«По тропинке лекарственных растений»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ковалёва Елена Николаевна

 «Информационно – методическое пособие»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalyova_e.n._nnodpo_tropinke_lekarstvennyh_rasteniy.docx57.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Региональный конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой  и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками.

         

Номинация: «Информационно – методическое пособие»

Тема: ННОД «По тропинке лекарственных растений»

(подготовительная к школе группа)

Картинки по запросу фото лекарственных растений

Автор: Ковалёва Елена Николаевна, воспитатель             МБДОУ детский сад «Теремок»

Заведующая детским садом Аксенова Татьяна Анатольевна

Адрес: 6333340 Новосибирская область  Болотнинский район г. Болотное ул. Московская, 99

Телефон домашний 8-383-49-25-313

Рабочий: 8-383-49-21-104

2019 год

                           Актуальность

       Наши дети не представляют, что еще не так давно предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Знакомить   с растительным миром, с разнообразием флоры, их связью с живой и неживой природой, мы начинаем с дошкольного возраста. Изучая растения, рассказываем о их многообразии, о вреде и пользе для человека и животных. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. А мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

                              Пояснительная записка.

    Представленный план конспект рекомендован для проведения НОД «Познавательное развитие» в подготовительной группе ДОУ, при изучении темы «Лекарственные растения».

    На протяжении всего занятия дети читают стихи, отгадывают загадки, ребусы, изучают строение растений, любуются цветными картинками с мультимедийной аппаратуры. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел, собирал с родителями, засушил. Представленный в занятии гербарий, был собран из трав, произрастающих на территории города Болотного Новосибирской области.

 Путешествуя, воспитанники  узнали о их лечебных свойствах, использовании в косметологии, ветеринарии.

    В конце путешествия, ребята с удовольствием поли чай из шиповника, делились впечатлениями о полученной информации, делали соответствующие выводы.

 

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе

                        «По тропинке лекарственных растений»

 

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» - формировать основы безопасного поведения, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

«Речевое развитие» - умение владеть речью как средством общения, диалогической и монологической речью, обогащение активного словаря.

«Художественно – эстетическое развитие»- восприятие музыки.

«Физическое развитие» - овладение малыми подвижными играми с правилами, приобретение опыта в двигательной деятельности.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Цель: формирование знаний о мире лекарственных растений.

Задачи:

         Образовательные:

-Расширять знания детей о лекарственных растениях своего края.
-Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

          Развивающие:

-Развивать связную речь, память, наблюдательность, мышление.

          Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

-Прививать навыки  внимательного, заботливого отношения к своему здоровью.

Развивающая среда: фланелеграф, мультимедийная аппаратура, резиновый мяч, гербарий лекарственных растений, спокойная музыка для релакса(физминутки)- «Сказочный лес». Костюм Лесной Феи.

Стихи, загадки, ребусы. Чай из шиповника.

                                       Ход занятия.

Воспитатель. 

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться-«Доброе утро»!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки.

Воспитатель.  Ребята, я не вижу Женю, где он?

Дети: Он простудился и кашляет.

Воспитатель.  Очень жаль, а как же нам уберечься и защитить себя  от болезней?

Д. Мы едим лук, чеснок, витамины-овощи и фрукты, проветриваем группу, ходим гулять, делаем зарядку.

Воспитатель:    

Есть много разных травок

у тропинок, у канавок,

и красивых, и пушистых,

разноцветных и душистых!

Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться по тропинке лекарственных  растений (слаид№1).

Дети садятся на стульчики, расставленные как паровозик.

Лес как сказочное царство,

там кругом растут лекарства,

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки,

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель. Во время путешествия мы узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?  (их используют для лечения заболеваний).

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений(слайд№2)

Послушайте  загадку: (читает ребенок)

Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

Правильно, ребята. Это шиповник (Слаид№3,4)

Ребенок читает стихотворение.

 «Во дни роскошного расцвета,

 Когда приходит жар и зной,

Шиповник, милый вестник лета,

Пленяет нас своей красой.

Одно лишь худо, – что колючки есть у шиповника всегда,

И о него поранить ручки совсем не редкая беда… (Николай Холодковский).

Воспитатель.

