«Впустите в сердце доброту»
проект

    Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, а он им становится!                                                                               В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vpustite_v_serdtse_dobrotu.docx92.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

                             

                               Проект

 «Впустите в сердце доброту»

для детей среднего дошкольного возраста

                                                               

                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                       Петрова Елена Владимировна    

                                                                             

                                           

                                     

                                              Ромоданово 2019 г.

                             Содержание

     Пояснительная записка

1.  Проблема добра и зла в современном мире

1.1.  Общее понятие о добре и зле

2.  Цели и задачи проекта

3.  План реализации проекта

     3.1.  Неделя 1 . Организационная.

     3.2.  Неделя 2. «Доброта спасёт мир»

     3.3.  Неделя 3. «Неделя доброты»

     3.4.  Неделя 4. Подведение итогов проекта                                                       

4.  Заключение

5.  Список источников информации

6.  Приложения:

6.1. Приложение №1

Анкетирование дошкольников

6.2. Приложение № 2

Занятия:

Занятие 1 «Дарите людям доброту»

Занятие 2 «Сказочный денёк»

Досуги:

     Досуг 1. «День добра»

     6.3.Приложение №3

Стихи о доброте.

      6.4. Приложение №4.

      Чтение художественной литературы

 (примерный перечень книг для выставки « Аллея добрых книг»):

 6.5. Приложение № 5

 Сборник пословиц и поговорок о добре

      6.6. Приложения № 6

      Правила доброты и вежливости

      6.7. Приложение №7

      ( Мирилки, дидактические, словесные, музыкальные, ситуативные игры)

      6.8. Приложение № 8

      Презентации:

     1. Презентация «Покормите птиц зимой»  из опыта работы в рамках

     акции «Построй домик для птиц».

2.  Презентация из опыта работы «Неделя доброты» в рамках проекта .                      

Пояснительная записка

    Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, а он им становится!                                                                               В.А. Сухомлинский

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.

Вопросы о  духовно-нравственном  воспитании человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью воспитателя является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения Актуальность данной проблемы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании дошкольника.  Духовность – « зерно» , которое имеется , в принципе у каждого, но оно может так  и не пойти в рост , если его не пробудить. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Поэтому именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.

1.1 Общее понятие о добре и зле.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так : добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из прославянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.

В Википедии, понятие «добро» объясняется так: добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

  Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.

Зло, категория противоположная добру. Оно выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: обман, подлость, жестокость.

Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями

      Цель проекта

Формировать у детей духовно-нравственные  ценности, привлекать  детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, в детском саду, на улице, развивать у детей представление о доброте, как о важном и ценном  человеческом качестве.

Задачи-

- Способствовать развитию таких ценностных качеств, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие, благотворительность;                                                                                                  - Развивать  эмоциональную отзывчивость и коммуникативность;                                 - Формировать желание заботиться о малышах;                                                                       - Побуждать детей  к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: - Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной,  жизненной ситуации.                                                                                                                       - Вовлекать  родителей  группы в образовательную деятельность проекта.

Вид проекта: краткосрочный групповой, общественно-полезный.

Формы реализации проекта: НОД, беседы, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, «Неделя доброты».

Продолжительность проекта: 1 месяц. С 13.11.2019г. по 13.12.2019г.

Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатель.

Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая

Предполагаемый результат:

- Дети, родители, педагоги постоянно будут  пользоваться формами словесной вежливости ;

- У детей сформируется заботливое отношение к членам своей семьи и они будут оказывать посильную помощь, как семье, так и детям младшего возраста.

- Взрослые и дети будут бережно относится к живой и неживой природе;       - Личностные изменения участников добрых дел.

- Пополнится фонд библиотеки.

- Дошкольники научатся оценивать свои возможности.

- Жизнеспособные добрые дела в дальнейшем могут быть продолжены.

Предварительная работа:

-  Подбор иллюстративного материала по теме проекта;

- Знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка», «В.Катаев « Цветик-семицветик», « Два жадных медвежонка» венгр. сказка, Э.Мошковская  « Кто самый добрый», А.Барто « Вовка добрая душа»

- Разучивание стихов, пословиц, мирилок, о доброте;

- Прослушивание аудиозаписи  песен о дружбе, слушание П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Песенка про бабушку» муз. М. Парцхаладзе , « Дорогою добра» муз. Ю. Энтина; подборка песен о маме.

