Главные вкладки

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения загадки»
    материал (старшая, подготовительная группа)

    Ваганова Евгения Владимировна

    Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_vozniknoveniya_zagadok.docx20.6 КБ
    Файл istoriya_vozniknoveniya_zagadok.pptx2.68 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

    «История возникновения загадки»

    Составитель: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердска.

    Описание: Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям и родителям воспитанников дошкольного учреждения.

    Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку

    Задачи:

    1. Дать детям определение загадки.
    2. Рассказать, как и когда появилась загадка?
    3. Рассказать для чего в далёком прошлом использовалась загадка?
    4. Почему загадка перешла в мир детства?
    5. Дать возможность детям проявить возможность в загадывании и отгадывании загадок.

    Ход беседы

    Педагог предлагает ответить детям, как они понимают значение слова «загадка» (ответы детей)

    Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка»

             Загадка  это мудреный вопрос. Мудрыми словами описывается какой-нибудь предмет, который нужно разгадать. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа)

    Например: «Зимой и летом одним цветом?»

    Когда же появились загадки?

             Давным-давно древние люди боялись природы, казалось им, что всюду есть добрые и злые существа (нечистая сила). В лесу - Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что именно эти существа являются причиной разных бед, таких как наводнение, неудачная охота, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности.

              В те далёкие времена, люди были уверены, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. Поэтому древние люди, чтобы перехитрить природу и защитить своё жилище, семью, хозяйство боялись и старались вслух не произносить слова, которые связаны с успехом предстоящего дела. И поэтому люди придумали особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь.

    Например: «Пошел по тух-туху. Взял с собой тав-таву, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тава, съел бы меня храп-тахта» («Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведем, кабы не собака, съел бы меня медведь»).

    Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.

            Постепенно, с веками, не нужны стали  и забылись “обманные” названия, а загадка не забылась. Её в далёком прошлом люди использовали как испытание в мудрости и проводили «вечера загадок». Садились вечерами семьями и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, животных, одежде, обо всём, что их окружает.

    Педагог предлагает детям отгадать загадки:

    «Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют». (Береза)

    «Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла». (Корова)

    «Мать толста, дочь красна, сын храбёр под небеса ушёл». (Печь, огонь, дым)

    «Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет». (Плуг)

    Со временем загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

    Педагог загадывает детям загадку про Бабу Ягу:

    Живёт в длинноногой избушке

    Одна хулиганка-старушка,

    У нее костяная нога,

    А зовут ее …

    Больше загадок про Бабу Ягу: https://po-ymy.ru/zagadki-pro-babu-yagu.html 

    Разминка

    Музыкальная подвижная игра «Хвост Бабы Яги»

    Ссылка на музыкальное сопровождение:

    https://cloud.mail.ru/public/3DE4/fnqJ4UUHj 

    Заключительная часть:

    Детям предлагается ответить на вопросы по теме беседы:

    1. Что такое загадка?
    2. Как появилась загадка?
    3. Зачем древние люди использовали «загадочную» речь»?
    4. Для чего в далёком прошлом проводили  «вечера загадок»?
    5. Какие вы знаете загадки?

    Педагог предлагает детям загадать загадки, которые они знают.

    Источники

    1. https://studwood.ru/796591/kulturologiya/istoriya_poyavleniya_zagadki 
    2. https://www.liveinternet.ru/users/inka1/post185716641 
    3. https://cloud.mail.ru/public/fQe5/odgyPnDRE (источники презентации)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    История возникновения загадки Подготовила: Инструктор по физической культуре Ваганова Евгения Владимировна

    Слайд 6

    Пошёл по тух- туху . Взял с собой тав-таву , нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тава , съел бы меня храп-тахта

    Слайд 8

    Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют

    Слайд 9

    Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла

    Слайд 10

    Мать толста , Дочь красна, Сын храбёр Под небеса ушёл

    Слайд 11

    Железный нос в землю врос, роет , копает, землю разрыхляет

    Слайд 12

    Живёт в длинноногой избушке Одна хулиганка-старушка, У нее костяная нога, А зовут ее …

    Слайд 13

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

    Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

    Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "История возникновения дорожных знаков"

    Дорожные знаки мы видим так часто, что не задумываемся о том, насколько важную роль они играют в жизни человека. Кто придумал дорожные знаки? Зачем они появились? Как давно они существуют? Что они обо...

    Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

    Цель беседы:·         продолжать формировать представления о нормах здорового образа жизни;·         содействовать самос...

    Презентация к методической разработке познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

    Дети должны получить элементарные представления о зубах, их строении и значении в жизни человека.Дети должны получить элементарные представления об истории возникновения зубной щетки.У детей должны бы...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: История бус.

    Нет более популярного аксессуара у женщин, чем бусы. Первые бусы появились на заре возникновения человечества: это были нанизанные на веревку кости животных.Самые древние бусы, известные историкам, во...

    Беседа для детей старшего дошкольного возраста «История возникновения мяча»

    Беседа для детей старшего дошкольного возраста«История возникновения мяча»...