Методическая разработка Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы с ОВЗ по типу ЗПР)
методическая разработка (средняя группа)

Эйсмонт Ирина

Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы  с ОВЗ по типу ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала

(из опыта работы воспитателя средней группы  с ОВЗ по типу ЗПР)

Контингент моих воспитанников составляют дети с Особыми Возможностями Здоровья по типу ЗПР.

  • У детей с ОВЗ по типу ЗПР отмечается сниженная работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психоподобное поведение. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации.  Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, страдают все виды памяти. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. У детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный характер. Но в дошкольном периоде у них обнаруживается недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов), не сформированность произвольного поведения, отставание в развитии речи.  Все это значительно усложняет подбор дидактических игр для детей с ОВЗ по типу ЗПР. В свое работе я использовала русские народные сказки и природный материал. Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс разработанной системы работы.
  • Развитие личности ребенка может быть более эффективным если он не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкасается с ней. Это «соприкосновение» в прямом смысле происходит особенно эмоционально в процессе работы с природным материалом.
  • Природный материал не требует материальных затрат, доступен, экологичен, возвращает нас к культуре и мировоззрению своего народа.
  • Природный материал разнообразен по своим качествам и свойствам, вызывает различные тактильные ощущения, что дополнительно стимулирует развитие речи и когнитивной сферы психики ребенка.
  • Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс разработанной мной системы работы.

Вот несколько игр:

1. Р.н.с. «Колобок». Игра «Проведи дорожку колобку» . Используемый материал: поле с нарисованной дорожкой, кукурузная крупа.

Правила игры: дети посыпают дорожку кукурузной крупой, называют персонажей которых встречает на своем пути колобок.

Цель: активизировать речь детей, развитие мелкой моторики рук.

2. Р.н.с. «Репка». Игра «Выросла то репка большая…». Используемый материал: поле с изображением репки, фасоль, листья дуба.

Правила игры: дети заполняют контур репки фасолью, «вешки» репки делают из листьев дуба.

Цель: активизировать речь детей, развитие мелкой моторики рук.

3. Р.н.с. «Маша и медведь». Игра: «Поможем Маше испечь пирожки». Используемый материал: пластилиновые пластины, стека (для нанесения контура пирожка), горох.

Правила игры: дети заполняют нарисованный контур пирожка горохом, вдавливая его в пластилин.

Цель: активизировать речь детей, развитие мелкой моторики рук.

4. Английская сказка «Три поросенка». Игра «Поможем поросятам построить домики». Используемый материал: поле с нарисованными силуэтами домиков (соломенного, из веточек, каменного), фасоль, каштаны, палочки.

Правила игры: дети заполняют домики предложенным материалом в соответствии к сказке.

Цель: активизировать речь детей, развитие мелкой моторики рук.

В течение учебного года я знакомлю детей с разными сказками и к каждой сказке подобрана игра с природным материалом. Использование таких игр в моей работе позволяет значительно улучшить качество восприятия материала детьми с ОВЗ по типу ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Картотека игр по формированию лексико-грамматического строя речи в логопедической группе (из опыта работы)"

Коррекция лексико-грамматического строя речи позволяет детям с ОНР сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов. Работа по формиров...

Комплекс игр и игровых упражнений с использованием природного материала.

Игры и игровых упражнений для коррекции мелкой моторики с использованием еловых  шишек...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Консультация для воспитателей «Использование природного материала в коррекционной работе у детей с ослабленным зрением»

Консультация для воспитателей«Использование природного материала в коррекционной работе у детей с ослабленным зрением»Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКККрамарева Т.В. Обучение и во...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционное использование природного материала (шишек) в работе дошкольниками

Материал может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений и содержит рекомендации по нетрадиционному использованию шишек в работе с детьми разного дошкольного возраста.  Предлагается испол...