Аналитический отчет музыкального руководителя
консультация

Степанова Людмила Геннадьевна

анализ работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_stepanova_l.g._1.docx39.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Степановой Людмилы Геннадьевны, музыкального руководителя

 филиала МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда»

детский сад № 440

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей присутствует целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Обнаруживаются трудности действий (манипулирования) с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, особенности развития наглядно-образного мышления.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «…пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

В виду того, что в детском саду не предусмотрено оказание специализированной логопедической помощи по коррекции нарушений речи детей старшего дошкольного возраста, появилась необходимость в организации решения речевых проблем у детей посредством музыкальной деятельности.

Цель деятельности музыкального руководителя: создать условия для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, (формирование слуховых навыков, овладение двигательными навыками, развитие чувства ритма музыкального произведения) через различные виды музыкальной деятельности и конструктивное взаимодействие с субъектами образовательных отношений.

Для осуществления эффективной педагогической деятельности были поставлены следующие задачи:

1. Учить детей различать темпы мелодий, развивать чувство ритма, используя различные шумовые и ударные инструменты.

2. Развивать выразительность речи через исполнение попевок, песен.

3. Развивать мелкую моторику, точность движений посредством использования музыкально-ритмических упражнений.

4. Развивать творчество и инициативу детей во всех видах музыкальной деятельности с привлечением родителей.

5. Повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах  художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования продуктивных форм взаимодействия (мастер-классы, проектная деятельность, участие в семейных конкурсах, социально значимых акциях).

Для успешной реализации поставленных задач была разработана «Модель интегрированного планирования музыкальной деятельности в детском саду» в соответствии с ФГОС дошкольного образования. (Приложение 1). Модель включает следующие компоненты: программу «Музыка здоровья» по развитию у воспитанников способностей восприятия музыкальных образов, ритмической выразительности (Приложение2); авторское дидактическое пособие «Веселые нотки»; лэпбуки «Музыкальный оркестр», «Волшебные звуки», (Приложение 3). «Уральские семейные посиделки» -  как форма организации совместной музыкально-творческой деятельности  взрослых и детей.

В своей работе использую:

  1. Элементы педагогической концепции К. Орфа – элементарное музицирование, ритмические движения с речевым сопровождением.
  2. Теорию музыкального обучения и воспитания Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман.
  3. Концепцию В.М. Бехтерева о ритмическом воспитании дошкольников.

Внедрила современные образовательные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии. 

Владею компьютером на уровне уверенного пользователя: активно использую информационные технологии, технические средства, применяю электронные ресурсы для демонстрации проектов, презентаций, веду документацию на электронных носителях.

Создала электронный каталог презентаций по всем видам музыкальной деятельности: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения и танцы, пение, музыкально-дидактические игры, игры на детских музыкальных инструментах; сказки, в которых звучат шедевры мировой классики; обучающие мультфильмы с музыкальным сопровождением. Составлены рекомендации и видео консультации для педагогов по развитию музыкальных способностей у воспитанников, эмоционального восприятия музыки, формирования познавательной мотивация у дошкольников к музыкальной деятельности в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности

        Технология проектирования. Реализация проектов: «Повсюду музыка звучит» (2019г.), способствует формированию у детей осознанного отношения к ритму, как к одному из средств музыкальной и речевой выразительности; «Никто не забыт, ничто не забыто» (2018г.), способствующий обогащению и развитию словарного запаса детей, знакомство с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне и музыкой военных лет; «И мы споем» (2018-2019гг.), направленный на восприятие музыкального образа и умение выражать его в пении и движении. Совместный квест воспитанников и родителей «Осенние  приключения» в проекте « Осень», способствовал  гармонизации детско-родительских отношений.(Приложение 4).

        Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика используется перед пением, формирует произношение различных звуков, совершенствует дикцию, развивает чувство ритма. Картотека речевых игр и упражнений, например, «Барабан», «Птичий базар», «Солнечные зайчики», позволяют детям развить речевые и вокальные навыки детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Важное место занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества (быстроту, ловкость, гибкость), улучшить координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.

        Картотеки дыхательной гимнастики, такие как  «Здоровое дыхание», «Ветерок», «Облачко», «Бабочка», активизируют работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья (Приложение 5).

Валеологические песенки-распевки, способствующие развитию дыхания и голосового аппарата: несложные добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.

        В совместной музыкальной деятельности с детьми использую  современные методы и приемы работы. Большую выдумку и фантазию дети проявляют в музыкально-игровых упражнениях и сценках, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петухи кот»). Важной составляющей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок».

Метод «Звучащих жестов» включает в себя игры «Творчество», «Игры на музыкальных инструментах», «Скок-скок-поскок». Они развивают музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. В дальнейшем «появляется» чистота интонирования, выразительность в пении детей.

Метод «Элементарного музицирования» (элементарные движения, игра на музыкальных инструментах сопровождаются словесными текстами) способствовал развитию музыкальной памяти, формированию у воспитанников чувства ритма в музыке и слове, расширению активного словаря, способности к самостоятельной музыкальной деятельности.

Для закрепления понятий, полученных на музыкальных занятиях, развлечениях, музыкальных викторинах, использую такие дидактические игры, как «Угадай, на чем играю», «Музыкальный секрет», «Музыкальное лото». Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия с детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка» (Приложение 6).

