Развиваем способности ребенка в умении слушать других людей
статья

Абдюшева Наталья Сергеевна

              Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается.  Важно, научиться слушать.

              Умение слушать улучшает процесс общения, помогает лучше понять людей и себя. Это один из моментов самосовершенствования. Умение слушать,  как метод используется гораздо чаще, чем умение писать и читать вместе взятые. В среднем люди являются эффективными слушателями на 25%. Именно этот канал передачи информации задействован наиболее часто в учебном процессе. Слушание требует определенной дисциплины, затрат энергии. Умение слушать – это приобретенный навык. А умение слушать себя – это шаг к личностному росту. 

            Часто родители отмечают, что ребёнок задаёт очень много вопросов, но, не дослушав ответ на один вопрос, тут же, задаёт другой. Это свидетельствует о том, что ребёнок не умеет вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.    

             Если ваш ребёнок задаёт много вопросов, то,  прежде всего вам надо порадоваться тому, что он проявляет живой интерес к окружающему миру, умеет удивляться и стремится поделиться своими впечатлениями с взрослыми.

             Постарайтесь понять, почему малыш не дослушивает ваши ответы, чего он хочет: пообщаться с вами или узнать что – то новое.Ø

• Иногда   вопросы ребёнка и не направлены на то, чтобы получить ответ, они задаются   исключительно для того, чтобы привлечь внимание взрослого, для общения с ним.

• Малышу   неважно, что отвечает взрослый, важно, что он общается с ним, уделяет ему   внимание, и ребёнок доволен.

             Вместе с   тем от позиции взрослого зависит, каким будет общение с ребёнком, каким   содержанием оно наполнит познавательный опыт вашего сына (дочки). 

             Расширяйте познание дошкольника, готовящегося к школьной жизни, новыми сведениями об окружающем мире, вступайте с ним в диалог, так как в этом возрасте ребёнок ещё не готов слушать долгий монолог взрослого и очень стремится к самостоятельным высказываниям.Ø

• Попробуйте привлечь внимание ребёнка к ответам на его же вопросы.

• Подумайте вместе, порассуждайте, задавая дошкольнику встречные вопросы, после совместного наблюдения выделите самое важное.

            Поиск   ответа непременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать   речь, у ребёнка формируется умение выслушивать взрослого, не перебивая его.

• Порадуйтесь вместе с ребенком, найденному в результате совместной беседы ответу. Если ответ не найден, обратитесь к книге, интернету, другому человеку и т.д.

• Приучайте ребёнка слушать и слышать другого человека, не перебивать его высказывание, уважать его мнение.

• Многое будет зависеть от того, как вы умеете выслушать вашего ребёнка, помочь ему высказать свою мысль, отношение к происходящему.

            Помните: вопросы дошкольника – это показатель его познавательной активности, любознательности.

            Игры для развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Игра «Будь внимателен»

           Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.

Теперь попросите ребёнка идти по кругу. А вы с разными интервалами и в различном порядке называете слова-команды. Задача ребёнка правильно их выполнять.

В дальнейшем можно набор команд расширить.

Игра «Поющие животные»

           Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь

Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать их.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

            Договоритесь с ребёнком, что если вы скажете слово «земля», он опускают руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово огонь — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Вместе с ребёнком повторите слова и выполните соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.

Полная победа, если ребёнок не сбился и выполнил все команды правильно.

Игра «Послушай и запомни»

            Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов.

Например:

туча — дождь;

ночь — луна,

постель — сон,

солнце — день,

лампа — свет.

            Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Обязательно меняйтесь ролями

Игра «Посмотри и запомни»

            На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Игра «Нарисуй узор»

           Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

              Все эти и другие подобные игры помогут вам в полном объеме развивать у детей  внимание, память, а вместе с ними и речь и умение слушать другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchite_detey_slushat_drugih_lyudey.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем способности ребенка в умении слушать других людей

Абдюшева Наталья Сергеевна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 6

              Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается.  Важно, научиться слушать.

