Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Поспелова Ольга Сергеевна

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_situatsiya_razvitie_rechi_1.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Составление загадок по моделям».

    Цель: учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.

    Задачи:

    1. Учить детей самостоятельно составлять загадки по алгоритму.
    2. Развивать монологическую форму речи, творческое мышление, память, внимание.
    3. Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками.

    Методы и приемы:

    практические: творческое задание «Укрась дерево листочками», динамическая пауза «Повтори движения».

    словесные: беседа о загадках; загадки с весенним содержанием.

    Материалы к занятию:

    демонстрационный: модель составления загадок, видео физкультминутки «Повтори движение».

    раздаточный: схемы для составления загадок.

    Ход занятия:

    1. Введение в  ситуацию.

    Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.

    Дети сидят полукругом.

    1.1 «Отгадай загадку»

    Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «дерево», «медведь», «май», «сосульки», «ручей», «март», «апрель».

    (дети отгадывают загадки и украшают весеннее дерево листочками)

    Пришла весна, мы ждем грачей,
    А вдоль двора потек… (ручей)

    Снег не тает, но чернеет,
    Стало чуточку теплее.
    Дан весенний славный старт.
    Что за месяц это? (Март)

    Бегут ручьи, сосульки тают,
    Весна в свои права вступает.
    А птиц заливистая трель
    Нас извещает: вот… (апрель)

    Птицы спят в нем и живут,
    Яйца здесь свои несут.
    Из веток сделано жилье
    И называется… (гнездо)

    Солнце с неба не уходит,
    Этот месяц к нам приходит.
    Куртки поскорей снимай,
    Наступает месяц… (май)

    Его весной и летом
    Мы видели одетым.
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки.
    Но зимние метели
    В меха его одели.(дерево)

    Белая морковка
    Зимой растет.

    Весною тает. (Сосулька )

    Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой, под вьюжный вой,

    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    2. Актуализация знаний.

    2.1. Беседа по теме:

    Дидактическая задача: 

    Уточнить знания детей о загадках.

    Вопросы:

    - О чем все эти загадки? (Ответы детей)

    - Как вы догадались? (Ответы детей)
    - Что вы знаете о загадках? (ответы детей)

    - Кто придумывает загадки? (ответы детей)

    - О чем говорится в загадках? (ответы детей)  

    3. Затруднение в игровой ситуации.

    Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; создать ситуацию для составления загадок.

    - Ребята, а как придумать загадку самим? (не знаем)

    - А как узнать? (спросить у взрослого)

    - Вы хотите научиться составлять загадки самостоятельно? (да)

    3.1. Динамическая пауза «Повтори движения»

    Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с видео.

    4. Открытие нового знания.

    4.1. Составление загадки.

    Дидактическая задача: познакомить детей с составлением загадок с использованием ТРИЗ – технологии; развивать мышление, речь, память, внимание, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

    Модель составления загадок:

    Объект                                                Что бывает таким же?

    Обозначить признак по цвету                        По цвету

    Обозначить признак по действию                По действию

    Обозначить признак по форме                По форме

    4.2  Включение нового знания в систему знаний.

    Составление загадок по алгоритму с помощью модели.

    Дети делятся на две группы им предлагается составить две загадки птица и ручеек.

    5. Осмысление.

    Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

    - О чём мы сегодня говорили?

    - Теперь вы сможете сочинить  загадки?  

     - Как вам это удалось?

    - Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

    Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

    Данный материал поможет научить детей составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Речные и морские обитатели»Задачи: Расширять знания детей о речных рыбах и обитателях морей, формировать умение составлять описательный расска...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная".

    Закрепить знания детей об обобщающем понятие "одежда".Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам.Воспитывать интерес....