Современные технологии дошкольного образования
материал

Айана Матрашева

Существует мнение, что педагогика - это искусство. Но, известно, что искусство посильно не каждому человеку, а только мастеру своего дела, обладающему определенными способностя­ми. Не все преподаватели, к сожалению, обладают педагогиче­ским мастерством, но овладеть педагогической технологией смо­жет каждый, так как «искусство основано на интуиции, а технология - на науке». Овладеть этой наукой - значит стать хорошим преподавателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_doshkolnogo_obrazovaniya.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Контрольная работа

по МДК 05.02 Метод проектов в образовательной работе детского сада

Вариант

Современные технологии дошкольного образования

 

                                                        Выполнил(а) студент(ка)

                                                        4-го курса (группы 18 ДП)

                                                        Матрашева А.С.

                                                        Проверил: преподаватель

                                                        Волкова Н.В.

Дата__________________

Оценка________________

 

Горно-Алтайск - 2021

Принципы выбора образовательных технологий

  1. Существует мнение, что педагогика - это искусство. Но, известно, что искусство посильно не каждому человеку, а только мастеру своего дела, обладающему определенными способностями. Не все преподаватели, к сожалению, обладают педагогическим мастерством, но овладеть педагогической технологией сможет каждый, так как «искусство основано на интуиции, а технология - на науке». Овладеть этой наукой - значит стать хорошим преподавателем.

Что значит научно обоснованная технология обучения? Это значит, что она построена на научном анализе деятельности, в нашем случае - курсанта, будущего военного специалиста, отборе тех качеств, знаний, умений и навыков, которые будут ему необходимы в профессиональной деятельности; анализе и четком отборе учебной информации, т. е. содержания учебного материала, предназначенного для обучения и контроля его усвоения; анализе средств педагогической коммуникации (учебники, учебные, методические и наглядные пособия, учебно-тренировочные карты и др. методические материалы, ТСО и методические указания к ним и т.п.; выборе форм и методов обучения, воспитания и развития будущих офицеров); конкретизации деятельности военного педагога и курсанта.

Итак, после проделанного научного анализа следует этап разработки самой технологии обучения на основе военно-педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают целенаправленно как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение (если в этом есть необходимость), и только потом - этап ее реализации в естественных условиях обучения. Необходимо отметить, что педагогическая технология обучения - не есть нечто застывшее и данное на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от меняющихся условий обучения.

Важно, чтобы каждый преподаватель по преподаваемой дисциплине вносил в существующую технологию обучения курсантов свои научно обоснованные коррективы в зависимости от набора курсантов, учета их психологических особенностей, развития соответствующей науки, их образовательной подготовленности, а также требований времени.

Рассмотрим далее основные принципы педагогических технологий и некоторые не предметные, а общие технологии обучения, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения: проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггестивное обучение, деловые игры. Однако, по нашему мнению, - это не методы обучения, а именно технологии обучения, основанные на научном подходе, диагностичной конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности курсантов и прочих особенностях, присущих педагогическим технологиям. Эти технологии обучения основаны на том или ином дидактическом методе, могут использоваться и все общедидактические методы.

Педагогические технологии используют общеизвестные дидактические принципы. Но педагогические технологии имеют и свои, присущие именно им принципы. Таковыми являются:

1. Целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной, стороны, и системность, с другой. При этом системность понимается как в плане преподнесения самой учебной дисциплины, так и в широком смысле, в плане целостной системы образования со всеми ее частями.

2. Фундаментальность, т.е. сущностный подход, основанный на обучении крупными блоками, базовому, основному содержанию, учебной дисциплины. Фундаментализацию обучения обычно понимают, как обучение естественно-математическим дисциплинам. Не оспаривая это распространенное и справедливое мнение, думаю, что это понятие заключает в себе значительно более широкий смысл. А именно: каждая дисциплина содержит в себе базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной области, постоянно пополнять их самостоятельно, т.е. в каждой дисциплине есть те знания, которые образуют ее фундамент.

Кроме того, сущностный подход в обучении следует рассматривать не только в плане одной учебной дисциплины, но обязательно в плане межпредметных связей с нацеленностью на задачи подготовки военного специалиста по конкретному профессиональному профилю. Сущностный подход неразрывно связан с обучением крупными блоками, которые снижают нагрузку на память и расширяют границы мышления.

Таким образом, сущностный подход является основой фун-даментализации. Он предполагает синергетический подход на основе синтеза естественных, гуманитарных и технических наук.

3. Культуросообразность. Этот принцип означает, что обучать следует соответственно современному уровню развития культуры. В наши дни для обучения далеко недостаточно лектора, стоящего за кафедрой. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры, в том числе и экономической. От нас требуется подготовка военных специалистов, которым придется выполнять служебные обязанности в часто изменяющихся обстановочных факторах, создающих конкретную профессиональную ситуацию.

