Краеведение как региональный компонент в доу
методическая разработка

Вариативная часть Рабочей программы – продолжение деятельности ОУ, где основной акцент делается на:

  • развитие личности через приобщение к культурному наследию страны и города;
  • патриотическую и нравственную направленность через освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга;
  • формирование основ экологической культуры в условиях города;
  • формирование у городских детей привычки к здоровому образу жизни, основ безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rk_ranniy_vozrast.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативная часть Рабочей программы – продолжение деятельности ОУ, где основной акцент делается на:

  • развитие личности через приобщение к культурному наследию страны и города;
  • патриотическую и нравственную направленность через освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга;
  • формирование основ экологической культуры в условиях города;
  • формирование у городских детей привычки к здоровому образу жизни, основ безопасности.

Цель – создание условий для формирования интереса воспитанников к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного города на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи образовательной работы с детьми 2 - 3 лет:

  1. Ознакомление с ближайшим окружением: площадка детского сада, улица ведущая домой.
  2. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству, воспитывать положительное отношение к колыбельным песням, потешкам, пестушкам.
  3. Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к книге
  4. Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен, пестушек, потешек.
  5. Познакомить со способами передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.
  6. Участие детей в русских народных играх и игровых упражнениях.
  7. Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем, обращая внимание на их художественные особенности.
  8. Отражение наблюдаемых явлений природы в продуктивной деятельности.
  9. Знакомство с происхождением и назначением колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек.
  10. Познакомить с некоторыми фольклорными образами произведений.
  11. Способствовать исполнению колыбельных песен, пестушек, потешек в самостоятельной игровой деятельности.
  12. Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления от окружающей действительности в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).Приобщение детей к театрализованным играм

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения части программы, формируемой участниками образовательных отношений, базируются на целевых ориентирах (см. раздел 1 п. 1. 2 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад Санкт-Петербурга») в соответствии с ФГОС дошкольного образования, которые дополняют и конкретизируют планируемые результаты обязательной части Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад Санкт-Петербурга».

 «Детский сад Санкт-Петербурга» расположен в современном городе-мегаполисе, своеобразие социокультурной среды проявляется:

- в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений, таких как театры, музеи, планетарий, цирк, зоопарк, школы: художественные, музыкальные, спортивные;

- в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существовании в городе учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения: исторические места города Санкт-Петербурга.

Содержание деятельности по пяти образовательным областям

Распределение видов детской деятельности в течение дня

Формы образовательной деятельности

совместная деятельность взрослого и детей

самостоятельная деятельность детей

взаимодействие с семьей

непрерывная образовательная деятельность

образовательная деятельность в ходе режимных моментов

индивидуальная работа с детьми

-чтение;

-обсуждение;

-рассказ;

-рассматривание;

-игровая ситуация;

-дидактическая игра;

-интегративная деятельность;

-беседа о прочитанном;

-инсценирование;

  • викторина;
  • показ настольного театра;

разучивание стихотворений;

-наблюдение на прогулке;

-труд;

-игра на прогулке;

-беседа после чтения;

-экскурсия;

-интегративная деятельность;

-разговор с детьми;

-разучивание стихов,

потешек;

-игра на прогулке;

-ситуативный разговор;

-разучивание стихов,

потешек;

коммуникативные игры;

-игра-драматизация;

-дидактическая игра

-совместные

-викторины;

-семейные проекты;

-выставки творческих работ детей и родителей;

-маршруты выходного

дня;

-психологопедагогическое

просвещение через организацию интерактивных форм взаимодействия педагогов

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Формы организации деятельности

сентябрь

«Моя группа»

Создать условия для успешной адаптации детей

Индивидуальное игровое взаимодействие

октябрь

«Детский сад»

Знакомить с предметами и игрушками, которые находятся в группе

Продолжать знакомить с детьми группы

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, пестушки)

Игры: «Покажи, где у нас (спальня, приемная и др.)», «Угадай, кто позвал?», «Кто что делает?», «Как тебя зовут?»

