Консультация для воспитателей «Использование природного материала в коррекционной работе у детей с ослабленным зрением»
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Крамарева Татьяна Викторовна

Консультация для воспитателей

«Использование природного материала в коррекционной работе у детей с ослабленным зрением»

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКК

Крамарева Т.В.

 

Обучение и воспитание в детском саду детей с ослабленным зрением имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой.

Коррекционная работа позволяет активно и творчески включать слабовидящих в деятельность и обучение, что является решающим условием компенсации зрительного дефекта, социально-трудовой адаптации. Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительными дефектами (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также  недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.)

Игры с песком и водой  приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Доказательством тому служат излюбленные игры с песком и водой часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок. Игры с песком и водой широко используют психологи. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей. Игры с природным материалом – водой, песком, шишками, каштанами, желудями и другими плодами – включаются в общий комплекс коррекционно - развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей, но все они значимы для процесса социализации ребенка. Игры – занятия с природным материалом проводят разные специалисты учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, психологи.

Велика роль воспитателя в социализации детей, так как он имеет большие возможности решать чисто практические задачи обучения и воспитания детей во внеурочное время. Учитель ограничен временными и программными рамками обучения, поле деятельности воспитателя безгранично.

Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с предметами и явлениями окружающей  среды использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается ведущим анализатором, однако зрительное восприятие слабовидящих детей  сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления об окружающем мире имеют качественное своеобразие. Умелое использование  воспитателем социальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание,  обоняние позволяет формировать у детей образы реальной действительности.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно всматриваться в различные явления, создавать целостность образов. На экскурсиях, прогулках в парке собираем вместе с детьми красивые листочки  - танцующие в воздухе, шуршащие под ногами. Для обычных детей  - это красивый танец, таинственное шуршание, для слабовидящих – это еще и ориентация в пространстве. То есть, насколько громко шуршит листва (развиваются компенсаторные возможности определять на слух) значит и настолько близко приближающийся или удаляющийся объект. При тактильном обследовании разной формы листочков, коры стволов деревьев,  проведении дидактических игр («Детки с какой ветки?», «Угадай,  на что похож этот листок», « Определи на ощупь коры, какое перед тобой  дерево») во время наблюдений у детей развивается воображение, память. Дети на ощупь запоминают, что у клена листочки резные с острыми кончиками, а у осины закругленные, у рябины на одной ветке «много деток» тонких вытянутых, резных, но закругленных и т.д.  Кора березы шершавая, а кора осины гладкая. Методика сравнения наглядного материала развивает логическое мышление, в случае необходимости дети могут держать ориентир на запомнившиеся объекты природы.

С прогулки дети приносят шишки, ветки, причудливые корни, семена деревьев, ягоды рябины. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, свойств каждого вида материала. И в этом случае необходимо нацеливать детей на обследование предметов тактильным способом, не присматриваясь, сохраняя остаточное зрение. Из собранного природного материала и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, подарки, панно и дети с удовольствием это делают. Такие занятия развивают воображение слабовидящего ребенка, которое играет главную роль в процессах компенсации зрения. Ведь при рассматривании листочков у нас у каждого рождаются свои ассоциации. Образы легко и быстро придумываются: дерево, ежик, мышка, рыбка, морковка и т.п. Немаловажным для таких детей является, что техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще проще. Ничего не нужно вырезать, остается лишь «художественно» наклеить на бумагу сами листочки, что бы получилась красивая картина. Аппликация из листочков хороша тем, что она  развивает пространственное мышление и очень быстро научает предвосхищать результат, полезна для развития внимания, восприятия, мелкой моторики, координации, точности движений, ориентации на плоскости.

Ценным дополнением в аппликации из листьев могут быть семена деревьев, цветов, овощей и фруктов. Например, семена клена, ясеня. Они известны  детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбы, а из семян арбуза, дыни, подсолнуха можно смастерить глаза и сделать самостоятельные аппликации. Так из семян калины получается замечательная фигурка собачки или  другого животного. Кстати сказать, семена имеют специфический запах, который довольно долго удерживается, дети по запаху учатся определять их. Техника исполнения  довольно проста, но для слабовидящих детей имеет большое значение  для развития осязания, мелкой моторики рук, ориентации на плоскости. Фигурка вырезается шаблонно, детям необходимо по контуру уложить семена, чтобы получился образ. Важным в этой работе считаются последовательность приклеивания частей: вначале глаза, ушки, носик, лапки, затем все остальное пространство. Аппликация из семян достаточно трудоемкая для детей данной категории, поэтому, чтобы облегчить работу и не снижался интерес, можно использовать коллективные задания, когда каждый ребенок на бумажной основе выполняет свое изображение предмета, которые затем объединяются общим сюжетом на одном фоне в виде большой аппликационной работы. Такой вид работы способствует таким же целям, как и аппликация, развивая коммуникативные качества личности. Из колючек лопуха можно смастерить разнообразных пушистых животных.

