Экологическая акция "Покормите птиц зимой"
статья (подготовительная группа)

Анна Витальевна Громова

Зима-трудное время для птиц. Что может сделать для них человек в эту пору? А как можем помочь птицам мы, с нашими воспитанниками? Об этом в моей статье я поделюсь со своими коллегами и родителями наших детишек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для сайта детского сада.

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад 36, Петроградского района,

г. Санкт-Петербурга

Громова Анна Витальевна.

               

АКЦИЯ

Птицам холодно зимой,

Птицам голодно зимой.

Кто, скажите, им поможет?

Может мы или прохожий?

Задачи:

- расширить представления детей о птицах,

об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;

- воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

«Покормите птиц зимой!»

«Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну»

 Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году.

         

Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой! » и «С каждого по зернышку», тем самым прививая детям, любовь ко всему живому.

1.Акция «Покормите птиц зимой! »

Ее целью является изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».

Родители и дети ответственно относятся к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. Они их изготавливают из бросового и природного материала.

2.Акция «С каждого по зернышку».

Цель: сбор корма для птиц, систематическое пополнение кормушек собранным в ходе акции кормом. Дети и их родители приносят разнообразный корм для птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и др.).Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи и поползни. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Прилетали и синички. Иногда прилетают сороки и вороны. Частыми гостями являются голуби. Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки и вороны поодиночке. В ветреные дни птицы не прилетают. Кормушки за время наблюдений посетили несколько видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки. Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали книги с изображением птиц и советами, просмотрели ряд презентаций о зимующих птицах, проводились познавательные занятия, беседы. Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).

ЧЕМ КОРМИТЬ ПТИЦ:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и голубей. Семена репейника – основной корм щеглов. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки едят синицы, воробьи и голуби. Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».

Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.

Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)

Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.

Наблюдение 4. «Когда птицы бывают заметны?»

Цель: познакомить детей с умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи. В повседневной деятельности и на НОД дети рисовали, лепили птиц, играли в игры-забавы, д/игры, проводились беседы, рассматривали картинки, изготавливали кормушки. В ходе проведения акций дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.

ВЫВОДЫ

В ходе работы над проектом мы:

- Узнали, что птицы зимой боятся не холода, а голода;

- Читали стихи, рассказы, пословицы и разгадывали загадки о зимующих птицах нашей местности;

- Изучили повадки и пищевые вкусы птиц;

- Научились делать кормушки.

Наша выставка кормушек.

           



Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №36,  Петроградского района, г. Санкт-Петербурга.

Проект «Весна. Перелётные птицы» подготовительная группа «Гномики»

Вид проекта:

 Познавательно-исследовательский, опытно- экспериментальный, творческо-информационный, социальный.

Сроки реализации: одна неделя

Участники проекта:

 Дети, воспитатели, родители воспитанников.

Проектная идея:

Конкретизировать представление детей о весне, как о времени года, о жизни перелётных птиц Весной.

Актуальность проекта:

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о весне и перелётных птицах;  для общения ребенка с миром природы;  развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель   Дать знания о живой и неживой природе весной.

  • Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

- расширять представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны;

- научить отслеживать приметы смены времен года, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов;

- расширить словарный запас детей (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений) ;

- развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.

- воспитывать чувство любви к родной природе.

- развивать  коммуникативные навыки, память, внимание

-развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса через продуктивную деятельность

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут:

  • Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
  • Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников.
  • Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

 

  Формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая  деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание картин и репродукций( на тему : «Весна»)

 

Поэтапное развитие проекта «Весна. Перелётные птицы»:

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

I этап – подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический):

  • Занятия
  • Дидактические игры
  • Беседы
  • Рассматривание репродукций картин русских художников на тему «Весна»
  • Опыты и эксперименты
  • Целевые прогулки
  • Слушание музыкальных композиций (на тему : «Весна»)
  • Чтение художественной литературы
  • Творческая мастерская
  • Работа с родителями
  • Труд на участке

III этап заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Украшение веранды участка (вырезанными детьми (картинками цветов, бабочек, птиц)
  • Выставка рисунков «Весна – красна!»
  • Презентация результатов проекта в форме интегрированного занятия « Жаворонки», обобщение материалов проекта.

2

Планирование

  1. «Модель трёх вопросов»
  2.  Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта)
  3. Планирование конечного продукта.  В данном случае – интегрированное занятие «Жаворонки « (совместная деятельность детей, воспитателей)
  4. Календарное планирование

3

Реализация проекта

  • Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта: «Весна. Перелётные птицы»
  • Создание развивающей среды (оснащение центров активности);

4

Презентация

Презентация конечного продукта

5

Завершение проекта

Анализ, подведение итогов

 

Системная паутинка проекта «Весна. Перелётные птицы»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

 

1

 

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

  • «Русская берёзка» (Виды берёз, полезные свойства берёзового сока, изделия из бересты)
  • «Животные весной»
  • «Что происходит с цветами, деревьями  и растениями Весной?»
  • «Безопасное поведение в лесу»
  • «Перелётные птицы»
  • Разучивание  русской народной игры «Филин и пташки»

 

2

 

Художественно-эстетическое

развитие

Творческая мастерская.

  • Коллективная аппликация « Весеннее настроение»
  • Лепка «Перелётные птицы»
  • Аппликация «Ласточка с весною в сени к нам летит»
  • Рисование «Бабочка» (техника «Монотипия»)
  • Конструирование «Цветочная клумба»
  • Оригами «Журавлик»

Слушание муз. произведений:

  • А. Моцарт «Времена года» (весна)
  • П.И. Чайковский «Времена года» («Март»)
  • Вивальди «Времена года» (весна)
  • М. Глинка (романс) «Жаворонок»

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной  литературы:

  • "Весна" (И. Соколов-Микитов);
  • И.А. Крылов «Кукушка и Петух»; «Чиж и Голубь»
  • "Четыре желания" (К. Ушинский);
  • «Пчелки на разведках» (В. Берестов);
  • «Апрель» (Маршак);
  • "Весна" (И. Соколов-Микитов);
  • "Четыре желания" (К. Ушинский).
  • Бианки «Чей нос лучше?; «Синичкин календарь»; «Кто чем поёт?»;
  • Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»;
  • М.Сибиряк «Серая шейка»;
  • «Сказки о художнике и весенних птицах»
  • Составление рассказа по картине И. Левитана «Большая вода»
  • Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетел»
  •  «Скажи наоборот» (Продолжаем учиться подбирать антонимы);
  • Разгадывание кроссворда о весне;

 

4

 

Познавательное развитие

 

Телестудия «Весенние новости».

Программы:

  • “Прогноз погоды” – телепередача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет.
  • “Диалоги о животных и перелётных птицах” – телепередача о сезонных изменениях в жизни животных.
  • Советы на тему «Сохранение здоровья весной» и рассказ о способах оказания первой медицинской помощи»

5

Физическое развитие

Фикультминутки:

  • «Весна – красна»
  • «Грачи»

Эстафеты:

  • «Садоводы»
  • «Быстрые Ручейки»

Подвижные игры:

  • «Летает - не летает»
  • «Воробьи и вороны»

Зарядка:

  • «Птичья зарядка»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"

-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...

Экологический досуг "Птицы зимой"

Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»

Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой.

Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой....

ДОСУГ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего...