Игровая ситуация: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ».
план-конспект занятия (старшая группа)

Мажарцева Татьяна Александровна

обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету); воспитывать  отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ.27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая ситуация:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ».

 Цель : Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
     Задачи:

- обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

 -развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);

- воспитывать  отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;

Оборудование и материалы:

-конверты с моделями на каждого ребенка: собаки, лисы, медведя, зайца, петушка, волшебный рюкзачок., дорожки здоровья.

ХОД

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят         настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (
Дети произносят волшебные слова
Пальчиковая игра“Замок”
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – 
(сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, 
(развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, 
(крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, 
(вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (
Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
Сюрпризный момент.
Появляется волшебный  рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.
Ребята, посмотрите, что это? Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.
Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.
Беседа. 
А как вы догадалась, что в рюкзачке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки) Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.
Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)
А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).
Молодцы, ребята. Зайчик  прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)
Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость  прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)
Игра с загадками.
Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки.
Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и  потом говорим отгадку.

Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка?  (лиса)
-Ребята, как можно назвать лису ласково?  (лиска, лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково  (мишка, мишенька, медвежонок)


«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)

Настя, назови петуха ласково   (петушок, петенька)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

-Назовем собаку ласково  (собачка, собачонка)

Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.   (мышка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

Моделирование сказки.

-А сейчас  зайка приглашает вас за столы.

У вас на столах стоят тарелочки. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются?  (цветом, размером). Назовите цвета  (белый, серый, оранжевый,  красный,  коричневый).

   Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета.
Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему?  
Оранжевый круг для…(лисы). Почему?  (лиса рыжая).
Какой цвет соответствует герою - собаке? (серый).
Медведю, какого цвета кружок, почему?.
А что есть еще у вас на столах - избушки.
Они  разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята.

   А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители.  Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)

СКАЗКА

  Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная.(дети ставят модели избушек)  Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса  попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика.

 Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака: 
– Гав, гав!  Что, зайчик, плачешь? 
-
Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала. 
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

 -А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 
Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц).

   Навстречу ему медведь: 
– О чём, зайчик, плачешь? 
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. 
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь. 
 
Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 
Медведь испугался и убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет.  Навстречу петух с косой: 
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? 
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню! 
– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь)  Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
  Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне: 
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

  - Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

 (Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.)
-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка)                                                                                                                                           - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и  помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?  («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.
По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.

По второй пойдем - к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем –корзинку сказочную найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

- А вот и волшебная корзинка! А что же внутри? (угощение для детей)

Рефлексия.

-Ну, а нам пора прощаться.

 И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

 И нам в детский сад возвращаться пора.
12345 вот и в группе мы опять

Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая ситуация: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ». коммуникация с использованием метода наглядного моделирования. Средняя группа.

Цель занятия:Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:Обучающие задачи:- обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;- об...

Интегрированная игровая ситуация «Путешествие джентльменов»

Взаимодействие воспитателя, логопеда и музыкального руководителя вработе с детьми....

Конспект игровой ситуации "Путешествие в историю возникновения Кубани"

Конспект мероприятия с детьми по патриотическому воспитанию...

Игровая ситуация "Путешествие в сказку" с использованием инновационных технологий

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок....

Познавательно-спортивная игровая ситуация "Путешествие в страну здоровья"

Познавательно-спортивная игровая ситуация "Путешествие в страну здоровья"Средняя группа...

Игровая ситуация Путешествие в сказку «Терем – теремок»

Цель:Цель: способствовать формированию познавательного интереса к играм занимательным математическим содержанием....

Игровая ситуация Путешествие в сказку «Терем – теремок»

Цель: Цель:способствовать формированию познавательного интереса к играм занимательным математическим содержанием....