Статья "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Никитина Людмила Григорьевна

Консультация для педагогов "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_k-g_navykov_u_detey_ml_doshk_vozrasta.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

       Освоение основ культуры гигиены приобретает важное значение в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста создает предпосылки для охраны их здоровья в целом.

       Гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения человека, так как гигиеническое воспитание является частью общего воспитания. Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с младшего дошкольного возраста, и формируются они под непосредственным воздействием взрослых и той среды, в которой растет и развивается ребенок. Решающую роль в данном случае имеют следующие факторы: то, когда начата работа по формированию культурно-гигиенических навыков, условия, в которых это происходит, насколько последовательно и систематически это происходит, каково эмоциональное отношение ребенка к выполнению гигиенических процедур.

      Внимание воспитанию привычки к чистоте, порядку, аккуратности необходимо уделять не только в дошкольном учреждении, где дети находятся большую часть времени, но и в семье, где родителям следует закреплять привитые культурно-гигиенические навыки младших дошкольников. Именно в младшем возрасте дети способны не только освоить основные навыки культуры и гигиены, понять их важность, но и научиться легко и правильно их выполнять. В этом возрасте взрослые учат детей содержать в чистоте свое тело, свою одежду и вещи, самостоятельно чистить зубы, умываться, одеваться, опрятно есть за столом, убирать вещи и игрушки на место. Важно не упустить время, так как именно сформированные в раннем возрасте навыки способны сохраниться на всю дальнейшую жизнь.

       Культурно-гигиеническое воспитание повышает культуру поведения ребенка, организует его, приучает к порядку, следовательно, с раннего возраста у детей необходимо воспитывать умение выполнять элементарные требования гигиены. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Педагогам в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

      В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

 1. Систематичность – все основные режимные процессы должны осуществляться в определенной последовательности, например, с первых месяцев жизни ребенка, постоянное повторение в течение суток кормления, массажа, купания и т.д., совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения способствует формированию условных рефлексов, что позволяет формировать навыки культуры и гигиены естественно и непринужденно.

 2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Этот фактор позволяет не пропустить оптимальный возраст для формирования того или иного навыка. Однако, если же ребенок уже чему-то научился и может делать сам, то он должен делать это самостоятельно.

 3. Обучение любым культурно-гигиеническим навыкам необходимо осуществлять только тогда, когда у ребенка хорошее, позитивное настроение, важно, чтобы приучение к выполнению новых правил проходило живо, непринужденно, не вызывало у детей утомления и сопровождалась чувством удовольствия от самого процесса или от его результатов (сам оделся, красиво убрал игрушки на место).

 4. Осуществление культурно-гигиенического воспитания должно соответствовать возрасту и усложняться, расширяться по мере взросления ребенка.

5. Согласованность действий всех взрослых, осуществляющих воспитание ребенка (педагогов и родителей), единство их требований.

       Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, условно объединяют в две большие группы:

  навыки личной гигиены – соблюдать чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви, пользоваться только индивидуальными предметами туалета; есть из своей тарелки, мыть руки перед едой; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; чистить зубы и полоскать рот; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

 навыки культурного поведения – говорить спокойно, вежливо просить то, что необходимо; благодарить взрослого (сверстника) за то, что помогли; не мешать другим за столом во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы вытирать ноги; убирать на место игрушки, книжки; здороваться и прощаться, уступать место старшим, проявлять заботу о младших и др.

        Организуя деятельность ребенка, необходимо учитывать не только возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности, жизненный опыт ребенка, но и то, какие средства наиболее эффективно будут способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков. Для этого необходимо создавать условия, способствующие усвоению и закреплению навыков. Дети должны быть обеспечены индивидуальными предметами личной гигиены: зубные щетки, расчески, носовые платки, постельные принадлежности, полотенца и т.д.

         Наиболее важным средством воспитания в данном направлении являются занятия, где дети получают определенный объем знаний по культурно-гигиеническому воспитанию, у них формируются необходимые свойства характера и нормы поведения. Методически грамотные и хорошо организованные занятия, не только способствуют обогащению детей знаниями, но помогают закрепить и совершенствовать сформированные раннее культурно-гигиенические навыки. Когда дети видят положительные результаты своей деятельности, подкрепленные знаниями, полученными на занятиях, у них возникают радостные эмоции, желание справиться с тем или иным культурно-гигиеническим требованием, воспитываются волевые качества. Систематическое и планомерное проведение занятий, воспитывает у детей интерес и положительное отношение к формированию культурно-гигиенических навыков.

