опыт работы
материал (старшая, подготовительная группа)

Кулькова Златина Михайловна

опыт работы по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_opyt_raboty.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 « Ромашка»

          Опыт работы

«Патриотическое воспитание    дошкольников»

Патриотизм – это социальное чувство, которое  характеризуется привязанностью к родному краю, народу, традициям.

Актуальность:  Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе. В современном мире оно приобрело еще большую актуальность. Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития таких качеств, как патриотизм. Ведь дети в таком возрасте наиболее восприимчивы, эмоциональны, готовы к сопереживанию. Именно в дошкольном возрасте идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно более плодотворно проводить воспитательную работу.

Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

Цель,  моей педагогической деятельности - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому сад.

В  рамках реализации ФГОС ДО, является:  

создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО,  в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу ;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  •  Воспитания уважения к труду;
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план

работы, где были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу

моего педагогического опыта.

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека.

2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родное село, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.

3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана

наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.

5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила

поведения, быстрее развиваются.

7  Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во

время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.

      Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.

      Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики.  

       В диагностике принимали участие дети  в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала,  что 50%  не могут назвать членов семьи, дом и улицу  на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания;  у 40 % – средний уровень;  у 10%  – высокий уровень  знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической  работы.

Работая  по данной теме, я  составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для  того,  чтобы улучшить качество  знаний

детей по данной теме, повысить  их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я  использовала различные методы и

приемы:  занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа;  работа в книжном уголке;

рисование; оформление семейных альбомов..

 Свою работу   по патриотическому воспитанию   я разбила на блоки:

 1блок «Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая  игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и  формировании положительных

морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй  были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья» - дети учились  заботиться друг о друге,  проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг  другу.  Играя в игру «Больница»,  ребята  также учились проявлять доброту,  учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в  коллективе. В  группе   оборудован

 уголок   ряженья  и есть все  необходимые атрибуты для сюжетно –   ролевых игр.

Большую  роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение  Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев  «Мама»;  Дора   Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский  «Петушок с семьей» и др.

 При  чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую  очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и  сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях.  Читая  «Федорино  горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового  образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо  помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как  нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и  дисциплинированными.

Вместе с  детьми играли в  дидактические игры:  «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры:  «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль»,  «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше  дойдет до флажка?»,  которые учат детей не только  соблюдать правила, но и  развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность,  ответственность, формирование волевых качеств личности, желание  помочь другому.

Изготовили  открытку для мам на 8  Марта и папам на День защитника отечества.

Рисовали  портреты  членов семьи, а потом их рассматривали.  Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к  трудовой деятельности.

 Важную роль в воспитании  дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке.  В течение  года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

 2 блок «Мой детский сад».

Немалое  значение для воспитания у детей  интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.  Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.  Сначала я организовала знакомство  детей со своей группой: с загадками,  с различными  заданиями.  Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении  группы.  Например: в столовой (когда я ем, я глух  и нем), в игровых  зонах (поиграл – убери).

Затем  была проведена экскурсия в медицинский  кабинет с целью знакомства детей с профессией  медработника детского сада (медсестрой),

показать  расположение и оборудование медкабинета,  познакомить с некоторыми медицинскими  принадлежностями и их назначением

Экскурсия в  столовую произвела на детей  большое эмоциональное впечатление.  Во время экскурсии дети познакомились  с поваром и  его помощником,   назвали  знакомые предметы кухонной  утвари.  Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят  вкусную и полезную пищу.

Провела экскурсию по территории детского сада  с целью ознакомления

детей с  природой, с участками, посмотреть, что  на них есть.  Прошлись по

всей  территории и посмотрели на поделки,  которые находятся в  разных

местах  детского сада.  В ходе экскурсии  напомнила правила бережного отношения к  растениям и животным.

 3блок «Мое родное село»

Младшим  дошкольникам трудно еще представить себе,  что такое село , но их необходимо  с этим понятием  знакомить.

Работа  по воспитанию любви к  родному селу  началась  с бесед, в  ходе которых  были выявлены имеющиеся знания детей  о родном селе.

Продемонстрировала  детям альбом с фотографиями родного  села, где дети узнали знакомые здания. Были проведены  экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись  по улице, где  расположен детский сад, объяснила, что у  каждой улице есть свое  название, а у  каждого дома  - свой номер. Чтобы  не заблудиться, нужно запомнить  название своей улицы, номер своего дома.

 Понятие «страна» для детей  младшей группы так  же трудно, как и  понятие  «село ».  Поэтому к жизни своей  страны малыши приобщаются во  время праздников, каких-либо общественных событий.

В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.

Познакомила детей с жилищем русская изба рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к  истории русского народа, с его традициями. воспитания и образования, а так же

 В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы для реешении задач по патриотическому воспитанию .

Игра -  является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, поэтому  большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры.

Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с

иллюстрациями природы.

«Патриотическом уголке» выставлена детская  и художественная литература , находятся фотоальбомы «Наша Россия, наше село,»  символика  России, и Ставропольского края

Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей:

«Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая»

(изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к православным праздникам.  Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году.

Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:

  • народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки);
  • государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
  • международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;
  • «Выпуск в школу» и др.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Так же очень важно знакомить детей с народными декоративно-прикладным искусством. Осуществлять это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками,  тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, «Защитников Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник-день Защитника Отечества считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. Необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам-защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Большую помощь оказывают родители т.к принимают активное участие в жизни нашей группы .

Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача  наша , несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, селом в котором он живет.

 Таким образом:

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.

Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...