Сотрудничество с семьёй:

- Консультация «Как воспитать в ребёнке отзывчивость», консультация «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», Памятка для родителей «Как сохранить хорошее настроение в любую погоду», стенгазеты «Что такое доброта?», «Дерево добрых пожеланий».

- Родители фотографируют, добрые дела своих детей, для оформления стенгазеты.

- Участвуют в различных акциях и мероприятиях.

Продукт проектной деятельности: рассказ о добрых поступках детей группы ( фотографии сделанные родителями), дидактические, психологические  игры, фотографии досугов, акции, как для родителей, так для малышей, коллективная лепка «Дружный хоровод»,коллективное творчество – дети, родители, воспитатель «Что такое доброта?», выставка рисунков «Прогулка всей семьёй». Создание сборника пословиц и поговорок о добре. Презентация из опыта работы «Неделя доброты» в рамках проекта. Презентация из опыта работы в рамках акции «Построй домик для птиц».

Гипотеза исследования: можно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.

Значимость проекта

Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и воспитателем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.

Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего  коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого воспитанника  нашей группы.

                                                  План реализации проекта:

Период

Мероприятия

Ответственные

С 13. 11. по 20.11.2019 г.                    1 неделя. Организационная

*  Познакомить родителей, детей с целью и задачами проекта и нацелить их на совместную реализацию мероприятий.                                                                                        * Беседы «Что такое доброта?», « Моя дружная семья», «О добрых поступках и делах», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Может ли быть, у птиц  весёлый праздник?» .                                                               * Анкетирование дошкольников группы  в рамках недели.                                                                             *  Чтение  художественной литературы:  Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок»; 

* Прослушивание музыки: «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»;                                             * Мультипликационный просмотр  « В лесной чаще», «Верните Рекса!», «Птицы наши друзья», «Как ослик счастья искал», «Сказка про доброго, весёлого носорога»;                                                                                     * Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в ребенке доброту», «Как привить любовь к животным»;

* Ознакомить родителей с задачами акции « Построй домик для птиц».

 

воспитатели

С 21.11.по 28.11.2019 г.      2-я неделя  «Доброта спасёт мир»

Для детей

* Цикл бесед «Мой любимый питомец».

* Просмотр презентации «Жители неба».

* Операция «Кормушка» - сотвори добро, накорми птиц (совместно с родителями и детьми вывешивание готовых кормушек на участок).

* Дидактическая игра «Оцени поступок».

* Занятие по развитию речи  «Дарите людям доброту».

* Наблюдения за живой и неживой природой (ежедневно, на прогулке).

* Игры: «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы»,  настольная д/и «Что такое хорошо и что такое плохо?», словесная д/и «Что доброго делают люди этой профессии», сюжетно – ролевые игры (семья, школа, магазин), способствующие формированию у детей правил культурного общения.

* Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев, решение проблемных ситуаций и обсуждение вопросов «Почему не любят злых людей?», «С кем любят дружить?».

*  Беседы «Как заботиться о близких людях?».

*Мультипликационный просмотр  «Самый большой друг»,  «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка».

* Занятие с элементами тренинга для детей  «Поделись своей добротой».

* Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; Г. Остер «Вредные советы»; В. Осеева «Добрые слова»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; Е. Благинина «Подарок»;  А. Барто «Вовка – добрая душа».

воспитатели

Для родителей

*Консультация для родителей на тему: «Операция Кормушка»

* Акция « Построй  домик для  птиц» -

- Изготовление кормушки -домик. Фотографии совместной работы детей  и родителей при изготовлении кормушки. Готовые кормушки для зимующих птиц ( фотоотчёт).

* Выставка совместного творчества ( дети, родители) «Прогулка всей семьёй»

Воспитатели, родители.

С 29.11.-05.12.2019 г.              3-я неделя «Неделя доброты»

Для детей

* Акция «Утро радостных встреч» (совместная: родители, дети).

