деловая игра
методическая разработка

Хандаева Баира Баторовна

Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Бэлиг»

Деловая игра

 «Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Подготовила: ст.воспитатель Хандаева Б.Б.

Цель: уточнить знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Задачи:

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по познавательно-исследовательской деятельности;
  • Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей (метод проекта, формы и виды проектов, детское экспериментирование);
  • Способствовать формированию творческого мышления педагогов;
  • Совершенствовать навыки принятия коллективных решений;
  • Создавать условия для обмена педагогическим опытом;

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: педагоги МБДОУ «Бэлиг»

Ход деловой игры

- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре  «Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий  экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определенных чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного  отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.

Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной  деятельности, в процессе режимных моментов, так же можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

Участники делятся на три  команды (сами воспитатели делятся) и занимают места за круглыми столами. Предлагаю вам сейчас вспомнить ФГОС ДО и ответить на вопросы:

1 задание:

  • Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС ДО? (Конституция РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка)
  • Какие требования устанавливает Стандарт ДО? (к структуре программы и её объёму, условиям реализации программы, результатам освоения программы)
  • Назовите направления развития и образования детей по ФГОС? (ОО)
  • Назовите основные разделы Программы (целевой, содержательный, организационный)
  • Назовите требования к развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС. (должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность).

2 задание: А)

1 группа. Что является объектом познания детей младшего возраста?

(рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы)

2 группа. Назовите формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию? (наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры)

3 группа. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет. (наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, проектная деятельность, проблемные ситуации)

Б)  1 группа- Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? (Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, сверстниками.)

2 группа – перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.(плавает - не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов).

3 группа – объекты наблюдения для детей 3-4 лет. ( наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание).

В) 1 группа – что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность»? (активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности).

2 группа – как вы понимаете термин «Эксперимент»?(эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач).

3 группа -  одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.( любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям).

3 задание «Блиц-опрос»: отвечает команда, которая первой подняла флажок.

  • Что такое метод проектов? (метод проектов – это способ достижения  дидактической цели  через детальную разработку  проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.
  • организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели ) 
  •   Дайте классификацию проектов по количеству участников (индивидуальный, групповой, коллективный (в рамках ДОУ);
  • Дайте классификацию проектов по продолжительности (краткосрочные (несколько занятий, 1–2 недели); среднесрочные (1–3 месяца); долгосрочные (полгода, 1 уч. год);
  • Дайте классификацию проектов по предметно-содержательной области (по содержанию) (монопроект - в рамках одной области знаний; межпредметный (интегративный) проект (интеграция 2 и более образовательных областей);
  • Расскажите о структуре проекта (проектная деятельность включает в себя задание для детей, сформулированное в виде проблемы, целенаправленную детскую деятельность, формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом, результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта);
  • Опишите этапы работы над проектом (целеполагание - воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; разработка проекта - план деятельности по достижению цели; выполнение проекта – практическая часть; подведение итогов – презентация, определение задач для новых проектов);
  1.  задание

задание для 1 группы. Перечислите условия организации «Центра экспериментирования» (размещается подальше от игровых зон; деятельность осуществляется под руководством воспитателя; стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей; располагается вблизи источника света; соответствующая высота размещения оборудования);

задание для 2 группы. Расскажите о видах и содержании деятельности детей в «Центре экспериментирования» в младшей группе (экспериментирование с зеркалом, магнитом, фонариком – солнечные зайчики, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов; игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ – переливание воды из одного сосуда в другой; дети 2-3 – виды экспериментов - плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов); в старшей группе (игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ; различные виды экспериментов);

задание для 3 группы. Перечислите содержание развивающей предметно-пространственной среды в «Центре экспериментирования» (младшая группа – камни, земля, глина, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, волшебный мешочек, маленькие зеркала, мыльные пузыри, магниты, фонарики, бумага, трубочки; старшая группа – земля разного состава, песок, глина, камни, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, увеличительное стекло, маленькие зеркала, магниты, фонарики, бумага, трубочки, набор для экспериментирования с песком, водой).

  1. задание.

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Незнайка, Винни-пух, Карлсон.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Вини-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, т.к. их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну. Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед  в горшочке, предназначенный для осликав подарок на день рожденья.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительны, но на основе поведения данных персонажей и связанных с ним приключениях ребенок понимает о его недопустимости, в то же время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

  1. занятие

объяснялки (от детей)

Закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «что еще слепить тебе? – спросил Бог. Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины»

Несложно понять суть сей притчи, всё в ваших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы хотелось закончить нашу деловую игру. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...