              Умение слушать улучшает процесс общения, помогает лучше понять людей и себя. Это один из моментов самосовершенствования. Умение слушать,  как метод используется гораздо чаще, чем умение писать и читать вместе взятые. В среднем люди являются эффективными слушателями на 25%. Именно этот канал передачи информации задействован наиболее часто в учебном процессе. Слушание требует определенной дисциплины, затрат энергии. Умение слушать – это приобретенный навык. А умение слушать себя – это шаг к личностному росту. 

            Часто родители отмечают, что ребёнок задаёт очень много вопросов, но, не дослушав ответ на один вопрос, тут же, задаёт другой. Это свидетельствует о том, что ребёнок не умеет вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.    

             Если ваш ребёнок задаёт много вопросов, то,  прежде всего вам надо порадоваться тому, что он проявляет живой интерес к окружающему миру, умеет удивляться и стремится поделиться своими впечатлениями с взрослыми.

             Постарайтесь понять, почему малыш не дослушивает ваши ответы, чего он хочет: пообщаться с вами или узнать что – то новое.¬

• Иногда   вопросы ребёнка и не направлены на то, чтобы получить ответ, они задаются   исключительно для того, чтобы привлечь внимание взрослого, для общения с ним.

• Малышу   неважно, что отвечает взрослый, важно, что он общается с ним, уделяет ему   внимание, и ребёнок доволен.

             Вместе с   тем от позиции взрослого зависит, каким будет общение с ребёнком, каким   содержанием оно наполнит познавательный опыт вашего сына (дочки). 

             Расширяйте познание дошкольника, готовящегося к школьной жизни, новыми сведениями об окружающем мире, вступайте с ним в диалог, так как в этом возрасте ребёнок ещё не готов слушать долгий монолог взрослого и очень стремится к самостоятельным высказываниям.¬

• Попробуйте привлечь внимание ребёнка к ответам на его же вопросы.

• Подумайте вместе, порассуждайте, задавая дошкольнику встречные вопросы, после совместного наблюдения выделите самое важное.

            Поиск   ответа непременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать   речь, у ребёнка формируется умение выслушивать взрослого, не перебивая его.

• Порадуйтесь вместе с ребенком, найденному в результате совместной беседы ответу. Если ответ не найден, обратитесь к книге, интернету, другому человеку и т.д.

• Приучайте ребёнка слушать и слышать другого человека, не перебивать его высказывание, уважать его мнение.

• Многое будет зависеть от того, как вы умеете выслушать вашего ребёнка, помочь ему высказать свою мысль, отношение к происходящему.

            Помните: вопросы дошкольника – это показатель его познавательной активности, любознательности.

            Игры для развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Игра «Будь внимателен»

           Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.

Теперь попросите ребёнка идти по кругу. А вы с разными интервалами и в различном порядке называете слова-команды. Задача ребёнка правильно их выполнять.

В дальнейшем можно набор команд расширить.

Игра «Поющие животные»

           Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь

Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать их.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

            Договоритесь с ребёнком, что если вы скажете слово «земля», он опускают руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово огонь — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Вместе с ребёнком повторите слова и выполните соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.

Полная победа, если ребёнок не сбился и выполнил все команды правильно.

Игра «Послушай и запомни»

            Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов.

Например:

туча — дождь;

ночь — луна,

постель — сон,

солнце — день,

лампа — свет.

            Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Обязательно меняйтесь ролями

Игра «Посмотри и запомни»

            На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Игра «Нарисуй узор»

           Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

              Все эти и другие подобные игры помогут вам в полном объеме развивать у детей  внимание, память, а вместе с ними и речь и умение слушать другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать способности ребенка (материалы для родителей)

Как развивать способности ребенка(материалы для родителей - в родительский уголок)Подготовила: Захарова Н.В., воспитатель МБДОУ д\с №65, г. СтавропольУ каждого человека есть общие способности, которые...

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

Презентация для родителей "Как развивать способности ребенка"

Презентация для родителей "Как развивать способности ребёнка"...

Как развивать способности ребенка

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практичес...

"Как сформировать у дошкольника умение слушать другого человека"

В консультации для родителей даны советы, как научить будущего первоклассника  слушать, восприниматть слова учителя. Формирование этого качествав в ребенке с детства способствует гармонизации его...