Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Салахутдинова Наиля Риковна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о воде?»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют  действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности  проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует  овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

Экологическое воспитание дошкольников сегодня – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе, как к универсальной ценности.

Актуальность

Задача педагогов, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, бережно относящееся к природе. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе).

В своей методической разработке хочу рассказать и показать воспитанникам для чего, и зачем нужна вода.

Многие люди и дети задаются вопросом: для чего нужна вода? Но если только об этом задуматься, то ответ напрашивается сам собой. Наш земной шар на 70% покрыт водным пространством, а организм человека содержит в себе примерно 75–80% жидкости. Получается, что вода – это основа всей жизни на планете Земля.

Ведь вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. А главный потребитель воды на Земле — это человек. Не случайно все мировые цивилизации формировались и развивались исключительно вблизи водоемов. Значение же воды в жизни человека просто огромное. Сколько воды на Земле? Много или мало? В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере. Землю иногда называют «Голубой планетой».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательные:

Знакомить детей с богатством природы – водой, формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей; уточнять представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные и человек.

Развивающие:

Развивать познавательную активность и творческие способности детей;

совершенствовать мыслительные операции:  анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;  развитие эстетических представлений и художественного вкуса  детей. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность. Прививать бережное отношение к воде.

Формы и методы экологической работы с дошкольниками:

1. Наглядные: просмотр презентаций «Что мы знаем о воде?», «Вода в жизни человека»

2. Практические: дидактические игры, способствующие реализации  цели «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе», «Знаем, знаем!» «Плавает - не плавает», « Зверь рыба, птица, небылица»,  «Разрезные картинки»,  «Помоги Незнайке!», «Что перепутал художник?», «Закончи рисунок»,  «Определи по контуру»,  «Определи по тени»,  «Что мы знаем о воде?»

3. Словесные:  чтение  художественной  литературы  « Путешествие Капельки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой,

Беседы: «Вода в жизни человека», «Волшебница вода», «Кому и зачем нужна вода», «Вода — наш друг!» разгадывание загадок о воде.

4. Исследовательская и экспериментальная деятельность: Опыты и эксперименты с водой : «Тонет - не тонет», « Решето – непроливайка», «Выращивание кристаллов», « Торнадо в банке», «Повелитель спичек», «Превращения чернил», « Свойства воды»

                                               

                                                     Содержание.

 

Методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды и ее значения в жизни человека, у детей формируются естественно - научные представления.

Считаю, что целью экологического воспитания дошкольников являются:

-формирование навыков элементарной проблемно-поисковой деятельности в процессе знакомства с неживой природой (вода),

-развитие коммуникативных и творческих способностей ребенка-дошкольника.

Рассматриваемые вопросы

•        «Вода вокруг нас».

•        Что такое вода и зачем она нужна?

•        Можем ли мы один день обойтись без воды?

Помочь детям проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопрос, искать на него ответ (самостоятельно и совместно с взрослыми), привлекаю внимание взрослых и детей к явлениям, связанным с водой.

Методы и приёмы педагогического воздействия:

сюрпризные моменты,

игровые образы,

игровые ситуации.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: Капли воды, изготовленные из бумаги, ИКТ презентации, воздушные шарики с наполнителем (крахмал) для мелкой моторики рук.

Раздаточные: Ёмкости для опыта (стаканы), воронка, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнка, молоко, сахар, соль, песок, ложка, масло растительное, спички, жидкость для мытья посуды, уголь активированный, решето(сито)

Место проведения: группа.

Предварительна работа:

Просмотр презентаций «Что мы знаем о воде?», «Вода в жизни человека»

Дидактические игры, способствующие реализации  цели «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе», «Знаем, знаем!» «Плавает - не плавает», « Зверь рыба, птица, небылица»,  «Разрезные картинки»,  «Помоги Незнайке!»,  «Что перепутал художник?»,  «Закончи рисунок»,  «Определи по контуру»,  «Определи по тени»,  «Что мы знаем о воде?»

