Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста
статья (младшая группа)

Абдрахимова Анастасия Александровна

В настоящее время многие родители и педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста

Воспитатель младшей группы

МДОУ детский сад № 125 комбинированного вида

Абдрахимова А.А.

 

 В настоящее время многие родители и педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

 С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в еѐ достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

 На современном этапе складывается тенденция в семьях замещать действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад проступает неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых людей.

 Это показывает актуальность данной темы. Исходя из выше изложенного, мы можем наблюдать противоречие: все родители понимают необходимость формирования навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста, но не всегда знают, как эти навыки формировать.

 В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка. Данной теме посвящены труды Н.М. Аксариной, Л.Н. Галигузовой, В.Г. Нечаевой, Л.Н. Павловой и др.

 Основным видом труда ребенка раннего возраста является самообслуживание. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. Л.Н. Павлова рекомендует родителям при проведении того или иного режимного процесса систематически и планомерно прививать культурно гигиенические навыки малышей, развивать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность посильного участия в самообслуживании.  Ребенок от природы очень активен и активные действия радуют его. Он рано стремится сам одеваться, хочет самостоятельно есть, не умея еще как следует поднести ложку ко рту. Предоставляя ему возможность самостоятельно действовать, мы способствуем развитию его движений и воспитываем у него самостоятельность и зачатки трудовых навыков.  

Основная деятельность маленьких детей — игра.  Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно не так просто. Необходимо учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность. Игровой метод. По мнению Л.Н. Галигузовой элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия родителя с ребенком, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня организуются с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых.

 В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть). Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т.п.

 С дошкольной психологии известно, что ранний возраст – это период, который характеризуется повышенной впечатлительностью и чувствительностью ребенка к оценкам его достижений со стороны значимого взрослого. Это комплекс детского поведения получил название «гордость за свои достижения».

 Поэтому нужно похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, быстроту, аккуратность, помощь другому ребенку: «Молодец, быстро разулся», «Как ты, Людочка, хорошо сложила все на стульчике».  Формируя навыки самообслуживания, нужно воспитывать и бережное отношение к вещам.

 Нужно учить самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно есть, как держать ложку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослый. Использовать игровые приемы. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого действия и их последовательности. «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…»,- говорит родитель и сопровождает свои действия пояснениями. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться еще и еще раз показать, и объяснить ребенку, что и как делать. Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьѐт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка « Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…».

 Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки соответственно действию называя имя ребёнка:

 

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!» Или:

«В кране булькает вода, Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка) Вот ещѐ потешка:

«знаем, знаем, да, да-да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

 

 Весьма действенным приѐмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приѐмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застѐжки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приѐмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приѐм очень нравится.

 Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для него сложна для исполнения ребенок выполняет вместе со взрослым, вникая в объяснение, а потом он сам начинает выполнять отдельные действия. И далее делает работу полностью сам, хотя и под контролем взрослого.

 Возрастные сроки воспитания тех или иных умений, навыков и правил поведения зависят от предшествующего опыта ребенка, от того, чему и как его обучали. Ребенку следует предъявлять новое, более сложное требование лишь после того, как он овладел предшествующим умением или каким-либо правилом. Для закрепления навыков и различных правил поведения требуется, чтобы установленный порядок соблюдали в первую очередь все лица, воспитывающие детей. Кроме того, надо следить, чтобы и дети повседневно выполняли правила.

 Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к частоте, опрятности и аккуратности.  В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.

 Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет.

 

Навыки самообслуживания и социальнобытовой ориентировки.

Многие родители считаю, что в воспитании ребенка необходимы строгие правила и твердые нормы поведения. Запомните, дети лучше развиваются, когда они знают, чего вы от них ждете, четкие и справедливые правила дают им понять, какое поведение приемлемо. Ребенку необходимо давать возможность выражать свои мысли, принимать решения и даже совершать ошибки.

 

Каким правилам поведения надо учить ребенка в раннем возрасте?

 

  1. Необходимо воспитывать сочувствие к окружающим ( ребенку, который ушибся и заплакал, или герою из сказки), учить спокойно играть, не мешать другим, не отбирать игрушки.

  1. приучайте ребенка любить природу и животных, чтобы он бережно относился к ним.

  1. Расскажите ребенку о правилах поведения: внимательно слушать взрослых, спокойно разговаривать, делать его указания, приветствовать знакомых при встрече и говорить до свидание при расставании, говорить спасибо за оказанную помощь. Также в раннем возрасте закладывается начало таких качеств, как умение ждать, выдержка, бережно относится к вещам.

 

 

Какие навыки самообслуживания формируются в раннем возрасте?

 

На втором году жизни нужно закрепить умение пить из чашки, садиться на стул. С года – двух месяцев показывайте малышу, как пользоваться ложкой, учите самостоятельно кушать, как пользоваться салфеткой после еды ( вначале вместе с вами, а потом самостоятельно); выходя из – за стола, задвигать за собой стул.

 Учите малыша снимать и надевать носки, колготки, ботинки, шапку.

С одного года – шести месяцев приучайте ребенка к опрятности: учите, как пользоваться носовым платком, как приводить в порядок одежду, как сообщать о своих естественных потребностях. После двух лет учите ребенка самостоятельно без помощи взрослого мыть руки перед едой и после улице, насухо вытирать руки, аккуратно кушать, тщательно пережевывать пищу.