* Рассуждалочка с детьми «Что такое радость».
* Творческая игра «Покажи своё настроение».

* Акция «Мы разные, но мы вместе» - в рамках акции дети используют различные приветствия (типичные виды, с действиями, стихотворные, официальные, с комплиментом и т.д.

* Просмотр мультфильма Цветик-семицветик

и размышление об увиденном.

* Творческая работа-лепка «Дружный хоровод

* Акция «Вместе весело шагать…»

*Коллективное творчество – рисование «Солнышко дружбы»

* Психологическая игра «Радуга»

* Акция «Улыбнись малыш» - кукольный спектакль «Заюшкина избушка» для детей младшей группы.

*  Заботимся о книгах – лечебница для книг открыта.

* Акция «Доброе пожелание».

* Экскурсия по детскому саду – с целью воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд, желание сделать для них что-то приятное.

* Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В. Осеева «Рыжий кот», Е. Благинина  «Как светлячок друга искал».

* Мультипликационный просмотр «Котёнок  непослушный ,  «Вот так тигр!», «Котенок по имени Гав».

* Досуг  «День добра»

Воспитатели, дети, родители.

Для родителей

* Консультация для родителей «Любовь к

животным».

* Памятка «Как сохранить хорошее настроение в любое время года.

* «Что такое доброта» (совместное творчество- родители, дети, воспитатель).

* Акция «Доброе пожелание».

* Акция «Лестница заботы»- разные задания и пожелания родителям для детей.

* Стенгазета «Дерево добрых пожеланий»

воспитатели

С 06.12.по 13.12 2019г.         4-я неделя. Подведение итогов проекта                                                       

*Организация фото-выставки  «Мои любимые питомцы», «Моя семья».

* Викторина «Добрые слова».

* «Аллея добрых книг» (выставка).

* Стенгазета «Дерево добрых пожеланий».

* Совместное творчество «Что такое доброта».

* Акция « Построй домик для  птиц»-

- совместная работа детей и родителей при изготовлении кормушки.      

* Презентация «Покормите птиц зимой»  из опыта работы в рамках акции «Построй домик для птиц».

* Презентация из опыта работы «Неделя доброты» в рамках проекта .                      *Статья « Неделя доброты» в районную газету о проведённом мероприятии.

* Интервью у родителей – «Как они дома воспитывают в детях доброту», «Что значит для ребёнка радость».

* Подведение итогов проекта «Впустите в сердце доброту» .

Воспитатели, родители.

     

Заключение

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

- научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

          Список источников информации:

1 .Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада- Воронеж: ТЦ « Учитель»,2004-207с.

2. Загик Л.В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98

3.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое обществоРоссии,2007-176с.

4.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г.

5. Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.

6.ФесюковаЛ.Б. Беседы по картинкам ( Чувства. Эмоции. ) демонстрационный материал, Из-во ТЦ « Сфера», 2006г.

7. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей»,Книголюб, Москва,2004г.

          8. В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»            

Москва: ЭКСМО, 2002

Приложение № 1

Анкетирование дошкольников.

Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.

Мы решили выяснить, что думают наши дети в детском саду по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс-анкетирование в рамках проекта. Мы задавали следующие вопросы:

                1. Кто такой добрый человек?

                2. Считаешь ли ты себя добрым человеком?

                3. Кто нуждается в помощи?

                4. Кому мы можем помочь?

Анализируя ответы, мы выяснили, что:

  • добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;
  • добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;
  • это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.

На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования, мы выяснили, что из опрошенных 84 дошкольника нашего детского сада 50 человек (60%) добры и любезны. 34 человека (60%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.

В помощи нуждаются, по мнению, ребят:

  • человек, который лежит в больнице, инвалид:
  • пожилые люди или дети, у которых нет родителей;
  • нищий человек, бомж, больной;
  • люди, у которых нет семьи;
  • животные

На последний вопрос мы получили такие ответы:

  • пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение;
  • детям, пожилым и людям, которые живут на улице;
  • помочь детям и без родителей;
  • которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.

Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.

Приложение № 2

Занятия:

Занятие 1: «Дарите людям доброту»

Цель:

  1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;
  2. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;
  3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Игровое оснащение: игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.