Чтение  художественной  литературы  « Путешествие Капельки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой,

Беседы: «Вода в жизни человека», «Волшебница вода», «Кому и зачем нужна вода», «Вода — наш друг!» разгадывание загадок о воде.

Опыты и эксперименты с  водой: «Тонет - не тонет», « Решето – непроливайка», «Выращивание кристаллов», « Торнадо в банке», «Повелитель спичек», «Превращения чернил», « Свойства воды»

Работа с родителями:

Консультация «Все о закаливание»

Ожидаемый  результат: 

Развивать познавательную активность и творческие способности детей;

совершенствовать мыслительные операции:  анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;  развитие эстетических представлений и художественного вкуса  детей. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность. Прививать бережное отношение к воде.



Предварительный просмотр:

   Консультация для родителей «Все о закаливание»

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании   и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны;

контрастное обтирание;

контрастный душ;

сауна; русская баня

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров - прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” - 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, одеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! Первое условие закаливания - выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики - такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий.   Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой.   К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание - «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. Существуют и противопоказания к закаливанию.

 

 Основные принципы закаливания детей дошкольного возраста

Чтобы  добиться положительного  эффекта необходимо соблюдать следующие схемы:

регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);

постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);

чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);

использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);

комплексность процедур ( это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);

процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции

Общие правила закаливания

одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);

укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);

ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;

после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;

ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);

в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.

Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.



Предварительный просмотр:

     Настольно печатные и дидактические игры

«Игра побуждает детей к усиленной умственной деятельности, требует от них значительных напряжений, появляется возможность для развития интеллекта»

                                                                         (Б.П. Никитин).

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

-закрепление или отработка полученных знаний;

-развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;

-тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;

-воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

-закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;

-учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;

-выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);

-вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);

-формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);

-методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);

 Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

1.а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

2.а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

3.а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4. а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5. а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6. а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7. а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8. а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к другому игроку. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: ручей, река, озеро, болото, море, океан, обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-8 частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.

Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одного рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

Дидактическая игра: «Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

Дидактическая игра: «Определи по тени».

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

2.Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

6.Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

7.Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

8.Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).

9.Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

10.Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).



Предварительный просмотр:

             Опыты с водой.

В мире столько всего интересного и любопытного, что все дети, начиная с возраста, когда они научились говорить, растут большими почемучками. Как занять ребенка, чтобы время прошло с пользой, и малышу было интересно? Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Опыты с водой для детей - это отличный вариант для проведения совместного досуга. Вода имеет вкус и плотность, но не имеет запаха. Она встречается в трех состояниях:  газообразном, жидком и твердом. Для дошкольников, и не только, опыты с водой - отличная возможность познакомится с ней поближе

Тонет - не тонет

Оборудование: Стаканы, яйцо, соль, банки,вода



3969622-b02ec07ba7126636

Возьмем  3 банки: две пол литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку нальем  крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустим  туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положим  на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное посреди раствора.

Подливая соленой воды, добьемся, яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.


Решето – непроливайка

Оборудование: Решето(сито), растительное масло,вода

Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем и продемонстрируем еще один фокус — нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится! Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода вытечёт.


 Выращивание кристаллов

13

 

Оборудование: Вода, емкость, палочки, соль

Для этого в горячей воде нужно растворить много соли, настолько много, чтобы она перестала растворяться. В банку с раствором нужно опустить нитку (лучше шерстяную, с ворсинками) хотя, можно и проволочку или веточку таким образом, чтобы часть её находилась над водой. Теперь осталось вооружиться терпением - через несколько дней на ниточке вырастут красивые кристаллы.

А можно использовать сахар.

Торнадо в банке

Оборудование: Банка, жидкое средство для мытья посуды

Торнадо, который бушует в банке, очень зрелищен на самом деле, он способен надолго заворожить детей. Нужна банка с плотно закрывающейся крышкой, вода, жидкое средство для мытья посуды. Воды в банку нужно налить столько, чтобы расстояние от уровня воды до горлышка банки было примерно 4-5 см. Теперь добавьте в воду немного жидкого средства, плотно закройте крышку и встряхните банку. Должен получиться торнадо.


