Создание предметно-развивающей среды для духовно-нравственного развития ребенка-дошкольника.
методическая разработка (старшая группа)

Создание предметно-развивающей среды для духовно-нравственного развития ребенка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды для духовно-нравственного развития ребенка-дошкольника.

Интонационная выразительность речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

В дошкольном возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при заикании. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной».

Ограниченные интонационные возможности дошкольников с заиканием характеризуются рядом особенностей:

  • недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
  • нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
  • нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
  • трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  • нарушения мелодического компонента интонации;
  • нарушения темпо-ритмической организации высказывания.

Недостаточная сформированность интонационной стороны речи усугубляет имеющиеся у заикающихся дошкольников трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала. Это обуславливает целесообразность мероприятий по развитию интонационной выразительности речи в комплексе мероприятий по коррекции нарушений плавности речи.

Этапы работы над формированием интонационной выразительности речи:

1. Развитие восприятия и понимания детьми основного тона высказывания, дифференциации основных типов интонационного оформления речи;

2. Формирование интонационной выразительности экспрессивной речи: развитие умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний, произвольно использовать интонационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

Задачи:

1. Формирование физиологических механизмов интонирования.

Направления работы:

  1. Формирование диафрагмального (диафрагмально-рёберного дыхания);
  2. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха;

3. Увеличение длительности речевого выдоха;

4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах;

5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра;

6. Тренировка дикции;

7. Ритмические упражнения.

2. Обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств для оформления высказываний в различных ситуациях общения.

Направления работы:

1. Развитие внимания и интереса к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения.

2. Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).

3. Развитие мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции.

4. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма.

5. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи: высоте голоса, темпе, громкости речи, логическом ударении; жестах мимике.

6. Знакомство с различными видами интонации. Знакомство с голосовыми средствами, способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.

7. Формирование в    экспрессивной речи навыка интонационного оформления фраз в соответствии с тремя основными видами интонации.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится последовательно и систематично, материал соответствующих упражнений распределяться «пошагово», с учётом динамики возрастания интонационных навыков детей. Кроме того, она пронизывает весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду: игровые упражнения включаются в совместную деятельность и различные режимные процессы.

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению широко используется в логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся дошкольников.

Игры–драматизации проводятся в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Уже с первых занятий используются «сценки без слов» с элементами пантомимы, способствующие нормализации речевого дыхания, улучшению артикуляции, вхождению в образ. Речевой материал в этих «представлениях» сведён к минимуму. Внимание детей постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться.

На начальных этапах обучения ведущая роль принадлежит педагогу; его речь служит образцом для подражания. Постепенно творческая активность детей возрастает. Широко используются инсценировки диалогов (самостоятельных и из хорошо знакомых сказок), в которых в зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Игры–драматизации дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами подбирают и изготавливают определённые атрибуты, позже – распределяют, сочиняют, импровизируют роли. Подобные занятия дают повод для речевой практики, приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Особенности развития просодических компонентов, их отрицательное влияние на становление речевого общения заикающихся дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи особое внимание.  

Одним из важных моментов в работе с заикающимися дошкольниками является правильность выбора действенных приемов и методов. Одним из таких действенных методов являются игры–драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Консультация "Создание предметно-развивающей среды для осуществления и оптимизации духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников"

Данная консультация поможет воспитателям правильно построить предметно-пространственную развивающую среду учитывая интересы мальчиков и девочек, обеспечить зону "ближайшего развития детей". Педагоги с...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...