Самообразование воспитателя
методическая разработка (подготовительная группа)

Самообразование воспитателяподготовительной группы «Солнышко» за 2019-2020 год

на тему:«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon samoobrazovanie_podgotovitelnaya_gruppa.zip36.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Картотека

   игр по трудовому воспитанию

  (сюжетно – ролевые, настольно – печатные, словесные)

Сюжетно-ролевые игры

1.Сюжетно-ролевая игра «Кафе

Цель: учить детей  отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик), самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Примерные игровые действия:

● выбор столика;

● знакомство с меню;

● прием заказа;

● приготовление заказа;

● прием пищи;

● работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);

● оплата заказа;

● уборка столика, мойка посуды

2.Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы»

Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь

Игровые действия:

● руководство работой фермы;

● выращивание урожая, уход за растениями;

● сбор урожая, организация работы овоще- (зерно-) хранилища;

● подсчет урожая;

● ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники

3.Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги).

Игровые действия:

● чеканка монет;

● печать бумажных денег;

● подсчет денег;

● выдача денег инкассаторам;

● доставка денег в банк

4.Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Игровые действия:

● посещение банка, выбор необходимых услуг;

● работа кассы, пункта обмена валют;

● оформление документов, прием коммунальных платежей;

● работа с пластиковыми картами;

● консультации с директором банка

5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки).

Игровые действия:

● приход в супермаркет;

● покупка необходимых товаров;

● консультации менеджеров;

● объявления о распродажах;

● оплата покупок;

● упаковка товара;

● решение конфликтных ситуаций с директором или адми нистратором супермаркета

6.Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Игровые действия:

● вызов по тревоге;

● осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

● распределение спасательных работ между разными группами;

● использование техники специального назначения;

● спасение пострадавших;

● оказание первой медицинской помощи;

● доставка необходимых предметов в район происшествия;

● возвращение на базу

7.Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей.

Игровые действия:

● поступление в школу;

● подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей;

● 1 сентября, торжественная линейка;

● урок;

● перемена;

● уход домой

8. Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль), воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Игровые действия:

● оформление почтового отделения с различными отделами;

● работа отдела доставки;

● работа отдела связи;

● работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;

● телеграф

9.Сюжетно-ролевая игра «Город»  (объединенный сюжет «банк», «кафе», «супермаркет», «почта», «служба спасения», «школа» и др.)

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, соединять в единый сюжет различные игровые линии, учить отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

Игровые действия:

● включают в себя действия сюжетных игр, знакомых детям

10.Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Игровые ситуации «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

11.Сюжетно-ролевая игра «Больница»  

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

      Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

      Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет  белье. Больных посещают родные, друзья.

12.Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Игровые действия:

Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

13.Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье»  

Цель:  расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Игровые действия:

 Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.

14.Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»  

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Игровые действия:

Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

15.Сюжетно-ролевая игра «Строительство»  

Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Игровые действия:

 Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

10.Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»  

Цель:  отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

1.«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант: дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках.

2. «Назови профессии»

Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной профессии.

3.«Товарный поезд»

Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара. Классифицировать по месту производства.

Материал: карточки с изображением товара, изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, посуда, игрушки, одежда и т.д.

5. «Наоборот»

Цель: научить самостоятельно находить противоположные по смыслу слова.

Материал: подбор слов противоположного значения.

Содержание: воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

Словесные игры

1. «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени).

Я буду строителем, построю дома.

Я буду… .

2. «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса – щик)

Кто носит багаж? – Носильщик.

Кто сваривает трубы? – Сварщик.

Кто вставляет стекла? – Стекольщик.

Кто работает на кране? – Крановщик.

Кто кладет камни? – Каменщик.

Кто чинит часы? – Часовщик.

Кто точит ножи? – Точильщик.

Кто кроит платье? – Закройщик.

3. «Назови женские профессии» (словообразование)

Ткач – ткачиха, повар ….

Воспитатель - …,  учитель - ….

Художник - …, продавец - ….

Певец - …, летчик - ….

Пианист - …, скрипач - ….

4. «Почему так названы?» (сложные слова)

Рыболов ловит рыбу, пчеловод - …

Землекоп - …,  лесоруб - …

Трубочист - …, машинист - ….

5. «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных)

Маляр – кистью, землекоп - …

Дворник - …, парикмахер - ….

6. «Кто что делает?» (подбор действий к существительным):

Повар – варит, учитель - …,

Врач - …, продавец - …,

Воспитатель - …, парикмахер - … .

7. «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных)

Повар варит (что?) - …, врач лечит (кого?) - … .

8. «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).

Повару нужны (что?) – кастрюля, поварешка … .

Портнихе нужны (что?) – ножницы, игла.

Учителю нужны (что?) - … .

Продавцу нужны (что?) – …

Врачу нужны (что?) -  …

9.“Кто чем занимается”.

 Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.  

10.“Произнеси правильно”.

Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;

- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

- Водовоз вёз воду из водопровода.

- Старый сторож Том сторожит дом.

- Ткёт ткач ткани на платье Тане.

- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

11.“Профессии”

Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемешайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый".

12. «Угадай кто это?»

Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?

 Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно!

Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!»

Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала,

когда б тебя Я не таскала?

Ты только следуешь за Мной!»

С улыбкой слушал их … (Портной)

 Еще до восхода просыпаться привык.

Первым встречает он солнце в дворе:

Чтоб наши улицы были чисты!

Трудится с утра … (Дворник)

 Есть палочка у него в руках волшебная,

Через мгновение все машины остановит она!

Вот палочку вверх он быстро поднял

Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

 Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей:

Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

13. «Угадай профессию»

Цель: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.

    Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша).

    Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).

     А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).

      Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).

14. «Названия профессии от А до Я»

Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.

Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М — музруководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т.п.

15.«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?»

Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.

16. «Что делают этим предметом?»

Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет:

Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.

Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры.

Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.

Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.

Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры.

Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники.

Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики.

Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.

Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.

17. «Что предмет расскажет о себе?»

Цель: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.

Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ

Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....