Повелитель спичек

Оборудование: Блюдце, вода, сахар кусковой, спички, кусок мыла

Если в блюдце с водой и плавающими в ней спичками опустить кусочек сахара, то все спички плывут к нему, а если кусочек мыла - то от него.


Превращения чернил

Оборудование: Банка, чернила, уголь активированный

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Свойства воды

Оборудование: Вода, банка, соль, сахар, песок

Возьмем стакан с водой. Насыпем соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)Но исчезла ли соль?

(Нет, она растворилась.)

Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло?(Сахар тоже растворился в воде.)

 Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной

песок. Что произошло?(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Картинки по запросу опыты для детей с водой


2.опыт.

 Нальем воду в стакан.- Какую форму она приняла?(Форму стакана.)

– Что же такое вода?(Жидкость.)

– Жидкость не имеет своей формы( а принимает форму сосуда , в котором находится.)

Жидкость легко изменяет свою форму,(растекается.)

Картинки по запросу опыты для детей с водой



Предварительный просмотр:

                 Художественно эстетическое развитие

Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.  

            Сказка «Путешествие капельки воды»

                                                                                  Галина Железцова

Жила-была в одной лесной речке капелька воды. Она была обыкновенная, похожа как две капли воды на все остальные капельки. Речка очень любила свои капельки и всегда предупреждала о том, чтобы они двигались быстро, прятались за кусты и берега и старались меньше быть на солнышке. Однажды утром капелька проснулась в отличном настроении и вместе с другими капельками стала играть с берегом реки, то набегать волной на него, то скатываться с него. Выглянуло из-за облачка солнышко, направило свои лучи на землю и всем на земле стало тепло. Капелька нежилась в его лучах и мечтала о том, как бы ей подружиться с солнышком и полететь к нему в гости. Она забыла о том, о чем предупреждала речка, закрыла глаза и представляла, как она летит. Вдруг капельке стало очень жарко, она почувствовала, что с ней что-то происходит, словно ее тело стало легким и воздушным. Капельке стало страшно, и она открыла глаза. Каково же было ее удивление, когда над собой она увидела ослепительное солнце с палящими лучами. Ей расхотелось лететь к солнышку, и она решила спрятаться под бережок. Посмотрела по сторонам, посмотрела вниз, и поняла, что речка осталась далеко внизу. Если бы она могла плакать, то она бы заплакала, но в эту минуту она услышала чей-то крик. Посмотрела и увидела множество капелек, которые собрались в облачко и плывут в нем по небу. Изо всех сил устремилась она к ним, и была рада оказаться рядом с ними. Капелька успокоилась, теперь она была не одна и спокойно любовалась красотой природы с высоты. Она видела, как другие капельки летели к солнышку, и вместе со всеми звала их на свое облако. Их становилось все больше и больше, а облачко опускалось все ниже к земле. Теперь капелька видела поля, леса, цветы и травы, она слышала их легкий шепот. Вот вдалеке она увидела свою речку, и ей захотелось вернуться домой, но вдруг она услышала чей-то плач. Смотрит, а это цветок опустил свою голову, погибает от жары и просит пить. Капелька посмотрела еще раз в сторону речки и прыгнула вниз. Он погибнет без меня, думала капелька, пока летела к цветку. Другие капельки полетели за ней, они напоили цветок и он ожил. Капельки сидели в листиках цветка и любовались радугой, которая повисла над речкой. «Ты первый раз путешествуешь- спросила капельку соседка справа«Да» - ответила капелька. «А мне нравиться путешествовать завтра я снова полечу, я хочу облететь весь мир» - сказала соседка слева. Как интересно, подумала капелькапутешествовать по кругу это здорово! Когда я вернусь в свою речку, обязательно всем расскажу о своем путешествии.

