Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему «Придумывание загадок о литературном герое (козле из сказки Д. Каминяра «Притче об овце и козле» и козла из сказки «Лиса и козел»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

конспект занятия направленный на развитие связанной речи с использованием театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz_po_razvitiyu_rechi.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы

на тему «Придумывание загадок о литературном герое (козле из сказки Д. Каминяра «Притче об овце и козле» и козла  из сказки «Лиса и козел»)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программное  содержание:

            1. Совместно с детьми отбирать условные заместители при составлении модели загадки, познакомить с условным обозначением отрицания (противительного союза «но»);

            2. Учить воспроизводит  загадку согласно составленной с детьми моделью в ситуации письменной речи.

            3.   Воспитывать интерес к творчеству.

Оборудование

Условные заместители к загадке, фланелеграф, «козел», «лиса» из кукольного театра.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. 

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её 
.   Что это такое?

Дети. Загадка о лисе.

Воспитатель. Правильно, это загадка. Как вы думаете чем она отличается от сказки, пословицы?

Дети. Загадку надо отгадывать, в ней не называется тот, о ком идет речь. А пословицы учат мудрости. Поговорки, пословицы надо знать, где говорить.

Воспитатель. Как вы догадались, что эта загадка о лисе? С чем сравнивают лису в загадке? С чем еще можно сравнить лису? (Дети высказываются) К нам пришел козел из сказки «Лиса и козел». Посмотрите, как он горюет. Давайте спросим, в чем дело?

Дети. Почему ты горюешь, козел?

Козел (исполняет младший воспитатель). Про лису много интересных загадок есть, а я про себя ни одной не знаю. Обидно.

Воспитатель. Давайте поможем козлу, придумаем загадку о нем и его знакомом из сказки Д. Каминяра «Притче об овце и козле». Посмотрите на козла, какой он?

Дети. Серый, рогатый, бородатый.

Воспитатель. Кто рогатый?

Дети. Баран.

Воспитатель. У кого из людей чаще бывает борода? Дети. У деда.

Воспитатель. А теперь придумаем загадку, используя заместители. Серый, но не волк. (Показывает первую картинку серого цвета и вторую картинку с изображением волка, зачеркнутого знаком «х».» С рогами, но не баран. (Показывает первую картинку с нарисованными рогами, вторую — с изображением барана, зачеркнутого знаком «*».> С бородой, но не дел. (Показывает первую картинку с нарисованной бородой, и вторую с изображением деда, зачеркнутого знаком «х».) Эту загадку можно загадать про любого козла. Давайте придумаем загадку о козле из сказки «Лиса и козел». Для этого нужно сказать о том, что случилось с героем в сказке Я буду начинать, а вы заканчивайте фразы так, чтобы получилось «складно». В колодце...

Дети. Сидит.

Воспитатель. От холода... Дети. Дрожит. Воспитатель. Помощи... Дети. Ждет.

Воспитатель. Хозяина... Дети. Зовет. Воспитатель. Как? Дети. Ме-е.

Воспитатель. Кто сможет загадать загадку полностью? Дети загадывают.

Если козел серый, то козленок... Дети. Серенький.

Воспитатель. Если серый волк, то серенький... Дети. Волчок.

Воспитатель. Если у козла рога, то у козленка... Дети. Рожки.

Воспитатель. Если рога у барана, то рожки у... Дети. Баранчика.

Воспитатель. Если козел с бородой, то козленок с... Дети. Бородкой.

Воспитатель. Давайте загадаем теперь загадку про козленка.

Серенький, но не волчок. С рожками, но не барашек. С бородкой, но не дедушка.

Эту загадку можно загадать про любого котенка. Давайте придумаем загадку о козленке из сказки . Что для этого нужно сделать? Рассказать, что произошло с козленком в сказке. Я буду начинать, а вы заканчивайте фразы в рифму, чтобы получилось «складно». Весь до ниточки...

Дети. Промок.

Воспитатель. С острова друзей... Дети. Зовет. Воспитатель. Как? Дети. Мяу.

Воспитатель. А теперь поможем козлу запомнить эти загадки, повторите их по модели.

После повтора загадки дети прощаются с козлом.

Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость»

Воспитатель. Дети, вы умеете играть с куклами, машинками?

Дети. Да!

Воспитатель. А вы знаете, что со словами тоже можно играть?

Дети отвечают.

Хотите я вас научу? Игра называется «Живые слова» потому, что в ней словами будете вы сами. Кто хочет быть словом? (Вызывает по желанию троих детей.) Теперь Ульяна, Лида, Соня не обычные дети, а дети-слова. Ты, Ульяна, слово «лиса». Ты, Соня, слово «бранит». Ты, Лида, слово «козла». Какими словами стали Ульяна, Лида, Соня?

Дети отвечают.

Наши слова стоят по порядку. (Показывает рукой слева направо.) Ульяна скажет свое слово и даст руку Соне, Соня скажет свое слово и даст руку Лиде. А все остальные будут слушать.

Дети выполняют задание педагога.

Про что сказали слова?

Дети. Про лису и козла.

Далее педагог задает вопросы, дети отвечают.

Воспитатель. Что они сказали про лису? Какое первое слово'' А следующее? Какие слова сказали Ульяна, Соня, Лида? Я хлопну в ладоши, и слова разбегутся. (Хлопает в ладоши.) Наши слова ушли. Вы хорошо их запомнили? Какое слово стоит у окна? У двери' У зеркала? Теперь я хлопну в ладоши, и слова встанут по порядку А мы посмотрим, правильно ли они встали?

Одни дети произносят свои слова, давая руку друг другу, другие исправляют ошибки.

(Отправляет на место по одному ребенку.) Какие слова остались? (Далее читает скороговорку.) Девочка везла на возу козленка, козла и козу. Какой звук чаще всего встречался в этой скороговорке? Дети. Звук (з].

Воспитатель. Произнесем скороговорку медленно, а затем быстро.

Воспитатель и дети читают скороговорку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весенняя сказка»

Данное занятие поможет педагогу уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках весенней природы через речевые игры, работу в микрогруппах, экспериментирование....