Организация наглядных методов в условиях детского сада.
консультация

Светлана Владимировна Курик

Тематика наблюдений за природой разнообразна: описание растений и животных, рост и развитие растений и животных, передвижение и поведение животных, сезонные явления в природе, воздействие человека на растительный и животный мир и др. Организация наблюдений за природой требует от воспитателя прежде всего умения четко ставить перед детьми цель: что или кого предстоит наблюдать, т.е. подбирать для каждого наблюдения небольшой круг знаний, имеющихся в жизненном познавательном опыте ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематика наблюдений за природой разнообразна: описание растений и животных, рост и развитие растений и животных, передвижение и поведение животных, сезонные явления в природе, воздействие человека на растительный и животный мир и др. Организация наблюдений за природой требует от воспитателя прежде всего умения четко ставить перед детьми цель: что или кого предстоит наблюдать, т.е. подбирать для каждого наблюдения небольшой круг знаний, имеющихся в жизненном познавательном опыте ребенка. Знания о природных объектах и явлениях формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Поэтому наблюдения за природой в детском саду проводятся ежедневно. Каждое наблюдение при этом дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя приобретенные ранее первоначальные представления.

Особенно важны наблюдения во время прогулок: за вращением Земли, температурой и влажностью атмосферного воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, распусканием почек и листопадом у деревьев и кустарников, прилетом и отлетом птиц, гнездостроением, линькой домашних кошек и собак и т.п. Такие наблюдения обогащают представления детей о природе, формируют доброжелательное к ней отношение, стимулируют познавательный интерес. Запланированные наблюдения в природе, например, за сезонными явлениями в жизни растений, могут быть дополнены наблюдениями за птицами – голубями, воробьями, галками, воронами, скворцами, а также насекомыми, которые часто бывают случайными и неожиданными, и воспитатель не должен упускать такую возможность. Следует помнить, что каждый день, проведенный на природе, уникален.

Один из принципов организации наблюдений детей за природой – систематичность. Только в этом случае в результате повторяющихся и регулярных встреч с природой у них формируются более полные и глубокие представления о природе, развивается умственная и речевая активность, стимулируемая разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как основного способа наблюдения, привлечением жизненного познавательного опыта ребенка, проговариванием результатов наблюдения, сравнения одного природного объекта с другим, предъявлением вопросов разного уровня сложности и направленности.

Работа по изучению природы детьми 4– 7 лет организуется с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Дошкольники этого возраста должны обязательно быть включены в осмысленную деятельность, в процессе которой они самостоятельно обнаруживают новые свойства природных объектов и явлений, их сходство и различия. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие для себя «нового» в окружающем мире. При этом главным фактором, как подчеркивают психологи, выступает характер деятельности: для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения, формы мышления, определяемые типом деятельности, в которой эти знания приобретаются.

Огромные возможности для развития исследовательских способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада дает мир физических явлений неживой природы [Соломенникова]. В качестве содержания такой работы можно использовать наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния тел и веществ неживой природы (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов. Например, легко поставить следующие опыты: «Металлы и магниты», «Проводники», «Вес в воде», «Плавает или тонет?», «Разделение смеси», «Образование соединений», «Резонаторы», «Звуковые эффекты», «Молекулы-силачи», «Давление воды», «Сифон», «Ледяная ловушка», «Таяние льда», «Испарение воды», «Получение радуги», «Из чего состоит воздух?», «Тяжелая бумага», «Получение облаков», «Вызови дождь» и др.

Для проведения опытов и экспериментов необходимо оборудовать в детском саду «Уголок экспериментирования», «Детскую научную лабораторию». В них каждый ребенок получает возможность выделить и поставить проблему, предположить варианты ее решения, проверить эти решения опытным путем, сформулировать выводы в соответствии с результатами опытной проверки, применить сформулированные выводы к новым экспериментальным данным и сделать обобщения. Следует подчеркнуть, что такую «серьезную» работу следует обязательно сочетать с игрой. Например, Л.Н. Прохорова предлагает, чтобы не угас познавательный интерес детей к опытам и экспериментированию, давать задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголке или лаборатории «живут» персонажи, придуманные и сделанные воспитателями совместно с детьми: Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, девочка Почемучка и др. Эти герои «участвуют» в проведении опытов и экспериментов, решают возникшие проблемы.