Рассказ о круговороте воды в природе для детей

                                                                             Светлана Добрицкая

Маленький  водяной  человечек  Буль-Буль жил в  огромном  синем  море, любил нырять в  глубины  морские  и просто кататься  по волнам. И сколько  он себя  помнит, всегда  мечтал научиться  летать, стать  лёгким и  упорхнуть в бескрайние  небесные  просторы.
И вот  однажды он  заснул  на водной  глади. Пригрело солнышко  и он, словно  пушинка, стал подниматься  вверх всё  выше  и выше. Когда   проснулся, осмотрелся, его  охватил ужас, так  как он  высоко  парил  в  небе. Посмотрел на свои водяные ручки и  ножки, но  не увидел  их- он стал  невидимым. Погоревал  он  немножко, погрустил, но  вдруг  он услышал голос  своей  подружки   Дзинь-Дзинь:
-Глупый ты  глупый, Буль –Буль, не плачь. Мы  теперь   будем  жить в  новом  домике. Это –облако- белоснежное  и  пушистое.
Пожил несколько  дней  Буль- Буль в своём  новом  домике, но стал  горевать  по своему  родному  морю, по  шумным  волнам, по прибрежным  прибоям. Он сел и  заплакал.
Вдруг он  заметил, что снова  стал таким как  прежде, и с радостной  улыбкой  прыгнул  вниз. За  ним  прыгнули  и  другие  водяные  человечки. Все  ниже  и  ниже  они  опускались.
Буль-Буль  увидел  большие  деревья  ,которые  с радостью  ловили водяных человечков, увидел  цветы, которые  тянули свои листья  -руки к  небу  и звали в  гости маленьких человечков. Всё  ожило  и  дышало!!! Увидел он и  двух  маленьких  ребятишек, которые  улыбались и радостно кричали:
-Дождь! Дождь!
Грустным  был  только  Буль-Буль, так   как  облако унесло  его далеко от любимого  моря.
Он упал в  траву, с лёгкостью скатился на  землю, где  встретил старого  дождевого червя Бур-Бур ,который  и  помог ему:
-Не  плач, Буль-Буль, ступай  за  мной, я  отведу  тебя  к  берегам  подземной  реки, которая  и приведёт тебя  к  твоему  морю.
Долго пробирался  Буль-Буль сквозь почву: ему  встречались корни деревьев, трав, чьи-то  норы, даже  большие камни, что преграждали ему  путь, но он  неустанно  шёл к своей  цели. Вот он уже  услышал  шум подводной  реки и из последних  сил прыгнул в  неё…От усталости он уснул, а когда  проснулся, то увидел, что он снова  в своём  любимом море. Снова  он  ныряет в глубины  морские и катается  по волнам. Теперь он не  боится  никаких путешествий, так  как  он  знает, что всегда  вернётся  домой, где  его  всегда  любят  и  ждут. 

Загадки о Воде.

Сама не пьет, а нас заставляет. (Вода).  

Очень добродушная  – мягкая, послушная. Но, когда захочет, то камень источит. (Вода).  

Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит И стеклянной может быть. (Вода).  

Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает. (Вода).

Без ног, а бежит. Без рук, а рукава имеет. (Река).  

В морях и реках обитает, Но часто в облаках витает. А, как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода).

И – не  суша, не вода. По нему не поплывешь и ногами не пойдешь. (Болото).  

Спрятано подо мхом, Ни пройти пешком, Ни проехать верхом. (Болото).  

Глядятся в него молодые осинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним надевая сережки. И месяц, и звезды – все в нем отражается. Как зеркало это, скажи, называется? (Пруд).  

Все обходят это место, Здесь земля, как будто тесто. Осока повсюду, мхи. Нет опоры для ноги. (Болото).  

Ни пройти пешком, Ни проехать верхом, То, что спрятано подо мхом. (Болото).      

Утром бусы засверкали. Всю траву собой заткали. Мы пошли искать их днем. Ищем, ищем – не найдем. (Роса).    

Вечером –  рождается, Ночью – наслаждается. Утром – умирает. Днем ее не бывает (Роса).  

Утром выпадет всегда Ни дождинка, ни звезда. И сверкает на лугах, На деревьях и кустах. (Роса).

Стоит корыто водой налито. (Пруд).  

Вьется, вьется вдалеке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река).  

Летом бегает, гуляет, А зимою – отдыхает. (Река).  