 

Как приучать ребенка к правилам гигиены?

 

Чистота – залог здоровья. Приучайте малыша к гигиене с раннего возраста, когда навыки закрепляются очень прочно.  А иначе ваш малыш все время будет все забывать. Утром ребенка нужно  умывать водой комнатной температуры, а если ваш  ребенок проснулся мокрым, то и подмыть. Помните, что гигиеническая процедура  должна быть приятна ребенку.  Вода не должна быть слишком горячей или холодной. В течение всего дня малышу приходится руки мыть несколько раз – перед едой и по мере загрязнения. Необходимо, чтобы малыш как можно раньше научился это делать сам. Сначала помогайте ему – засучивайте рукава, чтобы вода их не замочила, показывайте, как надо правильно  намыливать руки, как смывать мыло и как вытираться         полотенцем.

 Показывайте малышу, как пользоваться носовым платком и салфеткой, вытирайте ему лицо и руки, рот, как только он их испачкает.  Следите за тем, чтобы ваш малыш не ходил с грязным носом.

 Очень хорошо если вы перед сном купаете малыша или моете его под душем. Это доставит большую радость ребенку. Обязательно нужно ежедневно подмывать и мальчиков, и девочек. Приучайте их мыть ножки перед сном. Таким образом, вы вырабатываете у них навык к вечерним процедурам.

 

Один раз в неделю малышу необходимо устраивать настоящую баню – хорошенько вымыть его с детским шампунем и мылом, старайтесь, чтобы эта процедура доставляла удовольствие.

Как приучать ребенка к опрятности в одежде?

 Маленькие дети часто любят ходить чисто одетыми и  нарядными. Поощряйте это стремление!  Если вы замечаете беспорядок в одежде, говорите об этом малышу и помогите ему это устранить. Тогда ваш малыш скорее  приучится это замечать. Но, для этого понадобится ваша помощь, главное, чтобы и сам малыш в этом участвовал. Если, например, запачкалось платье у дочки, пускай она сама переоденется в чистое платье с вашей помощью. Если у малыша развязались шнурки или расстегнулась пуговица, помогите ему завязать шнурки и застегнуть пуговку. Это полезно и родителям, и ребенку.

 

Как привить привычку к горшку?

 При правильном воспитании малыша, он уже в два года и даже раньше может проситься на горшок. Если ваш малыш это делает, то сажайте его на горшок, по его просьбе. Но перед сном и прогулкой, вы можете предложить ему это сделать. За детьми, которые еще не просятся, приходится внимательно наблюдать, чтобы уловить нужный момент.  Не держите долго малыша на горшке, и не заставляйте силой сидеть на нем. Малыши будут отвергать наказанные им действия. Лучше всего напоминайте ребенку, что пара сесть на горшок, если он отказывается, не настаивайте. А когда он попросится, похвалите его. Главное помните: важно ваше спокойствие, доброжелательность и терпение. Настанет время, когда вы сможете положиться на него самого. Это обычно бывает в 3 года.

 

Как воспитать помощника?

 Чем старше ребенок, тем увереннее он чувствует себя дома. Часто он с удовольствием загружает белье в стиральную машину, хватается за ручку пылесоса. Он осознанно хочет помочь или подражает вам.  

 Ни в коем случае не отталкивайте его, даже если эта помощь доставляет вам не удобства. Во – первых, ребенок улучшает свои навыки. Во – вторых, привыкает вам помогать. А в-третьих, ваш малыш учиться общаться, договариваться и искать компромиссы в разных ситуациях.

 Малыша привлекает не сам процесс стирки, уборки или сервировки стола, сколько сами предметы, которыми вы пользуетесь. Разрешайте малышу их брать – и он будет счастлив! Если он захотел высушить вам волосы феном, не отказывайте ему.

 Пусть у вашего малыша будут свои обязанности по дому. И вы заметите, что больше всего малышу нравится делать: кормить рыбок, поливать цветы или мыть посуду. При этом хвалите и подбадривайте его, и он сможет, а главное, у него появится желание сделать больше. Привлекайте малыша к любой домашней работе, за которую вы беретесь. Малыш учится лучше концентрировать внимание, лучше двигаться, появляется желание доводить все до конца.

 

Помните, малыш так же, как и вы, устает. У него может поменяться настроение, и он может отказаться, что - либо делать, за что с удовольствием брался раньше. Не настаивайте! Но и делать за него работу не стоит. Скажите ему, что вы его подождете, ведь без помощника вам ни как не обойтись. Параллельно с этим у ребенка вырабатывается определенная модель поведения в коллективе.  Он не будет сидеть в стороне, когда у его друга развалится песочный дом. Ваш малыш быстро возьмется за савок, и они вместе построят новый дом.  

 Случается, так, что у вас нет времени, чтобы поиграть с малышом в очередную игру с пылесосом, стиральной машинкой. Здесь вам на помощь придут игрушки, купите малышу игрушечную посуду, пылесос, утюг. Это позволит ребенку самостоятельно закрепить полученные навыки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста"

В настоящее время многие родители и педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...