ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Гневанова Юлия Васильевна

Основы воспитания гражданина закладываются в дошкольном возрасте, и поэтому формирование гражданской позиции у старших дошкольников на современном этапе развития общества представляется актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnevanova_grazhdanstvennaya_pozitsiya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гневанова Юлия Васильевна

МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

В нашей стране в последние десятилетия происходят большие изменения в политике, общественной жизни: появляются новые праздники, старые уходят в прошлое, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни, искажена информация об армии и событиях, которые происходят в ней. Таким образом, у подрастающего поколения падает интерес и уважение к прошлому своей страны.

В исследовании Е. А. Казаевой представлено следующее понятие.

«Гражданская позиция — это интегративное качество личности, включающее в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества личности, отражающее социально обусловленное отношение человека к своей стране, гражданскому обществу и самому себе и предполагающее сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане». [1, c. 17].

П.А. Баранов в качестве термина «гражданская позиция» понимает доминантную сферу личностной характеристики, которая определяет смысл, направленность поступков, а также причастность личности к судьбе Отечества и к его процессам в целом [2, c. 68].

В своем исследовании Т.Н. Балобанова отмечает, что гражданская позиция является интегративным качеством личности, в состав которого включены понятие, знание, поведение, убеждения, а также нравственные характеристики [3, c. 104].

Н.П. Капустин рассматривает гражданскую позицию в качестве комплекса качеств личности, которые включают в себя социальную активность, следование закону и доминирование мотивов общественного долга [4, c. 43].

С точки зрения Г.Н. Филонова, гражданская позиция является принятием общечеловеческих нравственных ценностей.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: под позицией принято понимать сложное качество личности, проявляющееся в качестве отношения человека к себе, к обществу. к своей профессии, к государству.

Основы воспитания гражданина закладываются в дошкольном возрасте, и поэтому формирование гражданской позиции у старших дошкольников на современном этапе развития общества представляется актуальным.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. [5, с.5]. Именно в этом возрасте у ребенка начинают закладываться первоосновы личности, а также есть потенциальные возможности для развития нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания гражданственности.

Гражданская позиция личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская позиция развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью. Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской позиции детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «нравственно-патриотическое гражданское воспитание».

Свою работу по воспитанию гражданской позиции реализую посредствам:

- проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;

- организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей родного села, края, как граждан России;

- проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;

- вовлечения детей в общественную деятельность (благоустройство участка, проведение благотворительных акций «Сохраним наш лес», «Сделаем наше село чище»)

В ходе бесед с детьми обсуждаем такие темы, как «Дружба», «Милосердие», «Добрые дела и поступки», «Правила в нашей жизни», «Мои обязанности», «Я и другие люди».

Тема природы занимает немаловажное место в воспитании гражданской позиции у дошкольников. Помимо непрерывной образовательной деятельности, проводим прогулки с наблюдением, ходим на экскурсию в Костинский историко-художественный музей, чтобы познакомиться с особенностями нашего края. Давая представление о природе и ее законах, дети учатся видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.

Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка понимания того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина.  С этой целью организуются экскурсии по родному селу, выставки фотографий села, выставки работ совместно с родителями «Моя улица», «Мой дом». Для развития чувства патриотизма  в своей работе использую более результативные формы работы – праздник Защитника Отечества, экскурсии к памятнику Скорбящей матери, где дети возлагают цветы, оформляю уголок патриота.

Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей. Уважение в семье прав и достоинств ребенка – важные условия воспитания гражданственности. Воспитать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.

Значимость воспитания гражданственности велика не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Задача педагога: воспитать достойного человека, гражданина своей страны, любящего и гордящегося ей.

Список литературы

1.Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис... док. пед. наук. Челябинск, 2010. – 216 с.

2.Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности / П.А. Баранов // Гражданское образование: материалы международного семинара. Санкт-Петербург, 1997. – С. 66–68.

3.Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде / Балобанова Т.Н. // Человек и образование. – № 8-9, 2006, – С. 104–105.

4.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. Москва: Академия, 1999. – 214 с.

5.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "

Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем  - это основа и условие развития...

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

Воспитание гражданской позиции старших дошкольников

Статья будет полезна педагогам, работающим по вопросам патриотического воспитания дошкольников в ДОУ и семье...

Воспитание вежливости у старших дошкольников

Воспитание вежливости у старших дошкольников...