Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников»
методическая разработка

Экологическое воспитание дошкольников

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

   Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа.

   Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанию поведения в природной сфере. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

   Экологическое воспитание в детском саду способствует:

- Формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;

- Формированию бережного отношения к природе.

      Задачи экологического воспитания детей:

- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;

- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;

- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;

- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;

- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;

- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.

- Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

Развивающая среда: Экологическая тропинка, лаборатория, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями.

   Сущность экологического воспитания С. Н. Николаева рассматривает как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют; осознания себя, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимость от состояния. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

   Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

   Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. 

   Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека, для снятия стрессов городской жизни. Оттого и усиливается тяга людей к животным обитателям леса, рек, полей. Есть такая возможность для установления контактов с природой – создание живых уголков. Занятие это хлопотное, но какой блеск в глазах, умиление на лицах детей, радость от общения с маленькими друзьями. Ребята становятся добрее, ответственнее.

Дети принимают деятельное участие в создании живого уголка и считают себя его хозяевами. Уход за обитателями живого уголками – растениями, рыбками прививают детям трудолюбие, аккуратность, терпение, самодисциплину. Особое место занимают игры с природным материалом.

   Важной формой организации познавательной деятельности дошкольников является труд в природе. Участок детского сада может стать базой для трудового и нравственного воспитания. Наблюдая за детьми, я убедилась, что они проявляют большой интерес к труду, охотно выполняют поручения. Так во время осеннего листопада, мы организуем уборку территории. В конце работы обязательно обращаю внимание на результат внимание труда и его значимость для окружающих: на участке стало чисто красиво. Можно предложить очистить дорожки от снега и посыпать их песком, тем самым проявляя заботу о своей безопасности и безопасности окружающих и многое другое. 

   Помимо приобретения трудовых навыков у детей накапливаются представления о тех или иных явлениях.

   Особое внимание мы уделяем такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляющее – познавательного типа. На таких занятиях формирую обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусств.

   В этом случае наибольшее значение имеет логика построение беседы с детьми. Последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно -следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщение, перенести знания в новую ситуацию.

   Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о воде?»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в на...