Чему учится слабовидящий ребенок, составляя картины из листьев и природного материала? Всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всем его богатстве (форма, цвет, фактура (колючий он или мягкий, шершавый или гладкий), запах, вес). Видеть интересный образ – на что это похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке. Создавать задуманный образ. Рассматривать поделки вблизи и на расстоянии, любоваться ими или напротив, отмечать их недостатки, по возможности исправляя их. Употребления слов «вижу», «хорошо вижу» очень важно для данной категории детей, они свободно общаются с нормально видящими детьми, не комплексуя. Это также  помогает прививать оптимистическое мировоззрение, которое в частых случаях помогает восстановлению зрения.

Ручной труд  способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Разнообразие, доступность природного материала, позволяет использовать его для работы в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей. Так, например,игры с завязанными глазами «Определи на ощупь» (Развивает мелкую моторику руки, осязание, тактильную чувствительность, воображение, ориентацию в пространстве), «Определи по запаху» (Развивает обоняние), «Определи по вкусу», будь то овощи фрукты и др.

Принцип  обучения воспитанников дошкольного учреждения играм с природным материалом организуется с учетом принципа активности и самостоятельности, которые реализуются в методах и приемах обучения, в содержании обучения при направляющем воздействии взрослых  участников образовательного процесса. Занятия строятся так, чтобы в ходе игры достичь максимальной  активности детей, в значительной степени опираясь на их непроизвольное внимание, используя занимательные  материалы. Красочное и эмоциональное оформление занятий.

Игры с песком формируют у детей представления об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается. Игры с песком используются в процессе занятий, целью которых являются математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию. Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства  и особенности сухого песка. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала расширяют возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. На поверхности песка дети изображают различные геометрические фигуры и цифры.

Игры с песком  - это и основа для режиссерских игр с объемными игрушками. В этом случае песочница используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются специальные игрушки, веточки становятся деревьями, шишки – кустами, из семян тыквы, ракушек выкладываются дорожки, реки. Выбор материала во многом зависит от воображения и фантазии педагога.

Осуществляя пространственную ориентировку в воде (на ее поверхности, на дне емкости), дети осваивают пространственные представления. Для этого используются природный  материл, игрушки, пластиковые фигуры, которые тонут в воде. Формируя у детей количественные представления, педагог предлагает им бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т.п.

Дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. Кроме словесной инструкции, используются звуковые сигналы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков музыкального инструмента услышал ребенок. В процессе  игр с водой развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или заданное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а так же вылавливать из воды нужное количество игрушек. В процессе игры с песком и водой, различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном  мире, развиваются речь, мышление, память, внимание, фантазия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презентация "Игровой самомассаж как средство коррекционной оздоровительной помощи детям с ослабленным зрением"

Одна из главных задач нашего ДОУ – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей с нарушением зрения. Для современной лечебно – профилактической и коррекционно – оздоров...

Консультация-презентация "«Использование синельной проволоки в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»"

В презентации представлена информация о том, что такое синельная проволока и как ее можно применить в работе с детьми , имеющими нарушение зрения....

Консультация для педагогов "Использование элементов пескотерапии в коррекционной работе у детей с ТНР"

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо...

Методическая разработка Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы с ОВЗ по типу ЗПР)

Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы  с ОВЗ по типу ЗПР)...

Консультация для педагогов "Использование природного материала в играх и поделках детей"

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т. к. именно малыши испытывают острую нехватк...

Картотека игр для коррекционной работы с детьми с ослабленным зрением

Картотека игр для коррекциионной работы с детьми с ослабленным зрением...

Консультация для педагогов "Использование природного материала в играх и поделках детей"

Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей....