Главные вкладки

    "От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"
    консультация на тему

    Ларионова Татьяна Николаевна

    Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл umenie_slushat.docx16.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация « От умения слушать музыку к умению слушать друг друга»

    Очень часто, занимаясь бытовыми проблемами дома и неотложными делами на работе, мы многого не замечаем. Часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя? Часто ли они слышат музыку?

    Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна детям. Младенец рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро учится различать голоса взрослых, окружающих его, реагирует на их интонацию. Еще в теле матери он слышит голоса самых близких людей, слышит приглушенно все, что происходит во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получает еще до рождения и именно через слух!

    Музыка, звуки непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и пульса, расслабление или напряжение мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, быт, коляска, стены комнаты у ребенка были яркими. Мы мало заботимся о том, что вокруг детей звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и нервной системы ребенка.

    Малыш растет. Все большую роль в его системе восприятия играет зрение, и на развитие слуха мы, по-прежнему, обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает, у них не очень развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки дети предпочитают низкосортные эстрадные песни, которые часто слышат с экранов ТВ, у них отсутствует чувство ритма, звуковысотный слух, а самое главное – у них нет желания и умения слушать музыку, получать от нее удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить собственные чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование и др.

    А нужно ли им это? Да. Очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их «в себе». Но ведь не любая форма их проявления приемлема. Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство сожаления и вины.

    Музыка позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. С глубокой древности музыка служила человеку, как эффективное средство саморегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы на, вечеринках, праздничных гуляньях сопровождали жизнь людей.

    Музыка была важной и неотъемлемой частью жизни каждого человека, как крестьянина, так и дворянина. Для каждого человека домашнее пение, музицирование были само собой разумеющимися атрибутами духовной жизни.

    Безусловно, музыка – это язык, на котором изъясняется душа человеческая. Истинная музыка – источник духовного насыщения, питания ребенка. Если ребенок уже в раннем детстве имеет возможность видеть подлинные художественные произведения, красивые и гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку, то у него формируется «вкус», т.е.способность отличать красивое от банального и безобразного.

    Вряд ли художественный вкус у дошкольника разовьется благодаря только беседам об искусстве. В этом вся проблема. Давайте оглянемся вокруг себя. Бывают ли наши дети на концертах, в музеях? Что они слышат вокруг себя?

    Музыка должна стать частью повседневной жизни детей, средством общения взрослого с ребенком. Самой простой и естественной формой может и должно быть пение взрослого, которое должно органично включаться в различные моменты жизни, а именно: колыбельная – чтобы успокоить ребенка, а потешки, прибаутки, протяжные и лиричные песни – во время монотонной работы, а ритмичные в моменты физической работы. От природы каждый из нас наделен удивительным индивидуальным инструментом – голосом. Приготовив человеку  при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась о том, чтобы каждый человек мог им воспользоваться.

    Необходимо развивать у детей слуховое восприятие, чуткость к восприятию интонаций. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же разу с разной интонацией, поэтому детей более старшего возраста необходимо научить слышать свои интонации и прислушиваться к ним у окружающих; научить выражать сочувствие, радость, огорчение и другие эмоции, чтобы это было понятно другим людям.

    Немало людей могло бы обойтись без услуг психотерапевтов в зрелом возрасте, если бы в детстве научились  понимать состояние других и выражать свое собственное.

    Консультация для родителей на тему:

    « От умения слушать музыку к умению слушать друг друга»

    Составитель: Музыкальный

     руководитель Ларионова Т.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА

    В консультации предложена технология ативного слушания и описан результат применения данной технологии....

    Умение общаться друг с другом.

    Чрезвычайно важно для физического и умственного развитие ребенка общение со сверстниками. Уже к двум – трем годам ребенок ощущает себя как личность, а к четырем – пяти годам чувствует себя элементом с...

    Памятка. Умеем ли мы слушать и слышать ребенка и друг друга

    В данном материале рассматриваются несколько правил слушанья своего ребенка...

    "Как сформировать у дошкольника умение слушать другого человека"

    В консультации для родителей даны советы, как научить будущего первоклассника  слушать, восприниматть слова учителя. Формирование этого качествав в ребенке с детства способствует гармонизации его...

    Конспект на тему "Как мы слушаем друг друга"

    Конспект занятия в подготовительной группе...