"Особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа)

            В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.

           Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

           Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития.  Он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него, т.е. появляется познавательный интерес.

          Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes_2-3_goda.docx276.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет»

В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.

Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития.  Он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него, т.е. появляется познавательный интерес.

Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

В работе над развитием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

  • создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
  • обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
  • стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
  • включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Предметная - развивающая среда способствует развитию познавательного интереса ребенка

только в том случае, если он:

  • увлечен изучаемым материалом;
  • стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к педагогу с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Показателем познавательного интереса будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий.

Особенности развития познавательного интереса детей младшего (2-3 лет) дошкольного возраста:

  • для младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Исследовательская деятельность детей 2-3 лет направлена на предметы живой и не живой природы через использование экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: прием пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Одной из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Благодаря опытам дети в возрасте 2-3 лет учатся:

  • формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды;
  • устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • учатся определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко);
  • знакомятся с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость);
  • поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения;
  • учатся способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется);
  • учатся группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

Задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.

Работа с родителями:

  • организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
  • семейные праздники и развлечения, проводимые в группе;
  • оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
  • совместный труд родителей, детей, воспитателей.

Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет:

  • объектом познания являются окружающие предметы, их действия.

Дети этого возраста (2-3 лет) активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

  • необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы, окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (манипулирование предметами), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

Развитие познавательного интереса на разных ступенях ДОУ – неотъемлемая часть работы педагогов нашего детского сада.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у детей 2-3 лет способствует формированию умения использовать свои знания в жизни.

С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)...

"Особенности развития познавательного интереса у детей 3-4 лет"

              В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинт...

"Особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет"

     В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личн...

Выступление на родительском собрании «Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет»

Предоставлен материал по особенностям развития познавательных интересов  у воспитанников 4-5 лет....

Консультация для родительского собрания "Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет"

Предоставлен материал в помощь родителям для развития познавательных интересов и эмоционально-личностной сферы дошкольников....

Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...