Зимой – скрывается, Весной – просыпается. Летом – веселится. Осенью – спать ложится. (Река).  

В нее льется, из нее льется, Сама ж  по земле плетется. (Река).  

Под травою на песок Уронили поясок. Он лежит, да не поднять. Он бежит, да не догнать. (Ручей).

К реченьке сестрице Бежит, журчит водица. (Ручей).  

В голубой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручей).  

И без рук, и без ног Из земли пробиться смог. Всех нас летом, в жаркий зной Поит ледяной водой. (Родник).  

Там, где травы вьются, на лесной тропе, Голубое блюдце спрятано в траве. Кто проходит мимо, подойдет, нагнется. Для своей дороги силы наберется. (Родник).  

Он бежит по горным склонам, Тараторит сам с собой. И в густых кустах зеленых Прячет хвостик голубой. (Родник).  

Бел, как мел. С неба прилетел. Целую зиму лежал, А  весною в землю убежал. (Снег).  

В этих водяных пустынях Волны, как барханы. А среди бездонной сини – Штормы, ураганы. (Моря и океаны).  

Широкое, глубокое Волной о берег бьется. Воды всегда  в нем  много, Но она не пьется. (Море, океан).

Белая вата плывет по воде куда-то. (Пена).  

Во дворе – переполох. С неба сыплется горох. Съела пять горошин Зина, У нее теперь ангина. (Град).  

Он все время занят делом, Он не может не идти. А идет, то красит белым Все, что встретит на пути. (Снег).  

Он летает белой стаей И сверкает на лету. А коснешься – тихо тает На ладони и во рту. (Снег).  

Скатерть белая Всю землю одела. (Снег).  

Что за звездочки такие На пальто и на руке? Все смешные, вырезные, А возьмешь – вода в руке. (Снежинки).  

Жил среди двора, Где играла детвора. Но  от солнечных лучей Превратился вдруг в ручей. (Снеговик).  

Зеркало лежит среди поля. Рама зеленая, стекло – голубое. (Озеро).   Кругом – вода, А с питьем – беда. (Море).  

Белые барашки По голубому лужку гуляют. (Волны, море).

День  сначала был хорошим. Вдруг посыпался горошек. Положил в карман штук тридцать, А в руках – одна водица. (Град)

И в огне не горит, И в воде не тонет. (Лед).

Он прозрачен, как алмаз. Дорог не бывает. Матерью своей рожден, И сам ее рождает. (Лед).  

Прозрачный, как стекло. Но не вставишь его в окно. (Лед).  

Рыбам жить под ним тепло. Крыша – толстое стекло. (Лед).  

Это зимнее стекло Весной водою утекло. (Лед).  

Я от солнца плачу. Я не могу иначе! (Сосулька).  

Забралась на карниз, Носа свесила вниз. Ночью слезы прячет, Днем от солнца плачет. (Сосулька).

Висит под карнизом Кулек ледяной. (Сосулька).  

Меня нет – меня все ждут. А приду, то все бегут. (Дождь).  

В небе родился, На земле пригодился, В земле схоронился. (Дождь).

Целый день идет, идет. Хлипкая погода. Может, это вертолет Льет на землю воду? Нет! Вода из облаков. Подскажи,  кто он таков? (Дождь).  

Мелко, крупно зачастило И всю землю напоило. (Дождь).  

Он длиннющий и большущий Лег от тучи до земли. Пусть идет сильнее, пуще, Чтоб грибы скорей росли. (Дождь).  

Растет не летом, а зимою. Растет она вниз головою. А солнышко вдруг припечет, Она водою утечет. (Сосулька).  

Над тобой и надо мной Она растет вниз головой. (Сосулька).  

Сели детки на карниз И растут головкой вниз. (Сосульки).  

Под крышей белый гвоздь висит. Солнце припечет – и гвоздь упадет. (Сосулька).  

Бежала – шумела. Уснула – заблестела. (Река).  

Белый, а не сахар. Без ног, а идет. (Снег).  

Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось – С неба на поля свалилось. (Снег).  

Серые гуси пролетали Белого пуха нароняли. (Тучи, снег).  

