Конспект образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с профессией программист».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Филичева Любовь Леонидовна

Цель ОД: Сформировать познавательную активность дошкольников через ознакомление с профессией «программист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_znakomstvo_s_professiey_programmist.docx489.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №45»

Конспект образовательной деятельности

для воспитанников

старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с профессией программист».

                                                                                               

г. Заволжье, 2021 г

Актуальность

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессией программиста обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Таким образом, формирование представлений дошкольников о профессии программиста – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Содержание работы по ранней профориентации носит развивающий, информационный характер.

Новизна темы образовательной деятельности заключается в комплексном решении задач социально - педагогического направления, знакомство детей с профессией программист, о которой дети мало знают.

Ожидаемые результаты:

  • сформированы представления о профессии программиста, особенностях его трудовой деятельности, значимости его труда,
  • знакомы с понятиями "программа", «алгоритм";
  • сформированы навыки выстраивания последовательности команд, умение анализировать работу
  • умеют находить и исправлять простейшие ошибки в программах (алгоритмах).
  • сформированы навыки самоконтроля, умение договариваться и работать в команде.

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Соучастники: программист

Конспект образовательной деятельности

для воспитанников старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с профессией программист».

Цель: сформировать познавательную активность дошкольников через ознакомление с профессией «программист».

Образовательные задачи:

  • познакомить детей с профессией «программист», особенностями его трудовой деятельности, значимости его труда;
  • создать позитивную мотивацию к выбору будущей профессии;
  • подвести дошкольников к понятиям «программа», исполнитель «программы», «алгоритм»;
  • способствовать развитию умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий;
  • определять правильность порядка выполнения шагов;

Развивающие задачи:

  • развивать коммуникативные способности, творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание;
  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к труду взрослых;
  • воспитывать отзывчивость, взаимовыручку, желание прийти на помощь.

Оборудование: загадки; картинки о профессии «Программист», ноутбук

  • демонстрационный– презентация «Профессия «Программист»»;
  • раздаточный: карточки- символы, «поле» с клетками, игрушки; игра

«Робот и командир», игра «Пиктомир», медали «Будущий программист»

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о профессиях их родителей;
  • чтение книги Н. Носов «Приключения Незнайка и его друзей»;
  • просмотр развивающих мультфильмов «Мурзилка о создании игр программистами», «Программист»;
  • познавательная беседа «История праздника – День программиста» (13 сентября);

Ход образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я очень рада нашей встрече.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

2. Воспитатель: Сегодня, я предлагаю поговорить об умных машинах - компьютерах. Где вы видели компьютеры? Кому они нужны?

Дети: в магазине, дома, в больнице….

Воспитатель дополняет рассказы детей:

Воспитатель: Трудно представить нашу жизнь без компьютера. С его помощью можно составлять расписания движения поездов, делать сложные хирургические операции и руководить полётом космической станции, можно общаться с людьми, которые находятся в разных точках земного шара.

Воспитатель: Как вы думаете, кто помогает людям разных профессий управлять компьютерами?

Ответы детей.

Воспитатель: (демонстрируется презентация). Помогают человеку управлять этими умными машинами программисты. Чтобы людям различных профессий: и врачам, и учителям, и строителям и космонавтам было проще решать свои профессиональные задачи, программисты создают для каждого из них специальные программы. Очень интересная и очень важная, необходимая для всех людей работа у программистов, ведь компьютеры сегодня повсюду.

3. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня приготовила для вас очень интересную игру. Хотите поиграть?

Дети выражают согласие.

Воспитатель включает компьютер, находит на рабочем столе икт - игру, но далее происходит сбой в программе, и детям не предоставляется возможность поиграть.

Воспитатель: Ребята, у меня не получается запустить игру.

Воспитатель: Что делать? Сами сможем справиться с данной проблемой?

Ответы детей.

Воспитатель совместно с детьми приходят к выводу, что произошел сбой в программе, и нужно обратиться за помощью к специалисту- программисту.

Воспитатель: К кому же мы можем обратиться за помощью?

Дети предлагают свои версии.

Воспитатель: я сейчас попробую попросить о помощи одного моего знакомого. Он по профессии программист.

Воспитатель по сотовому телефону кому-то звонит и договаривается о встрече.

4.Основной этап.

В группу входит программист и приветствует детей.

Дети здороваются, знакомятся.

Программист: Что у вас случилось?

Дети рассказывают о том, что у них есть интересная игра, но произошел сбой в этой программе и они не могут поиграть.

Программист: Моя профессия программист. Вы знаете, чем занимается программист?

Ответы детей.

Программист: Программист-это тот человек, занимается разработкой компьютерных программ. Для того, чтобы стать профессиональным программистом, требуется не только огромное терпение, но и особый склад ума, позволяющий разговаривать на одном языке с компьютером.

А ещё нужно быть усидчивым и уметь доводить начатое дело до конца. Очень редко программисту удаётся сделать всё с первого раза, приходится долго сидеть, искать ошибки, тестировать различные методы выполнения поставленной задачи. Одна неправильная запятая может привести к тому, что вся программа перестанет работать как надо!