Ход занятия.

Взрослый: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -
Хватит спать,
Хватить спать,
Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»

- Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»

Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку — Зайчиху Лапочку.

Зайчиха. Здравствуйте, ребята!

Взрослый. Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!

Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.

Зайчиха. Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)

Взрослый. Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

Зайчиха. Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Зайчиха. Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.

В зал вносят сундук.

Зайчиха: Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!

Открывает сундук, достает письмо, взрослый читает.

- Здравствуйте, дети. Я — Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.

Взрослый вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.

Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…

- Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.

Словесная игра «Угадай слово».

Цель: упражнять в отгадывании загадок.

Взрослый. Вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!

По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь — домик нарисую,
Хочешь — елочку в снегу,

Хочешь — дядю, хочешь — сад,
Мне любой ребенок рад!
(Карандаш)
Круглый, яркий и тугой
Есть и голос — бас густой,

А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке.
(Барабан).

Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.

Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь.
(Вертолет)

В нем живет моя семья -
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.

Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей
— Я рабочий …
(муравей).

Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке — гребешок.
Кто же это?
(Петушок).

Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри!
(Телевизор).

В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заюлит и завертится,

Затанцует, запоёт.
Кто игрушку назовет?
(Юла).

Взрослый. Какое слово у нас получилось? (Доброта).

Зайчиха. Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово — Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям?

Словесная игра «Наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк — волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Зайчиха. Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.

Достает из сундучка ещё одно задание.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Зайчиха. Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!

Взрослый. Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку.) Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное и сухое! Помогите ему стать нарядным и веселым!

Игра «Чудо — дерево».

Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Зайчиха. Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.

Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем — сердечки.

- Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки!

Раздает сердечки ребятам.

- Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. До свидания!

Взрослый. Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой!

Занятие 2 «Сказочный денёк».

Цель: Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь. Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

Оборудование: персонаж «Буратино», иллюстрации к сказкам, открытки, цветные карандаши, комнатные растения, дидактические игры «Путешествие по сказкам», «Геометрические фигуры», «Наоборот», магнитофон.

Ход занятия.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются «Прикосновение ладошками» под музыку «Колыбельная медведицы»)

Воспитатель: У гостей ладошки теплые? (ответы детей) Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами. Появляется Буратино (Под музыку, песня «Буратино»).

Буратино: Добрые слова не лень повторять мне целый день. Только выйду я из дома

- Добрый день кричу знакомым.

- Здравствуйте, ребята! Добрый день! А какие добрые слова вы знаете, ребята? (ответы детей). Молодцы! А я Буратино. Пришел к вам в гости. Мне нужна ваша помощь. Мальвина задала мне очень много заданий. Один я справиться не могу, в школу не ходил. А вы мне поможете? (ответы детей). Достает из рюкзака первое задание «Геометрические формы»

Воспитатель: (читает задание вслух)

- Знаешь, Буратино это задание лучше выполнить за столом. Детям раздается задание. Дети выполняют задание. (Взаимопроверка выполненного задания).

Буратино благодарит детей за оказанную помощь.

Буратино: Достает второе задание «Скажи наоборот». Буратино удивленно «А что это такое наоборот?»

Воспитатель: А мы тебе сейчас поможем разобраться.

Игра «Наоборот»

Легкий — тяжелый, черный — белый, злой — добрый, широкий — узкий и т.д.

Буратино: Ой, что-то я устал.

Воспитатель: А ты, Буратино, посиди, а дети тебе стихи почитают.

Воспитатель: Доброта живет на свете только в добром сердце, дети.

Буратино: А я тоже знаю стишок про себя, но его надо рассказывать и показывать движения. Вставайте со мной в кружок.

Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

Буратино обращает внимание на оформление группы. Дети называют сказки по иллюстрациям.

Буратино: А эту сказку я знаю, это моя сказка, я в ней живу. А что это за сказка? (Ответы детей)

Буратино достает третье задание.

Игра «В мире сказок» (дети определяют по карточкам название сказок и героев сказок).

Буратино: Да, да я слышал сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Как он в козленочка превратился. Это Мальвина мне рассказала и даже показала зарядку для пальчиков про упрямых козлят

Пальчиковая гимнастика.