Воды – по колено, а не напьешься. (Снег).    

Легкий, как перо. Белый, как сахар. Мягкий, как пух. (Снег).

Пословицы и поговорки о воде.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Он из воды сухой выйдет.

С водой и огнем не поспоришь.

На обиженных воду возят.

Воду в ступе толочь.

В решете воду не носят.

Как с гуся вода.

Глубокая вода не мутится.

Вода с водой – не гора с горой: сольются.

Как в воду канул.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Концы – в воду.

Вода себе путь найдет.

Молчит, словно воды в рот набрал.

Беседа «Вода в жизни человека»

Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательные способности , воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.

Предварительная работа: проведение простейших опытов и экспериментов с водой, воздухом; рассматривание картинок из серии

«Виды спорта»; заучивание стихов, пословиц и поговорок о воде.

Материал: презентация «Вода в жизни человека», картинки «Водные виды спорта», музыка с записью звуков моря, воды, узкие голубые полоски на каждого ребенка (ручейки), картинки – верба, наводнение, потоп в квартире, вода камень точит.

Ход беседы:

В. Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения?(Без воздуха, тепла и света,еды.)Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.

(Начинаем просмотр презентации)

- Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём её ежедневно, по не-сколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя—основную часть этих напитков составляет вода. А для чего ещё люди используют воду?(Для приготовления пищи, стирки белья, мытья посуды,

обуви, уборки помещений и др.)

- А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? В воде можно купаться, мыться, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, добывать морскую соль и др.

- Какие водные виды спорта вы знаете?(Синхронное плавание ,гребля на байдарках, водное поло, прыжки в воду с трамплина и др.)

- Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла

стоят на берегу рек, озёр и морей. Какие реки протекают в окрестностях нашего города?(Обь)

В. О воде народ сложил много песен, стихов.

Рефлексия – расслабление, дети ложатся с закрытыми глазами на ковер, слушают музыку воды. (В. под музыку – звук воды читает стихотворение).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

(Дети садятся на стульчики)

В. А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете, что они обозначают? (Вода камень точит. Где вода, там и верба. ..Где вода, там и беда.)

В. Умницы, правильно назвали и объяснили поговорки. –

Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи, мебель, обои. Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией.

- Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается она делает круг. Вода содержится, как мы говорили ,в морях, реках, озёрах, ручейках. Как только пригревает солнышко вода испаряется превращается в пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в реки, озёра.

- Давайте пройдем к столу. Я вам раздам маленькие ручейки. Каждый ручеёк бежит своей дорогой, но обязательно встречается с другими ручейками. И когда их встречается много-много, то появляется река, встречается много рек появляется море и океан. А как появляются ручейки нам расскажет игра «Капельки», в которую мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют, потом приседают). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

В. А теперь давайте пройдём на свои места

- А вы знаете, что воду нужно беречь и когда моешь руки нужно сразу закрывать кран?

- Вы можете спросить «А зачем? Вон сколько воды!»

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь:

1. после умывания закрывай плотно кран;

2. когда чистишь зубки ,воду набирай в кружку;

3. не бросай в раковину посторонние предметы.

- Представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? Всё живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

- А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».

Беседа «Волшебница вода»

Цель: Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении воды в жизни растений, животных и человека. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.

Словарная работа: активизировать слова круговорот воды в природе, жидкость.

Материал и оборудование: цветик семи цветик, картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша и принесла письмо, давайте его прочтем .Только у Маши условие, прежде чем прочитать письмо, нужно отгадать загадку.

«Сама не пью, а Вас заставляю!» (Вода)

В: Верно, это Волшебница вода, пишет нам письмо, а что в нем?

«Здравствуйте, ребята! У меня 22 марта праздник называется «День воды». Поэтому я  решила пригласить вас  в путешествие. Посылаю вам цветик семи цветик с волшебными лепестками. Он вам поможет, и я нас увижу и услышу». Чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать заветные слова

 (Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по моему вели).