В костюмах героев появляются соответствующие необходимые детали: большой карман для вопросов у «Зайчика-Любознайчика», рюкзачок для интересных вещей у «ХрюшиУдивлюши», яркая нарядная косынка у Почемучки – все это способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследованиям.

Исследование объектов и явлений неживой природы сопровождают наблюдения и опыты над живыми природными объектами. Огромно воспитательное значение живой природы. Общение с ней положительно влияет на детей разного дошкольного возраста. Помочь в этом может уголок природы в детском саду, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Знакомя детей с комнатными растениями, воспитатель углубляет и расширяет их знания о растительном организме, организуя за ними регулярный уход. Дети учатся поливать растения под руководством воспитателя, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие листья тропических растений влажной тряпочкой, опрыскивать водой, подкармливать минеральными удобрениями, рыхлить почву и пересаживать растения по мере надобности. Полезно также организовать работу по вегетативному размножению комнатных растений.

Животные вызывают у детей значительно больший интерес, чем растения. Поэтому знакомство с обитателями уголка природы следует начинать с осмотра животных. Воспитатель привлекает детей к уходу за животными, дает индивидуальные поручения: одному предлагает насыпать зерно в кормушку для птиц, другому – налить воды в поилку. Основная цель этих поручений – пробудить интерес детей к труду и желание сделать что-то полезное для того или иного животного.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя. Под его руководством дошкольники систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода дети получают первичное представление о многообразии растительного и животного мира Земли, о том, как растут и развиваются растения и животные, как они приспособлены к условиям обитания, что им необходимо для жизнедеятельности. Воспитатель учит детей анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, размножения, поведения. При рассматривании комнатных растений надо обращать внимание ребят на красоту листьев и цветков, на то, как находящиеся в уголке природы растения украшают помещение. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного, их эстетическому воспитанию.

Одним из способов систематизации знаний дошкольников о природе является организация на территории ДОУ экологической тропы – маршрута прогулки, в процессе которой дети знакомятся с природой, учатся бережному к ней отношению. Центральное место в формировании экологической культуры у ребенка дошкольного возраста занимает восприятие природы с помощью органов чувств. Совершая определенные действия в отношении природы, например, развешивая на деревьях скворечники, поливая растение или внося в почву удобрения, ребенок ожидает от природы «ответа», который способен сенсорно зафиксировать, т.е. увидеть, услышать.

По мнению В.А. Ясвина, «ответы» природных объектов бывают как положительными, т.е. направленными на укрепление отношений с природой, так и отрицательными, приводящие к отчуждению от природы. В процессе взаимодействия дошкольников с природой важно пробудить у них эмоциональные отклики на ее «ответы», которые должны быть обязательно положительными. В этом случае природа отождествляется с одушевленным существом, вызывающим у детей чувство заботы и сопереживания. Показателем степени экологической воспитанности в этом случае является активная позиция, проявляющаяся в желании сделать что-то полезное для конкретного природного объекта, например, засыхающего дерева, вытоптанного газона, брошенного на улице котенка, прилетевших на территорию детского сада птиц, бабочек, шмелей и т.п.

Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера. Наряду с этим, необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживания и чувств.

Кроме этого, Т. В. Серебрякова считает, что в процессе экологического образования необходимо совмещать разные наглядные методы, т.е. рекомендует сочетать процесс наблюдения с наглядно-иллюстративным материалом. В своей книге автор приводит следующие требования к наглядно-иллюстративному материалу, предъявляемому детям дошкольного возраста:

  • реалистичность изображаемых предметов и явлений;
  • ясность замысла художника;
  • художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

Также обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

  • картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А.Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А.Веретенникова), «Времена года» (С.Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С.Н.Соловьева) и некоторые другие;
  • картинки, иллюстрации, фотографии;
  • гербарии, коллекции;
  • кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

На основании вышесказанного, можно сказать, что рассмотрены основные классические способы организации наблюдения при построении педагогического процесса в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Организация адаптационного периода к условиям детского сада

Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Предметно-развивающая  среда-система  материальных  объектов  деятельности  ребенка  функционально  моделирующая  содержание  его  духовного  и...

«Организация этнокультурного воспитания в условиях детского сада»

Этнокультурное воспитание на современном этапе,  направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения.    ...