Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)
консультация

Доронина Надежда Анатольевна

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_nesterenko.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко»

Описание. Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1

«Слова – связки» - «а, не».

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

Модель 2

«Слова – связки» - «но, не».

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Модель 3

«Слова – связки» - «как, но».

На что похоже?

Чем отличается?

Возраст участников: от 3-5 лет.

Инструкция и ход игры. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1.

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например: яблоко.

Заполнение левой части таблицы: Какое?

Какое?

Кто (что) бывает таким же?

круглое

красное

сладкое

Заполнение правой части таблицы:  Кто (что) бывает таким же, но не яблоко?

Какое?

Кто (что) бывает таким же?

круглое

красное

сладкое

мяч

помидор

сахар

Вставка «слов – связки» - «а,не». Составление загадки о яблоке.

Загадка:  Что это?

                 Круглое, а не мяч?

                 Красное, а не помидор?

                Сладкое, а не сахар?

Модель 2

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например: снег.

Заполнение левой части таблицы: Что делает?

Что делает?

Кто (что) делает так же?

падает

холодит

тает

Заполнение правой части таблицы:  Кто (что) делает так же, но не снег.

Что делает?

Кто (что) делает так же?

падает

холодит

тает

дождь

лед

мороженое

Вставка «слов – связки» - «но, не». Составление загадки о снеге.

Загадка:    Что такое?

                   Падает, но не дождь?

Холодит, но не птица?

                   Тает, но не мороженое?

Модель 3

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например: солнце.

Заполнение левой части таблицы: на что похоже?

На что похоже?

Чем отличается?

шар

мяч

колобок

Заполнение правой части таблицы: Чем отличается?

На что похоже?

Чем отличается?

шар

мяч

колобок

не катается

не кинешь

не съешь

Вставка «слов – связки» - «как, но». Составление загадки о солнце.

Загадка: Что это?

                 Как шар, но не катается.

                 Как мяч, но не кинешь.

                 Как колобок, но не съешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"

В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс  Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс  Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

План-конспекта«Составление загадок по моделям».

учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям....

Конспект НОД "Составление загадок" (2 модель)

Непосредственно образовательная деятельность «Знайкина школа» (ТРИЗ, методика «Составление загадок»- 2 модель) в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт&r...