Дети срывают лепесток. (повторяют слова)

1. Отравляемся в космос. Ребята посмотрите на глобус, вот такой нашу планету видят космонавты из иллюминатора корабля. Скажите какого цвета больше на планете (голубого, а что обычно раскрашивают голубым цветом (воду). Верно, а как вы думаете что значит вода для жизни всего живого на планете? (ответы детей). Вы верно ответили на этот вопрос, без воды не было бы жизни на земле, наша планета была бы без жизненной пустыней.

В: Пора отправляться дальше. Отрывайте лепесток (включается музыка с записью дождя). Разговаривает с нами дождем. Вы уже наверное соскучились по дождю, вы его не только услышите, но и увидите. Показываю опыт «Дождик».

В: Перед началом эксперимента говорю, что мы будем работать с горячей водой. Уточняю, чем опасна горячая вода, спрашиваю, можно ли без взрослых включать чайник и самостоятельно наливать себе чай. В итоге делается вывод:

Не трогай горячий чайник,

Не стоит делать это.

Можно ведь обжечься

Чтобы не было беды.

Лучше остеречься.

Выполнение эксперимента.

На столе стоит все необходимое для проведения опыта: банка, железная крышка, лед и чайник с кипящей или горячей водой. Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола.

В: Давайте попробуем сами сделать дождь? Нам понадобится большая

стеклянная банка (мы взяли трехлитровую, металлическая крышка, чтобы

закрыть ее, и что то холодное (у нас это формочки со льдом). Наливаю горячую воду в банку. Лед положу на железную крышку, а крышку на банку.

(Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку). Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются).

Подводим детей к сл. выводу: Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который  содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что происходит со льдом на крышке и спрашивает детей, почему лед тает, почему рядом со льдом появилась вода. (В тепле лед тает, лед это замершая вода)

В: Вот по этому ее и называют волшебницей. Она то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.

В: Ребята промокли мы под дождем, срываем еще одни лепесток и летим к солнышку, оно нас согреет, обсушит. Прилетели стало так тепло и весело, чувствуете. Но куда же это вода делась, стала невидимой, легкой. Улетит, исчезнет и останемся мы без воды. Так ли это? Объясните почему вода в

природе не исчезнет навсегда. (ответы детей). Правильно, вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу.

В: Давайте поиграем, вы все будете капельками, дождинками. А где по вашему собираются капельки дождинки? (в тучке). Вот матушка -тучка. Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. Но скучно им стало играть по одиночки, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко. Стали капельки от солнечного луча маленькими, лёгкими потянулись они вверх и опять вернулись к маме тучке.

В: А теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали? Как называются такие движения капелек воды по кругу (Ответы детей).

В: Сорвём следующий лепесток и поищем воду в наших домах, есть ли она у нас. Откуда она берется? (Ответы детей). Верно течет из крана когда мы его открываем. А зачем открывать и закрывать краны? (Ответы детей). Верно, это только кажется, что вода сама течет из крана. Для этого затрачено много труда. Поэтому ее нужно беречь. Ребята, а мне детски из соседнего детского сада сказали, что воду беречь не обязательно потому что земля покрыта водой, зачем её беречь, что бы вы ответили им? (Ответы детей).

В: Сорвем еще один волшебный лепесток, и мы с вами оказались па берегу удивительно красивой речки нашего города. Как ее название (Ответы детей). Правильно река Обь. К ней вы очень часто приходили с мамами и папами. А давайте посмотрим что есть живого внутри этой реки. Показываю несколько картинок с растениями. Выберите какие растения могут жить в речке. (Ребята выбирают). Отлично водоросли, а вот ромашка (нет она живет на лугу). Правильно, Молодцы!

В: А какие жители живут в реке (дети выбирают нужные картинки с водными жителями). А почему вы поросенка оставили? (Потому что это домашнее животное и в воде не живет). Правильно. Молодцы!

В: Ребята, а река может жить без человека? (Ответы детей). Правильно, молодцы река может жить без человека. А может ли человек прожить без реки? (Нет). А как вы думаете человек может загрязнить реку? (Да). А как? (Ответы детей).Совершенно верно. Как сделать реку чистой? (Дети рассказывают о природоохранных знаках, о их значениях)

В: Ну вот и остался на нашем цветке один единственный лепесток. Ребята давайте отдадим его реке и загадаем желание  чтобы он помог нашей реке и ее жителям. Оторвем лепесток и скажем свои добрые пожелания реке и они обязательно сбудутся.

