Мастер - класс "Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный материал знакомит с методикой обучения детей старшего дошкольного возраста составлению загадок на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 «Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста»

 (на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ)

                                                            Воспитатель Нагодкина Е.Н.

                                                            высшая квалификационная категория

                                                            МДОУ «Детский сад № 62»    

                                                            ЭМР    Саратовской обл.

                                                           

Энгельс

Все мы с детства любим загадки.  В   детском саду загадки всегда широко использовались. В них в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

В загадках используются разные средства выразительности - определения, эпитеты, сравнения, прием олицетворения. Всё это способствует формированию у детей образности речи.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Традиционно   работа с загадками основывалась на их отгадывании. Придумывание же загадок сложнее, чем их отгадывание. Но в  процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, связная речь, формируется образность речи, при этом он получает радость от речевого творчества.

Теория решения  изобретательских задач  (ТРИЗ)  предлагает технологию, которая позволяет придумывать загадки, используя конкретные  правила, понятия и приёмы. 

Эту технологию я использую в своей работе с детьми и хочу вас тоже с ней познакомить.

Работу  следует начинать со знакомства с признаками в младшей группе. Главная  задача на этом этапе -   научить детей выделять признаки у объектов (цвет, форму, величину, вкус и т.д.)  и определять их значение  (желтый, круглый, сладкий…)

Следующий  шаг -  обучение детей составлению сравнений.

 Существует определенная технология составления сравнений. Не буду в неё сильно углубляться, просто,  чтобы показать наглядно, приведу пример:

1 – воспитатель называет объект,  например, лист;

 2 – обозначает один из признаков (цвет);

 3 –вместе с детьми определяем значение этого признака (зелёный);

 4 – подбираем другой объект со схожим значением признака, напри-

мер,  лягушка (или огурец, кузнечик….).

Фраза должна получиться такая: лист по цвету зелёный, такой же         по цвету зелёный, как лягушка (огурец, кузнечик….).

         

После того, как дети научатся сравнивать объекты по разным признакам, можно приступать к обучению составления загадок.

В практике работы с детьми  дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1.

Какой? Что бывает таким же?    

Рассмотрим её на конкретном примере.

Какой?

Что бывает таким же?    

  1. Вывешиваю табличку с изображением модели составления загадки и  предлагаю  детям составить загадку про какой-либо объект. В данном случае  - про цыплёнка.
  2. Далее  дети подбирают образные характеристики цыплёнка по заданным мною признакам.

Например, какой цыплёнок по цвету? – Жёлтый.

(Записываю ответ в верхней строке в левом столбике.)

Какой он по размеру? – Маленький. (Записываю во второй строке).

           Какой он на ощупь? -  Пушистый. (Записываю в третьей  строке).

  1.  Далее прошу  детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняю правые строчки таблицы:

- Что бывает таким же жёлтым? – Солнце.

          - А что такое же маленькое? – Мышка.

          - Что может быть таким же пушистым? – Одуванчик.

Полученные ответы зарисовываю в правом столбике.

  1. Связка  сравнений  в  единый  текст  загадки   строится  с  помощью  речевых   оборотов: « Как»  или « Но  не». При  совместном  составлении  загадок  окончательный  текст  мы  читаем  вместе  с  детьми,  а  потом  дети  повторяют  его  самостоятельно

Итак, у нас получилась такая загадка:

                           Жёлтый,  как солнышко,

                           Маленький, как мышка,

                           Пушистый, но не одуванчик.

     Позже,  когда  дети хорошо усвоили алгоритм этой модели,  предлагаем  давать  уже  образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Давайте посмотрим, как эта же загадка будет выглядеть после добавления образных характеристик.

                           Жёлтый,  как яркое солнышко,

                           Маленький, как трусливая мышка,

                           Пушистый, но не весенний одуванчик.

Авторы этой технологии   рекомендуют   значение признака обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель 2

Что делает?        Что (кто) делает так же?

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется  сначала в левой, а потом в правой части. Только вопросы мы задаём другие.

Что делает?

Что (кто) делает так же?

   

Протокол составления загадки про дерево.

- Что делает дерево? – Растёт.

- Что или кто тоже растёт? -  Человек.

- Что ещё может делать дерево? – Шелестит (листьями).

- Что ещё может шелестеть?  - Книга.

- Укрывает (от дождя и от солнца).

- Что ещё делает также? – Крыша.

Далее предлагаем составить загадку в целом, используя связки «Как»,

«Но не».

Получилось: Растёт, но не человек  (живой)

                       Шелестит, как книга   (раскрытая)

                       Укрывает, но не крыша   (новая )

 

Модель 3

        На что похоже?  Чем отличается?

   Эта модель самая сложная из представленных.

   Особенностью этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с другим объектом, находит между ними и общее,  и различное.

     На что похоже?

            Чем отличается?

Например,  составление  загадки про ракету.

- На что похожа ракета?  На дом.

- А чем отличается? Ракета летает, а дом нет.

- На что ещё похожа?  На самолёт.  Но нет крыльев.

- С чем ещё можно сравнить?    С трубой. Но у трубы нет двигателя.

Вот что получилось:

Похожа на дом, но летает                           (на высокий дом)

Похожа на самолёт, но без крыльев            (на блестящий самолёт)

Как труба, но  с двигателем                         (как длинная труба)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ,

разработанные на  основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ

          (методическое пособие для педагогов  дошкольных учреждений)

          Сидорчук Татьяна Александровна,  

           Хоменко Николай Николаевич   2004

                                                          http://www.trizminsk.org/e/260025.htm#051  

                                                                             

        2.  Страна загадок: [О развитии творческого  воображения у детей]

          А. А. Нестеренко,   Ростов н/Д Изд-во Рост. ун-та 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

Придумывание загадок о домашних животных и птицах детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Придумывание загадок  о домашних животных и птицах детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Развитие связной речи...

Придумывание загадок о транспорте детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Придумывание загадок о транспорте детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Развитие связной речи....

Придумывание загадок о диких животных детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Придумывание загадок о диких животных детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.  Цели:1. Учить придумывать загадки.2. Развивать связную речь.3. Развивать грамматический строй речи....

Придумывание загадок о мебели детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Придумывание загадок о мебели детьми старшего дошкольного возраста с ТНР  Цели:1. Учить придумывать загадки. 2. Развивать связную речь.3. Развивать грамматический строй речи....

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...