Роль музыки и танца как средство оздоровления
консультация

Белицкая Татьяна Анатольевна

Роль музыки и танца как средство оздоровления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_i_tantsa_v_ozdorovlenii_detey.docx15.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка и танец как средство оздоровления»

Консультация для воспитателей

Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает различные исторические эпохи. Музыка во многом отличается от других видов искусства, так как она оперирует средствами чисто эмоционального воздействия и обращена преимущественно к чувствам и настроениям людей.

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни. Восприятие музыки основано, прежде всего, на определенной мелодии. Мелодия - это душа музыки. Ни одна мелодия не может существовать вне ритма, ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование коротких и протяжных звуков. Мелодия и ритм неразрывны и составляют основу музыки.

Все элементы музыкальной выразительности (лад, тембр) отражают содержание музыкального произведения, которое воспринимается человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции и системы его организма.

Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, другая заставляет нас отбивать ритм ладонью, притоптывать ногой или пуститься в пляс.

Дети с первых мгновений воспринимают различные звуки. Одним из самых сильных возбудителей человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряет расщепление гликогена.

Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, способствует формированию у дошкольников чувства сплоченности, побуждает активное желание выражать музыку в движении. Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые древней Греции.

Аристотель пришел к выводу, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.

Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста.

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной.

В основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность детей лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.

Музыка, особенно легкая, ритмичная, положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и производят большой оздоровительный эффект.

Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его, дошкольники не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого надо понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать широко, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной активности дошкольников. Танцевальные упражнения не требуют длительной подготовки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Также позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности суставов и развивают выносливость, формируют правильную осанку, красивую и легкую походку, грациозные и изящные движения.

С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости координации движений.

Танец может служить не только средством психофизической регуляции, но и средством установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Использование музыки и танца стимулирует творческий потенциал детей, способствует коррекции системы отношений личности.

В нашем детском саду мы стараемся создавать оптимальные условия для всестороннего и полноценного развития способностей детей, укрепления их здоровья.

Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.

Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста....

Музыка и танец как средство оздоровления.

О том, что искусство лечит, знали в глубокой древности. Швейцарский этнограф О. Штель описал случаи, когда в древнем Хорезме табибы с помощью танцевальной музыки, звуков сурны, дойры, нагоры ожи...

Консультация для воспитателей "Музыка и танец как средство оздоровления дошкольников"

В консультации раскрывается значение танцевального искусства как средства художественного, эстетического и нравственного воспитания дошкольников....

Музыка и танец как средство оздоровления

Консультация для педагогов дошкольного образования....

Консультация для родителей «Музыка и танец как средство оздоровления детей»

Консультация для родителей«Музыка и танец как средство оздоровления детей»...