В: Ребята Вам понравилось путешествие? Перед Вами лежат капельки грустные и веселые. Выберите пожалуйста нужную и поднимите ее. И тогда мы узнаем кому понравилось путешествие, а кому не очень.

Беседа «Кому и зачем нужна вода»

Цель: дать детям представление о пользе воды для всего живого.

Ход беседы. 

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (Вода)

Дети: -Вода

В: Правильно, это вода. И мы сегодня с вами поговорим о воде. Где можно встре-

тить воду? 

Дети: Воду можно встретить на улице. Воду можно встретить в группе и дома:

в кране.

В: Кому нужна вода?

Дети. Вода нужна растениям, животным, рыбам и людям.

В: Для чего нужна вода?

Дети. Рыбы живут в воде (вода для рыб – дом), растения и животные пьют воду.

Человеку нужна вода для того, чтобы: готовить пищу, пить, умываться (мыться),

убираться, стирать вещи, поливать растения.

В: Я хочу прочитать вам стихотворение о воде, а вы внимательно послушайте

 (воспитатель читает стихотворение)

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкой  речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вод? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.


Беседа  «Вода — наш друг!»

Цель : Формирование представлений детей о воде и её роли на Земле. Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода; развивать связную, диалогическую и монологическую речь детей, активизировать словарь детей; продолжать приучать детей выслушивать вопрос до конца; воспитывать культурно - гигиенические навыки; бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

2. Чтение художественной литературы на тему беседы; заучивание стихов.

3. Наблюдение за водой.

4. Игры с водой.

Оборудование.

1. Глобус.

2. Иллюстрации: море, река, водопад, родник.

3. Проектор и ноутбук для просмотра иллюстраций на тему «Где

используется вода?»

4. Карточки в виде «капелек воды» (Капитошки) для игры.

5. Банка с чистой водой.

6. Мяч для игры.

Ход занятия.

- Ребята, отгадайте загадку: «Меня льют, меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая?»

- Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим именно о воде и о её значении в жизни человека.

- Где мы можем увидеть воду? (ответы детей подкрепляются иллюстрациями: ручей, водопад, родник, река и т. д.)

- На земле вода везде! Моря и океаны, реки, озёра окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому ее называют "Голубой планетой" (рассматривание глобуса).

- Давайте послушаем стихотворение «Откуда вода?»

Нам всем интересно:

Откуда вода?

Из снега берется,

Иль может из льда?

Хотя, и подземным

Ручьем вода бьет,

Так, может, она

Там начало берет?

Вопрос интересный

И чтоб разузнать

Откуда вода,

Надо книжки читать!

Ответы узнаем

Из умных мы книг

И все вокруг тайны

Откроются вмиг!

- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру "Для чего нам нужна вода?"

(Дети по цепочке говорят, для чего нужна вода, и складывают свои «капельки воды – Капитошки» в баночку.  Воспитатель показывает иллюстрации на тему «Где используется вода»)

- Молодцы, знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна! (показывает банку с чистой водой)

- Вода – наш добрый друг! В старину говорили, что вода – это драгоценный камень.

Динамическая пауза «Льётся чистая водичка»

Льётся чистая водичка.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше.

- Ребята, а нужно ли беречь воду?

- А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды! (Воспитатель читает стихотворение.)

- Что тогда произойдет? (ответы детей)

- Да, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

- Ребята, а как мы с вами можем экономить воду? (ответы детей).

Дидактическая игра с мячом.

- А какую воду можно пить? (родниковую, кипяченую, купленную в магазине, минеральную и т. д.)

- Ребята, а можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей).

Итог.

- Что вы узнали сегодня о воде?

Вода очень важна для всего живого на Земле.

-Без воды не было бы жизни на Земле.

Пить можно только чистую воду!

Воду нужно беречь!

Вода – наш друг!  Воспитатель благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина...