Статья на тему: "Значение ролевой игры в развитии дошкольника"
статья

Сидорова Ольга Александровна

«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых» Я.Корчак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znachenie_rolevoy_igry_v_razvitii_doshkolnika.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Значение ролевой игры в развитии дошкольника.

«Многие детские игры – подражание

серьезной деятельности взрослых».

                                        Я.Корчак 

Дошкольный период занимает важное место в психическом развитии ребенка. Именно в этот период начинается формирование личности. Усваиваются этические нормы отношений; возникает своеобразное мировоззрение; появляется обобщение переживаний, связанных с системой отношений со взрослыми и сверстниками, развиваются первичные формы самосознания и формируется связанная с ними тенденция к осуществлению серьезной общественно значимой деятельности, которая находит свое выражение в желании стать школьником, начать учиться.

Одновременно на протяжении дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления, восприятия и памяти ребенка. Непосредственное практическое отношение к миру предметов постепенно переходит в познавательное. Неслучайно детей этого возраста называют «почемучками». Их интересует все: от вопросов происхождения планет до устройства механических игрушек.

Именно в дошкольном периоде возникает и достигает высшего уровня развития ролевая игра, в которой дети, беря на себя роли взрослых, воспроизводят в создаваемой ими самими игровой ситуации деятельность взрослых людей - нормы отношений, существующие между взрослыми, задачи и мотивы их деятельности.

Ролевая играя хотя и не занимает преобладающего по времени места в жизни ребёнка, тем не менее является ведущим видом деятельности, оказывая определяющее влияние на формирование личности ребенка в этот период.

Почему же именно ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста? Для ответа на этот вопрос необходимо определить сущность, природу игры.

Игра существовала не всегда, она не являлась вечной принадлежностью детства, а возникла на определенной ступени развития общества в силу исторически закономерного изменения места ребёнка в обществе. Игра социальна по своему происхождению.

С того момента, как ребенок открывает для себя взрослого человека как носителя действий с предметами, вся его жизнь начинает вращаться вокруг взрослых людей-предметов их деятельности, способов действий с этими предметами, отношений между людьми в процессе трудовой деятельности. Нет большей радости для ребёнка, как поработать с настоящим молотком, подержаться за руль настоящей машины, опустить монету в кассу трамвая или автобуса и оторвать билет, присоединиться к работе дворника, помочь матери мыть посуду, а отцу чинить мебель.

Ролевая игра и есть своеобразная форма жизни ребенка в обществе взрослых. Своеобразие этой формы заключается в том, что в ней все условно, кроме смысла осуществляемой ребенком деятельности.

Форма игры, заключающаяся в условном изображении деятельности взрослых, не возникает сама собой. Этой форме взрослые начинают учить ребенка очень рано. Наблюдения над развитием детей в раннем детстве показывают, что взрослые уже на втором году жизни ребенка начинают формировать у него особые изобразительные движения.

Так, при обучении самостоятельной еде ребенку дают ложку и предлагают кормить сидящую рядом куклу. Затем ребенок начинает кормить куклу не только из ложки, но при помощи других предметов, дающих возможность произвести действие кормления, и кормит он уже не только куклу, но и лошадку, собачку, а иногда даже кубик.

Всё это происходит не без помощи взрослых. Взрослые, часто не замечая, формируют у ребенка одну из важнейших предпосылок игры - перенос значения с одного предмета на другой и условное осуществление действий с предметами-заместителями.

Большое значение для возникновения форм ролевой игры имеют игрушки. Собственно, игрушками следовало бы называть только изобразительные игрушки, т.е. такие предметы, которые являются изображениями предметов, - куклы, животные, автомобили, машины, детский инструмент и т.п. Часто называют игрушками все предметы, которые продаются в магазине игрушек. Нельзя называть игрушками кубики для постройки, карандаши, краски, пластилин. Даже резиновые лошадки, петушок, предложенные младенцу, еще не знающему о существовании настоящей лошади и -настоящего петуха, не являются игрушками в собственном смысле слова. Они становятся таковыми по мере того, как приобретают изобразительную функцию. Ролевая игра возникает на границе между ранним и дошкольным возрастом из следующих предпосылок:

  • из выделения взрослого в качестве образца действий для ребенка и тенденции жить со взрослыми общей жизнью;

  • из возможности отождествлять себя со взрослыми, производя условно те же действия, какие производит взрослый, и из переноса значения одного предмета на другой.

Предпосылки эти формируются под непосредственным руководством взрослых.

Ролевая игра есть такая деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых и создавая игровую ситуацию, моделируют деятельность взрослых людей - ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми.

Такое моделирование деятельности взрослых возможно только благодаря тому, что в игре действия с предметами сведены до минимума и только изображаются.

Приняв в игре роль взрослого, ребенок условно осуществляет его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых. Тем самым ребенок входит в мир действительных социальных функций и отношений, недоступных ему по реальному месту в обществе. Предметом ориентации ребенка в игре становятся задачи и мотивы взрослых, нормы, которым подчинены и регулируются их общественные отношения. Ни в какой другой деятельности, существующей в дошкольном возрасте, ребенок не может вступить в активное взаимодействие с миром отношений взрослых. Именно в силу этого игра - ведущий тип деятельности ребенка, где происходит первичное освоение действительных форм социальных отношений.

Игра - это особая форма познания. Ребенок в игре устремлен в будущее и эмоционально живет в нем, предвосхищает свое положение в обществе. Только встав в позицию взрослого, только осуществив, пусть условно, его деятельность, ребенок начинает представлять себе, что смысл человеческой деятельности в самом общем виде заключается в другом человеке, что человеческая деятельность осуществляется прежде всего для других людей. Именно поэтому видный советский психолог Л.С. Выготский называл игру «арифметикой социальных отношений» и справедливо считал, что именно в игре «становится человек».

Во всякой роли, которую берет на себя ребенок, имеются правила, которым он должен подчинить свое поведение. Это подчинение довольно жесткое. Именно с ним связана радость, получаемая ребенком в игре. Подчинение правилам, заключенным в роли, контролируется со стороны коллектива играющих. «Ребенок в игре плачет, как пациент, и радуется, как играющий», - писал Л.С. Выготский. Этот парадокс игры приводит к тому, что в игре формируется механизм произвольного поведения. При этом правила, которым подчиняется ребенок в игре, являются не внешними, навязанными ребенку, а добровольно взятыми им на себя.

Существенно важным в игре является то, что ребенок становится на позицию другого человека, как бы смотрит на мир с новой точки зрения, точки зрения взрослого, роль которого взял он на себя. Эта новая позиция приводит к преодолению «центрации», которая, по мнению известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, является характерной особенностью мышления детей этого периода.

В игре ребенок учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра - школа новых потребностей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает радость будущей серьезной деятельности, деятельности общественно значимой и общественно оцениваемой. Тем самым игра готовит ребенка к школьному обучению со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.

Ролевая игра в большинстве случаев есть игра коллективная. В ней участвуют
несколько человек, и каждый из участников выполняет свою роль. Но вместе с тем
участники игры являются товарищами, у которых в других видах деятельности и
совместной жизни существуют и другие отношения. Например, в обычной жизни
один мальчик командует другим, а в игре в силу взятых на себя ролей вынуждены
вступать в другие отношения, иногда даже противоположные тем, в которых они
обычно находятся. Специальные исследования показывают, что через игру, через
специальный подбор ролей можно оказывать влияние на систему отношений, существующих между детьми в их реальной жизни. В игре дети могут вступать в
игровые взаимоотношения значительно более широкие, чем те, в которые они
вступают в реальной жизни. Гамма отношений в игре чрезвычайно широка. Это и
отношения сотрудничества, и отношения подчинения, и отношения помощи. Чем
шире представлена гамма отношений, реализуемых детьми в игре, тем шире ее
воспитательный эффект.        

Дети в игре вступают не только в отношения, диктуемые взятыми ролями, но и как реально взаимодействующие. От того, как и какую роль выполняет каждый, зависит общий успех игры. Это способствует развитию коллективных взаимоотношений.

Все это делает игру ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой формируются особенности личности, не могущие быть сформированными ни в каком другом виде деятельности.

В игре, во-первых, оформляются основные социальные потребности, возникает потребность общественно значимой деятельности.

Во-вторых, формируется возможность перехода на новую позицию, на новую точку зрения, и это оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов.

В-третьих, формируется произвольное поведение, управляемое не наличной ситуацией, а общим смыслом деятельности, правилами и нормами поведения.

В современной действительности значение игры возрастает. Современные игры должны быть максимально адаптированы к реальной жизни. Их суть должна заключаться в моделировании социального поведения, они должны обучать эффективной методике принятия решений, наиболее адекватных в конкретной сложившейся ситуации.

А.С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

При этом игра должна являться школой такой  деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника. В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие  переход ...

Презентация на тему: "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника"

Презентация на тему: "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника"...

Статья " Сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольников"

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом проц...

Консультация по теме: «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников»

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ре...

Консультация для родителей. Тема:" Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников"

Консультация для родителей.«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников». Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.Весь пед...