Мастер-класс «Составление визуального расписания родителями дома»
консультация

Кошелева Анастасия Павловна

Мастер-класс

 «Составление визуального расписания родителями дома».

 

Составила: Кошелева А.П.

Воспитатель МАДОУ

д/с №12 «Родничок»

 

Цель: научить родителей составлять визуальное расписание в домашних условиях.

Материал: наборы картинок для практического  составления визуального расписание.

 

Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний. Кроме того, существует огромное количество личных свидетельств пользы этого метода. Например, когда одну маму попросили назвать наиболее полезный подход, который она использовала со своим сыном, она ответила, что визуальные расписания стали основой для развития его независимости и уменьшения тревожности. Она отметила, что хотела бы, чтобы больше родителей узнали о том, как этот метод может изменить их собственную жизнь и их ребенка.

 

Мы с вами попробуем практически выполнить те шаги, которые могут предпринять родители для создания визуального расписания.

 

Несмотря на очевидные преимущества создание индивидуального визуального расписания может показаться многим семьям трудоемкой и обременительной задачей. Однако помните, что вам необязательно делать идеальное расписание из цветных карточек, отпечатанных на цветном принтере и заламинированных, какие мы сегодня вам продемонстрировали. Ваш сын или дочь могут воспринимать простые рисунки, которые вы нарисуете или скопируете из интернета.

Кроме того, время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь сыну или дочери, которые во многом от вас зависят.

    Визуальное расписание сообщает вашему сыну или дочери, что произойдет дальше и в каком порядке. Оно помогает решить еще одну проблему. Дело в том, что в жизни (особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. В случае неожиданных изменений ребенок может встревожиться и это может стать причиной поведенческих проблем. А если мы внесем эти изменения в визуальное расписание, то ребенок будет к ним готов. Это увеличит  его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем, независимость вашего ребенка. Благодаря им, ваши сын или дочь могут научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его словесные  подсказки.

 

Шаги по созданию визуального расписания

 

1. Определите формат расписания.

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:

А. Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до переходу к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Примеры предметов, которые использовали родители одного из детей для визуального расписания:

— Играть на улице = синий мяч.

— Ванная = подгузник.

— Обед = ложка.

— Играть дома = красная машинка.

Б. Расписания из рисунков или фотографий. Вместе с ребенком вы располагаете  рисунки или фотографии в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий, сопровождая рассказом. Первоначально это можно сделать на полдня, затем доводить до целого дня.

Практическое задание:

Давайте разложим картинки с разными действиями с утра до вечера. Давайте назовем, в каком порядке разложили.

Когда первое действие выполнено, ваш сын или дочь снимает с расписания эту картинку или фотографию.

Практическое задание:

Мы с вами позавтракали. Значит эту картинку мы можем убрать из расписания или сдвинуть вниз. Смотрим, какое действие у нас следующее, выполняем его и убираем эту картинку из расписания, и так все последовательно до конца дня.

 

В. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами или  вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

2. Определите длину расписания.

Оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

3. Учите пользоваться расписанием.

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием. Для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

4. Отслеживайте, что делает ваш ребенок.

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

5. Вносите изменения в расписание по необходимости.

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

6. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания.

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Заключение

Визуальные расписания имеют много преимуществ, ученые высказывают  предположение, что визуальные расписания важнее использовать дома, чем в образовательных учреждениях. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

 

Ссылки

1. Брайан Л., (2000). Обучение поведению на рабочем месте и по расписанию для высокофункциональных детей с аутизмом с помощью графиков графических действий. Журнал аутизма и расстройств развития, 30, 553-567.

2. Фахерти C. (2000) Аспергер: что это значит для меня? Арлингтон, Техас: горизонты будущего.

3. Веллер Д. (2000). Приобретение и обобщение расписаний занятий и их влияние на выполнение заданий у маленького ребенка с аутизмом в инклюзивном дошкольном классе. Образование и обучение по умственной отсталости и нарушениям развития, 35, 326-335.

4. Месибов Г. В., Браудер Д. и Киркланд С. (2002)Использование индивидуальных графиков в качестве компонента поддержки позитивного поведения для учащихся с нарушениями развития. Журнал позитивных поведенческих вмешательств, 25, 58-72.

5. Месибов Г. В. и Шоплер Е. (2005). TEACCH подход к расстройствам аутистического спектра. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Пособие для родителей Аутизм. Дружелюбная среда. Руководство для родительских организаций по созданию дружелюбной среды в учреждениях культуры для людей с аутизмом и ментальными расстройствами. ФОНД «Выход», – Москва 2016. – 84с. 6. Пособие для родителей, семьи и друзей. Обратите внимание: аутизм. Фонд «Выход», – Москва 2014.– 36с

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosheleva_ap_master_klass_dlya_roditeley_-_kopiya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Составление визуального расписания родителями дома».

Составила: Кошелева А.П.

Воспитатель МАДОУ

д/с №12 «Родничок»

Цель: научить родителей составлять визуальное расписание в домашних условиях.

Материал: наборы картинок для практического  составления визуального расписание.

Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний. Кроме того, существует огромное количество личных свидетельств пользы этого метода. Например, когда одну маму попросили назвать наиболее полезный подход, который она использовала со своим сыном, она ответила, что визуальные расписания стали основой для развития его независимости и уменьшения тревожности. Она отметила, что хотела бы, чтобы больше родителей узнали о том, как этот метод может изменить их собственную жизнь и их ребенка.

Мы с вами попробуем практически выполнить те шаги, которые могут предпринять родители для создания визуального расписания.

Несмотря на очевидные преимущества создание индивидуального визуального расписания может показаться многим семьям трудоемкой и обременительной задачей. Однако помните, что вам необязательно делать идеальное расписание из цветных карточек, отпечатанных на цветном принтере и заламинированных, какие мы сегодня вам продемонстрировали. Ваш сын или дочь могут воспринимать простые рисунки, которые вы нарисуете или скопируете из интернета.

Кроме того, время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь сыну или дочери, которые во многом от вас зависят.

    Визуальное расписание сообщает вашему сыну или дочери, что произойдет дальше и в каком порядке. Оно помогает решить еще одну проблему. Дело в том, что в жизни (особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. В случае неожиданных изменений ребенок может встревожиться и это может стать причиной поведенческих проблем. А если мы внесем эти изменения в визуальное расписание, то ребенок будет к ним готов. Это увеличит  его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем, независимость вашего ребенка. Благодаря им, ваши сын или дочь могут научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его словесные  подсказки.

Шаги по созданию визуального расписания

1. Определите формат расписания.

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:

А. Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до переходу к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Примеры предметов, которые использовали родители одного из детей для визуального расписания:

— Играть на улице = синий мяч.

— Ванная = подгузник.

— Обед = ложка.

— Играть дома = красная машинка.

Б. Расписания из рисунков или фотографий. Вместе с ребенком вы располагаете  рисунки или фотографии в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий, сопровождая рассказом. Первоначально это можно сделать на полдня, затем доводить до целого дня.

Практическое задание:

Давайте разложим картинки с разными действиями с утра до вечера. Давайте назовем, в каком порядке разложили.

Когда первое действие выполнено, ваш сын или дочь снимает с расписания эту картинку или фотографию.

Практическое задание:

Мы с вами позавтракали. Значит эту картинку мы можем убрать из расписания или сдвинуть вниз. Смотрим, какое действие у нас следующее, выполняем его и убираем эту картинку из расписания, и так все последовательно до конца дня.

В. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами или  вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

2. Определите длину расписания. 

Оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

3. Учите пользоваться расписанием.

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием. Для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

4. Отслеживайте, что делает ваш ребенок.

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

5. Вносите изменения в расписание по необходимости.

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

6. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания.

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Заключение

Визуальные расписания имеют много преимуществ, ученые высказывают  предположение, что визуальные расписания важнее использовать дома, чем в образовательных учреждениях. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

Ссылки

1. Брайан Л., (2000). Обучение поведению на рабочем месте и по расписанию для высокофункциональных детей с аутизмом с помощью графиков графических действий. Журнал аутизма и расстройств развития, 30, 553-567.

2. Фахерти C. (2000) Аспергер: что это значит для меня? Арлингтон, Техас: горизонты будущего.

3. Веллер Д. (2000). Приобретение и обобщение расписаний занятий и их влияние на выполнение заданий у маленького ребенка с аутизмом в инклюзивном дошкольном классе. Образование и обучение по умственной отсталости и нарушениям развития, 35, 326-335.

4. Месибов Г. В., Браудер Д. и Киркланд С. (2002)Использование индивидуальных графиков в качестве компонента поддержки позитивного поведения для учащихся с нарушениями развития. Журнал позитивных поведенческих вмешательств, 25, 58-72.

5. Месибов Г. В. и Шоплер Е. (2005). TEACCH подход к расстройствам аутистического спектра. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Пособие для родителей Аутизм. Дружелюбная среда. Руководство для родительских организаций по созданию дружелюбной среды в учреждениях культуры для людей с аутизмом и ментальными расстройствами. ФОНД «Выход», – Москва 2016. – 84с. 6. Пособие для родителей, семьи и друзей. Обратите внимание: аутизм. Фонд «Выход», – Москва 2014.– 36с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Составление "синквейнов" (Конкурс" Воспитатель года")

Мастер-класс по составлениею  "синквейнов"(белых "стихов) с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Это необычное, очень увлекательное , творческое занятие для детей и взрослых....

Мастер класс "Составление творческого рассказа по картине"

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Обучение детей составлению творческого рассказа по картине»Цель: распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составл...

Мастер – класс «Составление интеллектуальной карты как средство систематизации представлений родителей о понятии «Семья»»

Мастер – класс «Составление интеллектуальной карты как средство  систематизации представлений  родителей о понятии «Семья»»...

Мастер - класс "Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный материал знакомит с методикой обучения детей старшего дошкольного возраста составлению загадок на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ....

Доклад с элементами мастер- класса: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту»

Доклад с элементами мастер- класса:«Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту»...

Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работ...