Конспект по развитию речи с использованием игровых технологий. тема: "История об игрушках"
план-конспект занятия (старшая группа)

Серова Екатерина Алексеевна

Конспект по развитию речи с использованием игровых технологий.

Тема: «Истории об игрушках».

Возрастная группа: старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_str.gr_.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи с использованием игровых технологий.

Тема: «Истории об игрушках».

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Развитие всех  компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической.

Задачи:

Образовательная:  закрепления умения составлять рассказ об игрушке с помощью схемы используя в рассказе сложные предложения . помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Продолжать развивать фонематический слух , определять место звука в слове. 

Развивающая:   развивать грамматический строй речи и звуковую культуру речи.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к игрушкам и любовь к родному языку.

Словарная работа:

Активизация словаря: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги, самолёт.

Обогащение словаря: мольберт, деревянная палочка,

Средства: Игрушки (мяч, кукла, машина, самолёт, котёнок), схема для составления рассказа, микрофон, карточки для работы в паре «Игрушка -схема», картинка для придумывания конца сказки и картинки подсказки: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги, мольберт. Магнитофон, аудиозапись для физминутки, аудиозапись от лица куклы, песня «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева,  сл. М. Пляцковского), ноутбук.

Способы: Сюрпризный момент, словесная игра «Эхо», «Закончи предложение», «Забывчивый покупатель», вопросы к детям, напоминание, работа в паре.

Предварительный результат: работа со схемами.

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1

Организационно мотивационный этап (вводная часть)

Создать благоприятный эмоциональный настрой на последующую деятельность.

Ребята, встаем в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

А сейчас присаживаемся на свои места

Ножки вместе, ручки на коленки (обращаем внимание на осанку)

Дети слушают воспитателя и настраиваются на последующую деятельность.

2

Основной этап

Сегодня у нас с вами очень интересное занятие.

2.1

Этап постановки проблемы

- Ребята, представьте себе, что в нашу группу пришёл новый ребёнок, он никогда не был в детском саду и не знает как нужно играть. Что бы вы ему рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках? (Выслушиваю ответы детей даю им оценку. Отмечаю умение использовать вежливые слова, понятно объяснять.)

Дети рассказывают о том как и с кем они играют.

2.2

Этап восприятия материала

Закрепление

умения составлять рассказ об игрушке с помощью схемы используя в рассказе сложные предложения;

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Продолжать развивать фонематический слух , определять место звука в слове.

Развивать грамматический строй речи и звуковую культуру речи.

- С какими игрушками вы любите играть?

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Есть игрушки у Андрюшки

Вот забавная лягушка

Мишка, зайчик и машинка,

Ну, а кукла – для Ирины.

- Посмотрите, как много игрушек в нашей группе. Какие они все разные!

- Подумайте, о какой игрушке я загадаю загадку:

“Кинешь в речку – не тонет, бьёшь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать” (мяч).

-  Какими словами говорится  в загадке про мяч? (кинешь, бьёшь, кидать, летать)

- Что можно делать с мячом? (играть, катать, бросать, подкидывать).

- Слушайте ещё одну загадку:

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать,

День, и два, и даже – пять!    (Кукла)

- А как можно играть с куклой?

Что можно с ней делать? (одевать, гулять, кормить, купать, укладывать спать и т д) Предлагаю рассмотреть её, спрашиваю, кто из детей хочет рассказать об этой игрушке: “Какая она?  Как можно играть с ней?” (схема)

«Описание частей игрушки»

Показываю игрушку (кошка), указывая на отдельные части, прошу детей назвать их, затем описываю детали игрушки, дети должны назвать её, например: «У игрушки есть мотор, кабина, два крыла, иллюминаторы, хвост». (Самолёт). (2-3 раза)

«Составление предложений»

Я начинаю предложение, а дети заканчивают, используя слов «потому что»

- Машина без колеса, потому что…

- Мишка грязный, потому что…

- Мама купила Оле новую куклу, потому что…

- Игрушки валяются на полу, потому что…

Речевая игра “Эхо”

Я произношу звук или слово, а ребёнок на которого я укажу , или все вместе должны повторить точно так же, только чуть-чуть потише, как настоящее эхо. (использую разную интонацию, силу голоса и темп)

Ребята, наши игрушки заскучали, давайте их немного развеселим , покатаем на карусели?! Выходите и вставайте в круг.