       В процессе гигиенического обучения на занятиях с детьми младшего возраста широко используют наглядные пособия, так как ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и показ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью также используются демонстрация презентаций, мультфильмов. Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне, именно тогда сформированные на занятиях данные навыки становятся осознанными действиями, а позже – привычкой. Они не смогут сформироваться, а позже закрепиться, если ребенок испытывает к ним негативное отношение.

       Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним, то формирование культурно-гигиенических навыков лучше осуществлять именно в игровой деятельности. Играя дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но педагоги и родители должны следить за содержанием игры, предлагая включать в нее элементы гигиенических знаний (вымыть, накормить кукол, постирать кукольное белье и т.д.). В предпочитаемых детьми играх «Семья», «Дочки-матери», «День рождения», «Приехали гости» дети усваивают конкретные навыки: обязательное мытье рук перед едой, чистка зубов, умение опрятно одеваться, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, убирать посуду со стола после еды и т.д. Педагогу следует предусматривать развитие сюжетной линии игры таким образом, чтобы в игре закреплялось как можно большее количество гигиенических навыков, вовремя вводить новые игрушки, позволяющие расширить игровое поле. Если куклы в детской игре только едят и спят, то он предлагает организовать в доме генеральную уборку, чтобы куклы навели порядок, постирали свои платья, сложили в шкаф вещи, помыли посуду.

       Широко используются для формирования культурно-гигиенических навыков игры-драматизации. Они приучают детей действовать как сообща, так и самостоятельно, в соответствии с определенной темой, разыгрывая свою роль в соответствии с сюжетом. Развитию игр-драматизаций помогает чтение коротких рассказов, рассматривание книжек-картинок. Слушание текста и рассматривание картинок побуждают к подражанию, отображению в своей игре действий персонажа. Детям младшего дошкольного возраста интересны драматизации «В гостях у белочки», «День рождения ежика» и др.

      Особую роль в культурно-гигиеническом воспитании занимают дидактические игры, с их помощью воспитатель уточняет представления развивает осознанность действий. Разнообразные дидактические игры повышают интерес детей к гигиеническим правилам и воспитывают у них стремление выполнять их. В младшем дошкольном возрасте можно использовать такие обучающие игры «Сделаем Маше дом», «Накорми зайку», «Купаем куклу Катю», среди них настольно-печатные «У нас порядок», «Разложи все по своим местам».

      Художественная литература – является одним из средств воспитания дошкольников и культурно-гигиенические навыки также можно закреплять с ее помощью. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка и способствует появлению у него живого отклика на те, или иные действия героя. При чтении книги ребенок видит перед собой образы, картинку, конкретную ситуацию. В процессе прослушивания книги ребенок переживает и чем сильнее его переживания, тем ярче его представление о том, что и как правильно нужно было сделать. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к книге, читает текст, вызывает у детей положительное или отрицательное отношение к действиям и поступкам героя. В процессе воспитания культурногигиенических навыков используются произведения К. Чуковского «Мойдодыр», Ю. Тувима «Письмо к детям», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронковой «Маша – растеряша», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др. Ключевое значение в младшем дошкольном возрасте имеет включение в процесс формирования культурно-гигиенических навыков народных потешек, пословиц, поговорок. Они сопровождают многие гигиенические процессы: умывание, кормление, купание, укладывание спать ребенка. Небольшие четверостишия помогают алгоритмизировать процесс: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…». Текст помогает запомнить не только то, что необходимо всем умываться, но и саму последовательность умывания – вначале глазки, потом щечки и т.д.

       Воспитание культурно-гигиенических навыков у ребенка осуществляется совместными усилиями педагогов и родителей. Перед педагогом стоит задача – научить родителей осуществлять культурно-гигиеническое воспитание своих детей, для этого проводится систематическая санитарно-просветительная работа, целью которой является разъяснение важности соблюдения в семье режима дня, установленного в детском образовательном учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей; с мерами профилактики травматизма и т.д.

      Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с установленными правилами, для выработки которых необходимы регулярность, последовательность и разумность. Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье, волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает к социальной адаптации. Для того, чтобы культурно-гигиеническое воспитание младших дошкольников было эффективным, оно должно осуществляться в единстве как со стороны педагогов, так и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...