Музыкальные игры «Кто у нас хороший?», «Платочек», «Ходит Ваня (Таня)»

Чтение русских народных сказок, потешек, песенок

ноябрь

«Детский сад»

Уточнить представления о групповом участке для прогулки, правилах поведения на улице

Способствовать эмоциональному восприятию детьми русской народной игрушки (матрешка, трещотка, свистулька)

Создание альбома «Моя группа»

Игровое взаимодействие «Покажем кукле Кате наши игрушки»

декабрь

«Моя семья»

«Детский сад»

Уточнять знание имен членов семьи, ближайших родственников, учить выражать свое отношение к ним

Подготовка к Новогоднему празднику

Создание альбома «Моя семья», рассматривание семейных фотографий

Беседы с детьми «Мама и папа», «Моя любимая игрушка», «С кем ты живешь?»

Игровое взаимодействие «Угостим Мишку чаем»

Разучивание стихотворений, песен

январь

«Моя семья»

«Детский сад»

Продолжать формировать доброжелательное отношение к близким людям

Познакомить с трудом помощника воспитателя

Беседа «Мы заботимся о близких», «Если мама заболела»

Упражнения «Веселый или грустный»,

«Смеётся или плачет»

Наблюдение за трудом помощника воспитателя

Беседа «Как работает наша няня»

февраль

«Мой папа»

Формировать представление о труде папы, дедушки дома

Рассматривание фотографий

Беседы «Как папа заботится о членах семьи»

март

«Моя мама»

Закреплять представление о труде мамы дома, побуждать оказывать помощь: убирать игрушки.

Беседа «Я – мамин помощник»

Разучивание стихотворений, песен

Совместное с воспитателем изготовление подарка маме на 8 Марта

Чтение С. Прокофьев

«Сказка о грубом слове»

апрель

«Моя семья»

Формировать представление о взаимоотношениях с младшими и старшими братьями и сестрами

Рассматривание фотографий

Упражнения «Я играю с маленьким братиком», «Как мой старший брат играет со мной»

май

«Моя семья»

Продолжать формировать заботливое отношение к родным и близким, побуждать помогать, не огорчать.

Беседа «Я люблю маму и не огорчаю её»

Упражнение «Каждой вещи свое место»

июнь

«Выросли цветочки»

Развивать эмоциональную отзывчивость к родной природе

Наблюдения на прогулке

Чтение стихотворений

июль

«Какие разные машины»

Дать представления о безопасном поведении в пространстве города

Игровое взаимодействие «Машины везут грузы», «Мы едем на машине (автобусе)»

август

«Во поле березка стояла»

Развивать интерес к объектам живой природы

Наблюдение за березой, уточнение характерных внешних признаков

Реализация задач происходит через различные формы совместной деятельности:

- организация различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы);

- интеграция с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной, познавательной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.;

- индивидуальные и групповые беседы;

- дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

- создание мини-музея;

- посещение выставок (выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно).

Дети включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан, с интересом посещают музеи родного города.

Активная позиция обеспечивается созданием в группе центра краеведения, в котором детям предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по краеведению

Компоненты

Примерное содержание среды

Родной край

Литературная копилка по краеведению «Наша Родина - Россия» (разнообразная литература патриотического содержания)

фольклорные материалы;

семейные фотографии;

макеты уголков города;

 художественная литература о родном доме, улице, районе

Игротека

Разнообразные настольно-печатные игры городской тематики: лото, разрезные картинки,

Детская библиотека

Литература (малые фольклорные формы);

аудиозаписи, иллюстративный материал о доме в котором живут;

Природа

Экологические модели и макеты природного окружения, карты с картинками животных и растений, тематические альбомы о природе родного края, картотека стихов, загадок, примет, пословиц о природе, репродукции картин художников о природе.

Мастерская творчества

Природный и бросовый материал (камешки, кора, листья, жёлуди, лоскутки ткани, нитки, проволока и др.)

народные игрушки, др. предметы декоративно-прикладного искусства.

Театрализованные игры

Разнообразные виды театров: настольные, плоскостные, пальчиковые, ширмы, фланелеграф;

Пособия для театрализованной деятельности (маски, элементы костюмов, шапочки);

детские музыкальные инструменты;

мультимедийное оборудование с записью детских спектаклей мультфильмов и т.д.;

иллюстрации к литературным произведениям;

предметы-заместители и мелкие игрушки для обыгрывания в театральных сценках;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по национально- региональному компоненту Тема: «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»

Отчетпо национально- региональному компоненту Тема: «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

Работа с педагогами ДОУ по реализации регионального компонента на основе краеведения

Педагогический проект, направленный на повышение качества работы по краеведению....

Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста

Авторская  программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край -  родной Ямал» для детей от 6-7 лет....

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»...