Физминутка музыкальная “Мы на карусели сели”

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

ходить по кругу

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Вверх летели

потянулись вверх

Вниз летели

присели на корточки

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

Игра «Забывчивый покупатель»

А сейчас, давайте поиграем в игру «Забывчивый покупатель». Я буду покупатель, а кто первый отгадает мою покупку, будет следующим забывчивым покупателем.  На витрине-столе разложены игрушки (или картинки с игрушками). «Покупатель говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить и  описывает предмет: цвет, форму, какой он на ощупь, что с ним можно делать. (2-3 раза)

А хотите мы с вами немного пофантазируем, и превратимся в великих сказочников.

Экстремальная ситуация:

«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»

- Что бы вы предложили для спасения зайчика?

Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.

 Вы должны говорить полным предложением как я:

- Для спасения зайки можно прислать самолет…

- А теперь попробуйте сами

Для спасения зайки……

У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги, кораблик, спасательный круг.

(Дети поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого)

Дети отгадывают загадки.

Мяч

Кинешь, бьешь и т.д.

Играть, катать, бросать.

Кукла

Гулять, кормить и т.д.

Дети описывают детали самолета.

Дети отвечают:

Другое колесо сдулось

Он упал в лужу

Старое платье ей мало

Я ими играм

Дети играют в игру

Дети выполняют физкультминутку

Дети играют в игру

Дети отвечают

2.3

Этап практического решения проблемы

 Воспитывать бережное отношение к игрушкам и любовь к родному языку.

Сказки о любимых игрушках  

Многие дети думают, что жители города Игр самый веселый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушайте, что рассказала кукла Катя: «Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом меня положили в большую-большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и большие, старые и новые. Они и рассказали, что у их хозяйки много игрушек,  и каждый раз ей покупают новые». И тут вдруг кукла Катя заплакала: «Может быть, она никогда не будет со мной играть? Что же теперь делать?»…

Поможем Кате? Что вы можете её посоветовать, предложить?

- Что значит быть добрым?

- Кого называют жадным?

- У вас друзья добрые или жадные?

- С каким человеком интересно играть?

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

3

Заключительный этап

Проанализировать деятельность, показать результат всего занятия, напоминать о появление затруднения и решения проблемной ситуации, обобщать деятельность детей по достижению цели

Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботится друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

- Что для вас было трудным? А что вам показалось сложным?

- Ребята, как мы будем относится к нашим игрушкам?

Звучит песня «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева,  сл. М. Пляцковского)

 

Дети отвечают на вопросы, рассказывают о своих трудностях на занятии и о том что они узнали нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий "В гостях у сказки"

Конспект НОД с объдинением ОО Развитие речи, художественно-творческой, двигательной....

Конспект ООД по развитию речи с использованием игровых технологий для детей среднего дошкольного возраста на тему:«Сказочный лес».

Этот материал предназначен для среднего дошкольного возраста. Занятие помогает воспитателю в решении таких воспитательных и образовательных задач, как :-  формировать понятия о звуках, которые пр...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий во второй младшей группе "Сорока-Белобока"

Цель данного занятия: развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать способ решения практических задач....

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий в подготовительной группе.

Конспект НОД (интегрированное) по развитию речи с использованием игровых технологий в подготовительной группе. Воспитатель: Пар...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий на тему: "Кошечка в гостях у ребят".

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Цель: Ра...

Конспект НОД в группе раннего возраста. Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми 2-3 лет в группе раннего возраста по развитию речи с использованием игровых технологий "Забавные игрушки"

В занятии используются игровые технологии, игрушки забавы. Используется игровая ,коммуникативная,познавательно- исследовательская деятедьность ,а так же восприятие художственной литературы и фольклора...