Я создаю разные программы для компьютеров и умею исправлять ошибки в них. И сегодня, конечно, я вам помогу и исправлю ошибку в программе вашего компьютера, чтобы вы смогли поиграть.

Программист устраняет проблему. Игра включается.

Воспитатель: Давайте спросим у программиста, трудно ли это: создавать программы? И что для этого необходимо знать и уметь? А можем ли мы написать программу?

Программист: Для того чтобы стать профессиональным программистом необходимо хорошо знать математику, уметь строить алгоритмы - это такие цепочки последовательных действий для разных объектов. Для того чтобы стать программистом надо хорошо учиться в школе, а затем учиться в колледже или институте, изучать разные языки программирования. Людям этой профессии следует обладать огромным терпением и обязательно желанием доводить начатое дело до конца. Я думаю, что могу для вас написать программу. Хотите поиграть в новую игру? Дайте мне немного времени.

Дети выражают согласие.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть, пока программист готовит для них игру.

Физкультминутка «Профессии».

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)

Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Программист: прежде, чем вы начнете играть, давайте разберемся с символами, которые используются в этой игре и узнаем, что они означают.

Программист: Стрелка вверх означает - иди, стрелка с поворотом вправо –означает иди направо, стрелка с поворотом влево – означает иди налево).

Программист: игра называется «Пиктомир». Вам нужно помочь роботу зажечь все синие лампочки. А чтобы их зажечь, вам нужно пройти путь, ориентируясь на символы (стрелки).

Дети играют.

Воспитатель проводит индивидуальную работу, оказывает помощь или поддержку тем детям, которым не удается выполнить правила игры.

Программист: Ребята, а вы хотите сами поучаствовать в разработке игры?

Дети выражают согласие.

Программист: предлагаю совместно разработать игру, которая называется «Робот и командир».

Воспитатель выкладывает на полу поле с клетками. В клетки раскладываются игрушки.

Программист: В этой игре вам нужно будет передвигаться по квадратам поля от клетки-старта до определенной игрушки. Двигаться можно только по вертикали и горизонтали. В этой игре вы загадываете игрушку, составляете схему движения до нее от клетки-старта. В игре будем использовать те же символы: стрелка вверх означает иди, сколько стрелок - столько и шагов. Стрелка с поворотом вправо – означает -  иди направо, стрелка с поворотом влево – означает иди налево.

Каждый ребенок выкладывает путь до определенной им игрушки на индивидуальной карточке.

Воспитатель: вам нужно разбиться на пары. Один из вас будет роботом, другой командиром. Командир отдает команды, робот выполняет. Командир может отдать команду: «Вперед 3 шага». Робот делает 3 шага вперед и сообщает: «Готово» и т.д. В результате робот приходит к определенному командиром предмету (игрушке), затем робот и командир меняются ролями.

Дети делятся на пары, играют.

Программист: Молодцы, я рад, что некоторые из вас легко осваивают программирование. Я думаю, что если вы захотите, и будете усердно учиться, то можете стать программистами. Особенно важно учиться математике. Программист прощается, уходит.

5. Рефлексия.

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы сегодня узнали о профессии программист?

-Что делает программист? А вам понравилось программировать?

Кто хочет стать программистом? Почему?

Выводы:

Таким образом, у детей значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения. Они стали уважительнее относиться к труду взрослых и результатам их труда.

 Дети не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессии программиста, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист данной профессии.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.

2.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002

3. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

4.Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

5.Бурмистрова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

6. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

7. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010

8.Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

9.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

10.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014

11. Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/

Приложение:

  1. Карточки- символы

 - иди прямо

 - иди направо

- иди налево

2. Игра «Робот и командир».

Ход игры: На полу раскладываются дорожки из ковриков, по которым надо

провести своих роботов. Каждый командир должен довести своего робота

до финиша. Робот помнит, что управлять им может только один командир, и

самостоятельно робот ничего выполнять не может, он может выполнять

только команды командира. Робот умеет выполнять только три команды: вперед, налево и направо.

3 Игра «Пиктомир»

Ход игры: Робот должен выполнить важную миссию, он в подводных пещерах, куда не может попасть человек, собирает редкие виды рыб. Перемещаясь из пещеры в пещеру, он фотографирует рыб. Ваша задача, используя пиктограммы, запрограммировать робота так, чтобы он дошел до прохода в пещеру, и при этом обратите внимание на препятствия, встречающиеся у него на пути.

4.«Робот»

Ход игры: Составь алгоритм так, чтобы Робот побывал на всех закрашенных клетках, черные полосы-это стены. Сквозь них Робот пройти не может.

5. Медаль «Будущий программист»

https://www.dewir.ru/wp-content/uploads/2018/07/11957_0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Профессия – строитель»

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.Задачи.Обучающие:- Обобщить знания о строительных профессиях.- Обогащать познавательные знания: знакомство с бетоном, его свойствами ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, тема :"Остров сокровищ", построенной на основе проблемного подхо...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Создаем книжку-малышку»

Интеграция образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", «Речевое развитие»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...