   В ягодном царстве особняком стоит шиповник. Он очень богат полезными веществами, особенно аскорбиновой кислотой. Её в шиповнике примерно в 10 раз больше, чем в любимой всеми черной смородине, и в 100 раз больше, чем в не менее любимых яблоках.

     Растёт шиповник почти по всей территории России. Можно его собирать и сушить сколько душе угодно. А когда-то плоды шиповника были большой редкостью, их обменивали на дорогие ткани, соболиные меха, а хранились ценные ягоды под запором в Кремле. Никто не имел право их получить без разрешения царя.

    Наши предки 6 июня отмечали праздник шиповника. Водили вокруг него хороводы, пели обрядовые песни, готовили угощение. Считалось, что именно с этого дня начинается настоящее лето: зацвел шиповник – встречай лето, покраснели его плоды – провожай лето(Слаид№5)

Воспитатель. Дети встают, подходят к фланелеграфу и рассматривают засушенный гербарий шиповника, его строение.

А мы отправляемся путешествовать дальше.

Ребенок читает стихотворение.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)(Слаид№6)

Воспитатель.

Правильно!  А почему он так называется? (слайд№7).

 Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

Воспитатель.

А теперь я предлагаю остановиться на полянке, повернуть лицо к солнышку и немного отдохнуть (включается спокойная музыка релакс «Сказочный лес»).

  Выросли деревья в поле.

 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

 Каждое старается,

 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

 Вот подул веселый ветер,

 Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

 Даже толстые стволы

 Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

 Вправо-влево, взад-вперед –

 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

 Он их вертит, он их крутит.

 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

 Ветер стих. Взошла луна.

 Наступила тишина.

Воспитатель. Отдохнули немножко и отправляемся  дальше путешествовать.

Ребенок.

Стоят в поле сестрички -

 желтый глазок, белые реснички.

 (Ромашки) (слаид№8)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях (слайд№9). Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

Дети встают, подходят к фланелеграфу и рассматривают засушенный гербарий ромашки, ее строение.

Ребенок.

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.

 Тысячелистник (слаид№10, 11)

Другие названия — порез-трава, солдатская трава, кровавник, серпорез, грудная трава, рудо метка, кашка, порезник.

Не зря в народе тысячелистник прозвали «солдатской травой». Он не только в кратчайшие сроки останавливает кровь, но и быстро заживляет раны, предупреждая нагноение даже очевидно загрязненных ран.

Воспитатель. Давайте рассмотрим строение (рассматривают гербарий).

Воспитатель. Делит детей на 2 подгруппы. Дети походят к столам. На столах лежат ребусы. Предлагает отгадать. Чья команда спарится быстрее. (Слаид№12).

Благодарит ребят.

Воспитатель. Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы?  Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.  

 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем. Дети становятся в круг.

Игра «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!»  

Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

 В. Что такое лекарственное растение?

Д. Растения, которые лечат разные болезни.

В. Для чего используют лекарственные растения?

Д. Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

В. В какую погоду собирают лекарственные растения?

Д. В сухую, солнечную погоду.

В. Почему подорожник так назвали?

Д. Потому что он растет вдоль дорог.

В. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Д. Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

В. Где можно собирать лекарственные растения?

Д. Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

В. Почему растение тысячелистник так назвали?

Д. Потому что у него в бутоне очень много соцветий.

В. Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

В. Ну вот, ребята! Наше путешествие подходит к концу.

(Сюрпризный момент).

  В группу заходит воспитатель в костюме Лесной Феи.

Приветствует ребят. Спрашивает, куда путешествовали и что нового и интересного узнали.

Ребята делятся полученной информацией. Так подводится итог занятия(Слайд№13)

Фея. А вы пьете дома чай с лекарственными растениями?

Я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Будьте здоровы! (дети садятся за столы и пьют чай).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Областной семинар «Копилка методических идей» «Экологическая тропинка» «Лекарственные растения Подмосковья»

Областной семинар «Копилка методических идей» «Экологическая тропинка»«Лекарственные растения Подмосковья»...

Экскурсия по экологической тропе (станция "Лекарственные растения")

Всем педагогам хорошо известно, что экскурсия - это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возник...

«Мир лекарственных растений» Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста

laquo;Мир лекарственных растений»Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста...

Экологическая тропа. Лекарственные растения.

Серия конспектов для малышей о пользе лекарственных растений....