Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения загадки»
материал (старшая, подготовительная группа)

Ваганова Евгения Владимировна

Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_zagadok.docx20.6 КБ
Файл istoriya_vozniknoveniya_zagadok.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

«История возникновения загадки»

Составитель: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердска.

Описание: Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям и родителям воспитанников дошкольного учреждения.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку

Задачи:

  1. Дать детям определение загадки.
  2. Рассказать, как и когда появилась загадка?
  3. Рассказать для чего в далёком прошлом использовалась загадка?
  4. Почему загадка перешла в мир детства?
  5. Дать возможность детям проявить возможность в загадывании и отгадывании загадок.

Ход беседы

Педагог предлагает ответить детям, как они понимают значение слова «загадка» (ответы детей)

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка»

         Загадка  это мудреный вопрос. Мудрыми словами описывается какой-нибудь предмет, который нужно разгадать. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа)

Например: «Зимой и летом одним цветом?»

Когда же появились загадки?

         Давным-давно древние люди боялись природы, казалось им, что всюду есть добрые и злые существа (нечистая сила). В лесу - Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что именно эти существа являются причиной разных бед, таких как наводнение, неудачная охота, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности.

          В те далёкие времена, люди были уверены, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. Поэтому древние люди, чтобы перехитрить природу и защитить своё жилище, семью, хозяйство боялись и старались вслух не произносить слова, которые связаны с успехом предстоящего дела. И поэтому люди придумали особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь.

Например: «Пошел по тух-туху. Взял с собой тав-таву, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тава, съел бы меня храп-тахта» («Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведем, кабы не собака, съел бы меня медведь»).

Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.

        Постепенно, с веками, не нужны стали  и забылись “обманные” названия, а загадка не забылась. Её в далёком прошлом люди использовали как испытание в мудрости и проводили «вечера загадок». Садились вечерами семьями и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, животных, одежде, обо всём, что их окружает.

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

«Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют». (Береза)

«Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла». (Корова)

«Мать толста, дочь красна, сын храбёр под небеса ушёл». (Печь, огонь, дым)

«Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет». (Плуг)

Со временем загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

Педагог загадывает детям загадку про Бабу Ягу:

Живёт в длинноногой избушке

Одна хулиганка-старушка,

У нее костяная нога,

А зовут ее …

Больше загадок про Бабу Ягу: https://po-ymy.ru/zagadki-pro-babu-yagu.html 

Разминка

Музыкальная подвижная игра «Хвост Бабы Яги»

Ссылка на музыкальное сопровождение:

https://cloud.mail.ru/public/3DE4/fnqJ4UUHj 

Заключительная часть:

Детям предлагается ответить на вопросы по теме беседы:

  1. Что такое загадка?
  2. Как появилась загадка?
  3. Зачем древние люди использовали «загадочную» речь»?
  4. Для чего в далёком прошлом проводили  «вечера загадок»?
  5. Какие вы знаете загадки?

Педагог предлагает детям загадать загадки, которые они знают.

Источники

  1. https://studwood.ru/796591/kulturologiya/istoriya_poyavleniya_zagadki 
  2. https://www.liveinternet.ru/users/inka1/post185716641 
  3. https://cloud.mail.ru/public/fQe5/odgyPnDRE (источники презентации)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения загадки Подготовила: Инструктор по физической культуре Ваганова Евгения Владимировна

Слайд 6

Пошёл по тух- туху . Взял с собой тав-таву , нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тава , съел бы меня храп-тахта

Слайд 8

Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют

Слайд 9

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла

Слайд 10

Мать толста , Дочь красна, Сын храбёр Под небеса ушёл

Слайд 11

Железный нос в землю врос, роет , копает, землю разрыхляет

Слайд 12

Живёт в длинноногой избушке Одна хулиганка-старушка, У нее костяная нога, А зовут ее …

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "История возникновения дорожных знаков"

Дорожные знаки мы видим так часто, что не задумываемся о том, насколько важную роль они играют в жизни человека. Кто придумал дорожные знаки? Зачем они появились? Как давно они существуют? Что они обо...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: История бус.

Нет более популярного аксессуара у женщин, чем бусы. Первые бусы появились на заре возникновения человечества: это были нанизанные на веревку кости животных.Самые древние бусы, известные историкам, во...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «История возникновения мяча»

Беседа для детей старшего дошкольного возраста«История возникновения мяча»...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История и значение Георгиевской ленточки»

Цель:- познакомить дошкольников с историей и значением Георгиевской ленточки;- воспитывать чувства патриотизма ;- развивать чувство гордости за Родину....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История Российского Военно-морского флота»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История Российского Военно-морского флота» Цель: познакомить с историей возникновения русского флота, дать представление ...

Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЧТЫ"

В занятии использована технология Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени», которая способствует развитию познавательной активности и исследовательской деятельности детей....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История возникновения загадки"

Конспект раскрывает основную цель , задачи беседы и её содержание. Дети узнают, что такое "загадка", когда она  и почему она появилась , так же потренируются в разгадывании русских наро...