Вот мостик горбатый
Вот козлик рогатый
На мостике встретил он
Серого брата

Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться
И козлик с козликом
Стали бодаться

Бодались, бодались
Сражались, сражались
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.

Воспитатель: Ребята, вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. А ведь мы с вами знаем мирилку. Давайте покажем ее Буратино.

Мирилка:

Ехали на лодке, кушали селедку

А селедка не годится, надо, надо помириться

Мир, мир навсегда, ссора, ссора — никогда.

Буратино: Вот мой рюкзак и пустой. Вы помогли выполнить мне все задания. Большое вам спасибо. Это очень хорошо, что вы дружные, добрые, умные. Ой, сколько у вас цветов, сделаю- ка я из них букетик для Мальвины.

Воспитатель: Что ты, Буратино, это у нас комнатные растения. Их нельзя рвать, ими надо любоваться. И дети смотрят на них глазами, руками не трогают.

Буратино: Хотел доброе дело сделать. Мальвине подарок подарить.

Воспитатель: Буратино, а давай дети нарисуют цветы, а ты их подаришь Мальвине.

(Дети рисуют цветы и дарят Буратино).

Буратино: Ну, что ж, рюкзак мой пустой, можно смело идти к Мальвине.

Воспитатель: Знаешь, Буратино, на прощание мы хотим дать тебе несколько советов:

  1. Человек без друзей, что дерево без корней.
  2. Ссора до добра не доводит
  3. Друзья познаются в беде.
  4. Новых друзей наживешь, но старых не забывай.
  5. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  6. Делу — время, потехе — час.
  7. Не будет скуки, если заняты руки.

Буратино: Какие хорошие советы и я понял, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. И как же мне вас отблагодарить за вашу доброту? Да, подарю-ка я вам диск со сказкой. А на прощание давайте потанцуем.

Танец под песню «Буратино»

Буратино: Добрые слова не лень говорить мне целый день. Всем знакомым на прощанье говорю я «До свиданья».

      Досуги:

Праздник «День добра» 

Цели:

  1. Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;
  2. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
  3. Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке.

Оборудование: Мягкая игрушка — Медведь, шары, ленты, цветы для украшения группы, стенгазета, оформленная накануне.

Ход занятия.

В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю.

Мишка: На лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю? Мишутка, подскажи нам как же тебе помочь?

Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки? (ответы детей) А вы знаете, что такое «доброта», «добрые поступки»? Как их можно, по-вашему, совершить?

Воспитатель: Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Мишка: Дети, а вы тоже, при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова — приветствия? Вот, видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком, к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную «копилку добрых дел». Эту «копилку добрых дел» ты отнесешь в лес. (Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку — «добринку».)

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите-ка на наши цветочки: они плачут.

(Педагог обращает внимание на сухую землю в цветочных горшках. Дети поли-вают цветы.)

Мишка: А как еще можно помочь цветам?

Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю. (Дети оказывают помощь цветам.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все добрые, заботливые. (Мишка предлагает поиграть в игру «Добрые и вежливые слова».)

Игра с мячом «Добрые и вежливые слова».

Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.

Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь. (Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки — «добринки».)

(Мишка предлагает поиграть в игру «Менялки»).

Игра «Менялки».

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг — стульев становится на один меньше, чем играющих. Взрослый называет признак, например:» Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты и т.д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Обязательное правило: соблюдение права на личное достоинство и уважение этого достоинства.

Мишка: А вашим игрушкам, ребята, тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза. (Дети моют игрушки, приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал, вытирают пыль с полок с игровым материалом.)

(Проводится игра «Обыграй превращение».)

Игра «Обыграй превращение».

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» — дети его «моют», «нюхают», «едят».

Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова? (Ответы детей.) (проводится игра «Волшебный стул».)

Игра «Волшебный стул».

Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто- то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова. Взрослый предлагает одному из детей сесть на «волшебный стул» и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь приятное, хорошее. Затем «волшебная палочка» передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.

Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель: Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет «копилку добрых дел», благодарит детей за помощь, прощается с ними.)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день — День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу добрые слова, которые всем приятно слышать. (Вечером педагог предлагает детям нарисовать как они провели этот необычный день. Свои рисунка дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра.)

