Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Откуда пришла загадка?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект раскрывает задачи беседы и её содержание. С помощью этой беседы можно уточнить, конкретизировать знания детей о загадке- как о жанре устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_prishla_zagadka.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

«Откуда пришла загадка?»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о загадках- как о жанре устного народного творчества.

Коррекционно-развивающие: формировать навык  связных речевых высказываний, правильного звукопроизношения; учить детей правильно выражать свою мысль; развивать умение мыслить логически, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Демонстрационный материал: презентация, картинки.

Ход беседы:

Ребята, подумайте и вспомните, что вы уже знаете о загадках? Какими бывают загадки? (загадки бывают о животных, растениях, о различных предметах).

Хорошо, давайте тогда  вспомним разные загадки, например, о волке. Произнесите загадку четко, внятно, не спеша.

1.Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

2.На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

3.Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно.

4.Серовато, зубавато.

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Молодцы, дети! Как много загадок вы знаете о волке!

А сейчас я предлагаю вам обратиться к «Толковому словарю», в котором мы непременно найдем информацию о то, что такое «загадка».

Загадка-жанр народно-поэтического творчества; поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

А еще в энциклопедии я прочитала  одну пословицу о загадке, сейчас она написана на доске:

Загадка- не орех,

Просто так не разгрызёшь.

Дети, правильно ли в народе говорят? Что значит «не разгрызёшь»?

Да, трудно догадаться, нужно подумать, включить воображение, догадаться, на что похоже.

Дети, а давай-те с вами вспомним, откуда пришла загадка? Кто ее придумал? (Её придумал сам народ).  А для чего придумывали загадки? (Давным-давно, когда люди боялись природы, древнему охотнику казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу-Леший, в реке-Водяной и русалки, в избе-Домовой. Думали, что дерево, птица, рыба- все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык- «загадочную речь». Вот из этой загадочной речи и родились загадки).

Правильно, ребята, молодцы!

Значение загадок в жизни наших предков было очень велико. Загадки объясняли предками многие явления природы, такие, как гром, молния, гроза. Люди, которые умели отгадывать загадки, были знатными людьми.

А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время? (Загадка-это зарядка для ума, сообразительности, смекалки).

Ребята, загадки бывают НАРОДНЫМИ и АВТОРСКИМИ. Народная загадка сохранятся только в памяти народа и должна быть краткой. Народные загадки довольно сложно отгадать, вот попробуйте!

Скручен, связан,

По избе пляшет. (Веник)

Маленький, да гнутенький

Весь дом стережёт (Замок).

Авторские загадки придумал один человек. Они имеют более развернутое описание, чаще всего бывают в стихотворной форме:

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. (Пила). (С.Маршак).

А ещё бывают загадки-рифмовки. Отгадывать их легче, чем народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок.

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество!

Это… (Электричество).

В колючках ёж и ёрш, но сразу не разберёшь:

Кто ёжится, тот… (ёж),

А кто ершится-…(ёрш).

Есть ещё загадки-обманки. Они тоже рифмуются, но в этом то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму-получится смешная чепуха.

Белым снегом всё одето-

Значит наступает… лето (зима).

Правильно! Правильная отгадка-зима. Подобные загадки учат думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще они развивают чувство юмора. Ну что ж, давайте попробуем отгадать ещё несколько таких весёлых загадок.

Ночью каждое оконце

Слабо освещает…солнце (Луна).

Ржёт на поле поутру  длинногривый… кенгуру (Конь).

Мимо улья проходил

Косолапый… крокодил (Медведь).

Бывают ещё такие загадки, в которых заблудилась буква. Они так и называются «Буква заблудилась». Замена всего лишь одной буквы в слове меняет смысл не только слова, но и вся фраза превращается в бессмыслицу. Попробуйте отгадать несколько таких загадок:

На поляне весной

Вырос зуб молодой (Дуб).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (Крышу).

Когда король свалился с трона,

Слетела с головы ворона (Корона).

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки (Крошки).

Заключительная часть. Итог.

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Откуда пришли загадки? Кто их придумал? Какие бывают загадки?

Литература:

1.Агеева И.Д. «500 загадок-обманок для детей»-Москва: ТЦ «Сфера»,2021г.

2.Белых В.А. «Разгадываем загадки»-Ростов н/Д: Феникс, 2023.

3.«Русские народные загадки»-Москва: Издательство АСТ,2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»

Цель: Способствовать нравственному развитию  ребёнка путём  формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре  общения; формировать  интерес к общению со взрослыми...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальном инструменте и его происхождении: скрипка

Занятие проводится воспитателем в процессе изучения музыкальных инструментов, возможно привлечение музыканта...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста . По теме: «Откуда берется бумага?»

Задачи:Дать детям представление из чего и как делается бумага;Формировать представление о значении деревьев в жизни людей;Закрепить знания о некоторых свойствах бумаги;Формировать чувство заботы о при...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Цель:  Познакомить с источником доходов и расходов семьи.Задачи:Дать представление о планировании семейного бюджета.Прививать бережливость к трате денег.Учить анализировать собственное мнение, сл...