"Особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа)

       В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.

Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

       Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

       Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

       Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет. В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие ребёнка переходит на другую сту­пень - более высокую и качественно отличную от предыдущей.

Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.

Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes_4-5_let.docx447.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет»

В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.

Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития.  Он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него.

В работе над развитием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

  • создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
  • обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
  • стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
  • включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Предметная - развивающая среда способствует развитию познавательного интереса ребенка

только в том случае, если он:

  • увлечен изучаемым материалом;
  • стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Показателем познавательного интереса будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий.

Задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.

Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет:

В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей.

Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.

Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.

В возрасте 4-5 лет выделяются 4 основных направления познавательного развития: 

  • знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  • установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
  • удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
  • формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире.

Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые.

Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырех-пятилетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Рекомендации по организации развивающей среды в семье.

  • организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
  • семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
  • оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
  • совместный труд родителей, детей, воспитателей.

Развитие познавательного интереса на разных ступенях ДОУ – неотъемлемая часть работы педагогов нашего детского сада. Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников 4-5 лет способствует началу качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)...

"Особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет"

          В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно поз...

"Особенности развития познавательного интереса у детей 3-4 лет"

              В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинт...

Выступление на родительском собрании «Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет»

Предоставлен материал по особенностям развития познавательных интересов  у воспитанников 4-5 лет....

Консультация для родительского собрания "Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет"

Предоставлен материал в помощь родителям для развития познавательных интересов и эмоционально-личностной сферы дошкольников....

Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...