Приложение № 3

Стихи о доброте

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого -то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

***

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

***

 Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

***

К Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки,

Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.

Там служат волшебники светлому детству,
Весёлые сказки живут по соседству,
Там даже тоска никогда не тоскует,
Года бесконечно кукушка кукует,

Никто не болеет, никто не страдает,
А если вдруг горе туда забредает,
То добрые феи тот час налетят
И в шарик воздушный его превратят.

Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.

К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.

***

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…

(Зоя Буцаева)

***

Дорога добра
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.


Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

М.Минкова

Уроки вежливости

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.

– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: “Доброго пути!” –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Приложение № 4

Чтение художественной литературы

(примерный перечень книг для выставки « Аллея добрых книг»):

Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,

«Два жадных медвежонка»(венгр.сказка)

Е.Благинина « Посидим в тишине»

В.А.Сухомлинский « Петушок-братик, добрый день», « Красивые слова и красивые дела», « Для чего говорят спасибо», « Красивые слова , красивые дела», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди –одна семья».

Г.К.Паустовский . « Теплый хлеб»,

Э. Мошковская « Кто самый добрый»,

 Е. Пермяк « Самое страшное»

В.Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо»..

Г.Остер « Советы непослушным детям»

А.Барто «Имя и фамилия»

С.Я.Маршак « Рассказ о неизвестном герое»

П.Поляков « О послушании»

В.Осеева « Своими руками», « Сыновья»

Л.Н.Толстой « Лев и собачка»

В.Катаев « Цветик-семицветик»

Приложение № 5

Сборник пословиц и поговорок о добре

  • Добрые слова лучше мягкого пирога.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Доброе дело питает и душу и тело.

  • Сделав добро, не хвались.
  • За добро добром и платят.
  • И собака старое добро помнит.
  • И собака помнит, кто ее кормит.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
  • Добрая семья прибавит разума — ума.
  • Добрые вести не лежат на месте.

  • Добро делать спешить надобно.
  • Добро не горит, но тонет.
  • Добро не лихо — бродит тихо.
  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Доброе семя — добрый и всход.
  • Доброму слову — добрый ответ.
  • Добрая шутка дружбы не рушит.

  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Доброта нигде не теряет своего достоинства.
  • Доброта без разума пуста.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • За доброго человека сто рук.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Кто добро творит, тому бог отплатит.
  • В ком добра нет, в том и правды мало.
  • За добрые дела добром платят.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Приложение № 6

Правила добрых дел

–Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

-Не твори добра на показ.

-Старайся искоренять плохие привычки.

-Не позволяй себе обманывать других.

-Не нарушай обещания.

-Не бери, не присваивай чужие ,найденные вещи, деньги, игрушки. Постарайся найти, отдать потерявшему.

-Без разрешения ничего не бери.

-Никогда не произноси плохих злых слов.

-Не будь жадным , негостеприимным.

-Не уходи от ответственности за свои поступки.

Правила вежливости

-Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

-Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди , чтобы тебя попросили уступить место.

-Упавшему помоги встать.

-Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.

-Не заставляй волноваться о себе.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила дружбы и доброты

  • Не ссорится
  • Уступать друг другу
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить, быть вежливым
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным
  • Быть вежливым
  • Доверять друг другу
  • Делиться успехами и неудачами
  • Не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее

Приложение № 7  ( Мирилки, дидактические, словесные, музыкальные, ситуативные игры)

Мирилки:

- Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

- Ехали на лодке, кушали селедку

А селедка не годится, надо, надо помириться

Мир, мир навсегда, ссора, ссора — никогда.

Игры.

Игра «Я не должен — я должен».

Цель:

  1. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
  2. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.
  3. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Ход игры.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок — ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, —»

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

Игра «Звери на болоте».

:Цель

  1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.
  2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
  3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры.

Играют все дети группы. Они — «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь — это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Игра «Чудо — дерево».

Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Зайчиха. Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.

Словесная игра «Все наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк — волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.). и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Волшебный стул».

Тот кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

Музыкальная игра «Танец в парах».

Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

Экспериментальная ситуация «Сломанный карандаш».