4. Гуманитаризация и гуманизация обучения. Эти термины имеют в своей основе общий корень, но каждый из них несет в себе несколько специфическую смысловую нагрузку. Гуманитаризация связана с введением в число изучаемых в военном вузе дисциплин также и гуманитарных дисциплин, т.е. общественных наук (история, психология, социология и др.), а гуманизация означает гуманный, т.е. человеческий, человеколюбивый подход. Иначе говоря, гуманитаризация - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: все для человека, ради человека, во имя человека.

При проектировании педагогической технологии каждый преподаватель может и должен осуществлять этот принцип. Педагог, рассматривая ту или иную проблему в области своей науки с точки зрения полезности ее для выпускника, призванного осуществлять общественно полезную профессиональную деятельность на военном поприще, раскрывая ее историческое значение и т.п., вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения. Одновременно учитывая возможности и способности курсантов, используя педагогику сотрудничества, он делает свою педагогическую технологию более гуманной, человечной, т. е. осуществляет принцип гуманизации обучения, что в свою очередь способствует формированию высоконравственной личности будущего офицера.

5. Обучать, исследуя; исследовать, обучая. Этот принцип, с одной стороны, требует от каждого преподавателя военного вуза проводить исследования в области своей науки, привлекая к ним курсантов. С другой стороны, преподаватель разрабатывает технологию обучения, апробирует ее в учебном процессе, наблюдает, вносит коррективы, если это необходимо, т.е. исследует ее в течение учебного процесса. Эти две стороны преподавательской деятельности чрезвычайно важны как для повышения своего профессионального и педагогического мастерства, так и для подготовки курсантов к творческой профессиональной деятельности в войсках.

6. Непрерывность образования, т.е. подготовка выпускников к необходимости совершенствовать свои профессиональные качества в течение всей жизни. Научить на всю жизнь нельзя, т.к. информация меняется и постоянно дополняется. Следовательно, этот принцип предусматривает, что преподаватель в своей технологии уделит достаточно внимания самостоятельной работе курсантов, строя свою технологию с учетом дидактического принципа перехода от обучения к самообучению.

7. Деятельностный подход предусматривает такую, технологию обучения, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность курсантов так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются.

Таковы основные принципы педагогических технологий, т.е. исходные положения, реализация которых ведет педагогический состав военного вуза к овладению педагогическим мастерством, а выпускников - своей военно-профессиональной деятельностью.

Сравнение разных технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, с целью выявления их педагогической эффективности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.      Опыты (экспериментирование)

  •     Состояние и превращение вещества.
  •     Движение   воздуха, воды.
  •     Свойства почвы и минералов.
  •    Условия жизни растений.

2.      Коллекционирование (классификационная работа)

3.      Виды растений.

4.      Виды животных.

5.      Виды строительных сооружений.

6.      Виды транспорта.

7.      Виды профессий.

8.      Путешествие по карте

  •         Стороны света.
  •          Рельефы местности.
  •         Природные    ландшафты и их обитатели.
  •         Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

9.     Путешествие по «реке времени»

  •         Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  •          История    жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

·         идти в ногу со временем,

·         стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

·         наставником в выборе компьютерных программ, 

·         сформировать основы информационной культуры его личности,

·         повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

·         Исследовательский характер

·         Легкость для самостоятельных занятий детей

·         Развитие широкого спектра навыков и представлений

·         Возрастное соответствие

·         Занимательность.

Классификация программ:

·         Развитие воображения, мышления, памяти

·         Говорящие словари иностранных языков

·         Простейшие графические редакторы

·         Игры-путешествия

·         Обучение чтению, математике

·         Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

·         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

·         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

·         движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

·         обладает стимулом познавательной активности детей;

·         предоставляет возможность индивидуализации обучения;

·         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

·         позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

·         Недостаточная методическая подготовленность педагога

·         Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

·         Бесплановость, случайность применения ИКТ

·         Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  •  гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  •  Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

·         постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

·         подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

·         оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

·         заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 

Игровая технология 

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

·         игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

·         группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

·         группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

·          группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как современная технология дошкольного образования»

Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деят...

«Геокэшинг — одна из современных технологий дошкольного образования»

Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игр...

«Современные технологии дошкольного образования» на тему: Марафон игр для педагогов с использованием приёмов ТРИЗ – технологий в педагогической деятельности

В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, ...

Деловая игра «Современные технологии дошкольного образования» «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО».

Сценарий деловой игры «Современные технологии дошкольного образования». «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО». -методическое мероприятие, форма работы...