра «Чей малыш?» или «Чья мама?» (так же, как в предыдущей игре);
    • «Во саду ли в огороде?» (различают фрукты и овощи);

    Настольно-печатные игры 2 – 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.

    В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито,  преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами), стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками – вкладами, с башенкой – придавать ей форму;

    На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

    Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка.

    Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам.

    1. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной?

    Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка (например: заяц – попрыгать, кошка – мяукнуть).

    Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые   представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

    Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.         

    Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов.

    Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

    К.Д. Ушинский писал:  «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный  фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

    Воображение ребёнка в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это  поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их  выполнения).

    Л.С.Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

    На 4-ом году жизни у детей уже  проявляется способность идти от мысли к действию.

    Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

    1. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?

    В возрасте 2 – 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы – заместители.

    Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры.

    В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

    Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

    Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

    Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры по желанию ребёнка.

    Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!

    Материал подготовила:

    Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

    Атаманова Маргарита Степановна

    город Муравленко ЯНАО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

    Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

    Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

    Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

    Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

    В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

    «Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»

    Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...

    «Игры по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста дома»

    Из опыта работы по теме: «Развитие познавательно – речевой сферы деятельности детей во взаимодействии с родителями». В материале представлен совместный проект с родителями, а также игры по познав...