Картотека дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Акулова Ольга Одельевна

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx161.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на развитие речи детей

дошкольного возраста

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Игровой материал: Мяч.

Ход игры:Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

«Какое время года?»

Цель: Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку об осени.

Воспитатель:Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).Если птицы улетают - это ….. И т. д.

«Профессии»

Цель: обогащать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

«Животные и их детеныши»

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Игровой материал: мяч.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.

Воспитатель: У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки – бельчонок и т.д.

«Мяч бросай и животных называй»

Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов

Игровой материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая мяч, называет животное.

«Лови да бросай – мебель называй»

Цель: Развитие словаря существительных

Игровой материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая мяч, называет мебель.

«Назови одним словом»

Цель: Закрепить использование в речи детей обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку карточку, ребенок должен назвать одним словом, что на ней изображено. В случае затруднения можно сначала перечислить все, что на ней изображено.  

http://3.bp.blogspot.com/-G7oxv0EEkkU/Vq4N4bwY-9I/AAAAAAAAAr0/hWKTGs-5-pQ/s400/image%2B%25288%2529.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-ct3rCIStNvo/Vq4N3yFOmbI/AAAAAAAAArk/WU4iDwB4fD4/s400/image%2B%25285%2529.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-WOgnpDoZXLo/Vq4N3UxXgjI/AAAAAAAAArY/7qPy3CZOkUo/s400/image%2B%25282%2529.jpg

«Что где растет?»

Цель: Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»)

Игровой материал: макеты фруктов и овощей.

Ход игры: Перед детьми раскладываются макеты огорода, дерева и различных фруктов и овощей. Ребёнок берёт макет любимого фрукта или овоща, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) и определяет место его произрастания. Затем ребёнок кладёт фрукт на дерево, а овощ на грядку. Дети постарше называют фруктовые деревья. Например. Яблоко растёт на яблоне.

«Найди лишний предмет»

Цель: Развивать умение детей выделять общий признак в словах.

Игровой материал: картинки с изображениями.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображениями, среди которых одно изображения, не относится к группе предметов. Задача ребенка– найти лишний предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениецентр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»    «Картотека  дидактических игр по...

Картотека дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.

НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ   И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр по развитию речи (младший возраст)

Картотека дидактических игр по развити речи...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Картотека дидактических игр по развитию речи средний возраст

Картотека дидактических игр по развитию речи средний возраст...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...