Цель: развивать эмпатию, гуманное отношение к сверстнику в конфликтной ситуации.

Двум детям предлагается, пользуясь одной коробкой карандашей, нарисовать снеговика (ель, подсолнух и т.д.) Один карандаш — самый привлекательный по цвету, новый — механический грифельный, т.е. механически будет прятаться в корпусе. Дети стремятся взять этот карандаш, но возникают сложности. В такой ситуации проявляется отношение к затруднениям сверстника.

Обсуждается, что чувствовал ребенок в ситуации затруднения и того или иного отношения к нему сверстника.

Игра «Радио».

Цель: развивать устойчивый интерес к сверстнику.

Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог вначале сам изображает диктора. Он поворачивает к детям спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик) … (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора передается детям.

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

- Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений:

  • Сопереживать (отзывчивость).
  • Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
  • Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.

Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить

Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,
Котик:
«Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

  1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
  2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
  3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.
Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.
Ситуативная игра-история
«Машина».

Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик довольный помчался во двор.

Ежик машину увидел, и вот
Молча у друга ее он берет.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, Ежу:
«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
Выход из проблемной ситуации.
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».
Ситуативная игра-история
«Случай в малине».
День был июльский, и жаркий, и длинный.
Котик и Ёж собирали малину.

Только в траве, возле старой березы,
Котику в лапу вонзилась заноза.
Просит он Ёжика: «Друг, помоги!
Мама малинку ждет в пироги!»

«Я не желаю тебе помогать,
Лапкой одной можешь ягоды рвать.
Не я уколол тебя», — Ёжик сказал,
В помощи другу он отказал.

Выход из проблемной ситуации.
-Не огорчайся, мой друг, не беда!
Ведь помогаю тебе я всегда!
* Вместе мы сладкой малины нарвем

Сладкий пирог вместе мы испечем.
Ситуативная игра-история
«Помощь Бельчонку»
Котика мама послала на почту,
Маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел,
С другом в дороге всегда хорошо.
Слышат в лесу они плач чей-то громкий,
И увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал,
Маму и дом свой родной потерял.
«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,
Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,
Почта, наверно, успеет закрыться!»
Выход из проблемной ситуации.
«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.
Маму свою ты найдешь вместе с нами,
Будем теперь с тобою друзьями».
Ситуативная игра-история
«Ириски».

Котику как-то купили ирис
С очень веселым названьем
«Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)

Ежик сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь — я тебя уколю!»
Котик ответил: «Если ты злой,
Значит, ириски не дам ни одной!»

Выход из проблемной ситуации.
Котик ни капельки не удивился:
«Что же ты, Ежик, так рассердился?
Ирис я принес, чтоб тебя угостить,

Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»

Варианты игр.

  1. Театрализация историй, например к развлечению, празднику.
  2. Использование игры-драмматизации на занятиях по развитию речи.
  3. Игра с использованием сюжетных картинок, иллюстрирующих историю (составление рассказа, придумывание нового финала, добавление, изменение истории).
  4. Создание новых сюжетов игр с опорой на жизненный опыт ребенка.
  5. Иллюстрация историй (создание книжки, мультфильма, рисование сказки).
  6. Кукольный театр (изготовление фигурок, декораций из бумаги, текст заучивается детьми наизусть.)

Эти игры могут быть рекомендованы воспитателям, для использования на занятиях, в развлечениях, а также родителям, которые хотят лучше узнать своего ребенка, ненавязчиво обучая его правилам общения и вводя в мир общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Впустите в сердце доброту"

"Впустите в сердце доброту"...

Педагогический проект по социально-личностному развитию для детей старшей группы на тему: «ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ»

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи - углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом к...

Презентация к проекту: "Впустите в сердце доброту"

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» (В.А. Сухомлинский).Цель проекта: 1. Во...

Проект «ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ»

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро; учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» В. А. Сухомлинский....

Проект в средней группе "Впусти в сердце доброту"

Прект в средней группе "Впусти в сердце доброту"...

Проект "Впустите в сердце доброту"

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на формирование у детей системы нравственных качеств характера....

Проект "ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ"

Педагогический проект для детей старшей группы тематической недели "Наши добрые дела"...