Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История возникновения загадки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект раскрывает основную цель , задачи беседы и её содержание. Дети узнают, что такое "загадка", когда она  и почему она появилась , так же потренируются в разгадывании русских народных загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_o_zagadkah.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

«История возникновения загадки»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с определением «загадка»; рассказать, как и когда появилась загадка и  для чего в далёком прошлом она использовалась ; учить отгадывать  русские народные загадки.

Коррекционно-развивающие: развивать словарный запас, мышление ,сообразительность и внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать речевую активность, умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход беседы:

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова  «загадка»? (ответы детей).

Слово «загадка»- древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».

Загадка-это мудреный вопрос. Мудрыми словами описывается какой-нибудь предмет, который нужно разгадать. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). Например: «Зимой и летом одним цветом?»

Когда же появились загадки?

Давным-давно древние люди боялись природы, казалось им, что всюду есть добрые и злые существа (нечистая сила). В лесу-Леший, в реке-Водяной и русалки, в избе-Домовой. Думали тогда люди, что именно эти существа являются причиной разных бед, таких как наводнение, неудачная охота, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности.

В те далёкие времена люди были уверены, что и дерево, и рыба, и птица-все понимают человеческий язык. Поэтому древние люди, чтобы перехитрить природу и защитить свое жилище, семью, хозяйство боялись и старались вслух не произносить слова, которые связаны с успехом предстоящего дела. И поэтому люди придумали особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например: «Пошел по тух-туху. Взял с собой тав-таву, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тава, съел бы меня храп-тахта» («Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведем. Кабы не собака, съел бы меня медведь»). Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.

Постепенно, с веками, не нужны стали и забылись «обманные» названия, а загадка не забылась. Её в далёком прошлом люди использовали как испытание в мудрости и проводили «вечера загадок». Садились вечерами семьями и старшие загадывали младшим  различные загадки: о человеке, животных, одежде, обо всем, что их окружает.

Далее предлагаю детям отгадать загадки:

«Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют» (Береза)

«Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла» (Корова)

«Мать толста, дочь красна, сын храбёр под небеса ушел» (Печь, огонь, дым)

«Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет» (Плуг).

Со временем загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

Загадываю загадку про Бабу Ягу:

Живёт в длинноногой избушке

Одна хулиганка –старушка,

У нее костяная нога,

А зовут ее… (Баба Яга).

Заключительная часть:

Предлагаю детям ответить на вопросы по теме беседы:

«Что такое загадка?»

«Как появилась загадка?»

«Зачем древние люди использовали загадочную речь?»

«Для чего в далёком прошлом проводили «вечера загадок»?

«Какие вы знаете загадки»?

Список использованной литературы:

1.https//studwwood.ru/796591/kulturologiya/istoriya poyavleniya zagadki

2.https://www.liveinternet.ru/users/inka1/post185716641

3.https://cloud/mail.ru/public/fQe5/odgyPnDRE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему " История Олимпийских игр"

Цель - дать представления детям  об истории возникновения олимпийских игр, о символе и традициях.Задачи:·        Воспитывать чувство гордости за свою страну.·...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города"

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города" ( в рамках кружковой работы)...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения загадки»

Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Откуда пришла загадка?"

Конспект раскрывает задачи беседы и её содержание. С помощью этой беседы можно уточнить, конкретизировать знания детей о загадке- как о жанре устного народного творчества....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....