Накопив определённый опыт актёрских навыков у воспитанников, перехожу к игре-спектаклю («Волк и семеро козлят» по мотивам  сказки братьев Гримм (2020г), «Разноцветная семейка» Э.Успенского (2021г.), что способствует росту творческой активности у детей, их эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа, чувства сопричастности к общему делу.

Речевые упражнения В. Жилина, игры с палочками, направленные на знакомство с музыкальными инструментами, способствовали развитию мелкой моторики.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс использовала современные формы взаимодействия:

  1. Размещение информации на сайте детского сада.
  2. Видео консультации для занятий с детьми в домашних условиях, такие как «Театр в домашних условиях», «Музыка, которая влияет на здоровье ребенка», «Домашний шумовой оркестр», «Музыка, которая живет рядом с малышом», «Волшебница-музыка»
  3. Участие в проектной деятельности (конкурс семейных проектов «Взрослые и дети» в номинации «художественно-эстетическое воспитание.
  4. Выставка совместных работ ребенка с его родителями «В мире музыки».
  5. Музыкальные гостиные «Дорога в сказку», «Музыка  В.Шаинского», «Любимые песни из мультфильмов»
  6. Изготовление книжки –малышки «Повсюду музыка живет». Данная форма организации совместной деятельности вызвала у родителей большую заинтересованность.
  7. Была организатором и продолжаю поддерживать традиции  для сплочения детско-родительского коллектива «Уральские семейные посиделки», музыкально-семейного конкурса «И мы споем». С участием педагогов и родителей провела музыкально-литературные вечера «Весеннее настроение», «Дружба-это не работа», «Волшебница Осень».
  8. Конкурс-выставка «Детские музыкальные инструменты своими руками» расширил поиск инновационных подходов к организации музыкально-развивающей среды в условиях детского сада. Выставка привлекла огромное количество участников, получилась яркой и разнообразной.

Критерием эффективности считаю эмоциональное благополучие ребенка – показатель его психического здоровья; развитие силы голоса и выразительности речи и пения, развитие мелкой моторики, точность движений, развитие музыкальных способностей.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма, улучшения речи, овладения двигательными навыками, провела консультации: «Речевые игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста», «Интеграция речевого и художественно-эстетического развития воспитанников», «Ритмическая мозаика», «Поем на здоровье», «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

В рамках взаимодействия с участниками образовательных отношений для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста составила комплекс мероприятий, включающий разные виды музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), целевые прогулки, посещение выставок и экскурсий. В «Семейной» библиотеке сотрудники провели праздник «Правильная речь».  Старшеклассники МАОУ СОШ № 167 подготовили мероприятие в игровой форме «Волшебница - речь». в детской школе искусств №15 педагоги с учениками организовали тематические концерты «Музыкальный серпантин», «Весенний букет», «Музыка - счастье души», где дети имели возможность не только слышать музыкальные произведения в исполнении учащихся, но и активно обсуждать, отвечая на вопросы викторины. Сотрудниками Объединенного музея писателей Урала было организовано путешествие по сказкам, просмотр фильма в мультимедийном центре при музее. Данная работа способствовала обогащению социального и речекультурного опыта детей, развитию способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, созданию артикуляционной базы для дальнейшего овладения грамотной, выразительной  речью.

В результате запланированных мероприятий у воспитанников развились коммуникативные качества, усидчивость, эмоциональность, пространственное воображение, выразительность движений и мимики.

В начале каждого учебного года проводится диагностика музыкального развития детей автора Н.А. Ветлугиной (Приложение 7).

        Полученные результаты на начальном этапе мониторинга в 2017 г. представлены в таблице:

Уровень развития способностей

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Количество детей

%

Количество детей

%

1

5

24

7

30

2

9

43

9

39

3

7

33

7

31

При проведении мониторинга я отметила, что дети узнают знакомые произведения, различают звуки по высоте в пределах сексты, квинты, но порой с ошибками. Воспроизводят в хлопках несложный ритмический рисунок, но слабо различают темповые, динамические оттенки. Большинство ребят поют правильно интонируя, лишь с помощью педагога, звучание голоса напряженное. Ребята  двигаются, не всегда точно, согласуя движения с музыкой.  При исполнении простейших мелодий на мелодических и ударных инструментах допускают отдельные ошибки.

        Промежуточные результаты в конце каждого образовательного периода представлены в таблице: 

Образовательный период

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

Количество детей в группе

Оптималь-ный уровень

Количество детей

Оптималь-ный уровень

2015г. – 2016г.

21

47

23

40

2016г. – 2017г.

25

48

17

48

2017г. – 2018г.

25

60

25

60

2018г. – 2019г.

30

73

25

68

2019г. – 2020г.

24

72

30

84

В течение анализа  работы двулетнего периода я отметила, что дети затруднялись различать звуковысотные, ритмические соотношения, тембровые, динамические оттенки. Продолжив работу в этом направлении, были добавлены в систему обучения  музыкально-дидактические  игры на развитие слуховых навыков (чувство ритма, чистое интонирование мелодий, передача характера музыки в пении, слушании, танцах).

После реализации поставленных задач, были получены следующие  результаты:

Уровень развития способностей

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

Количество детей

%

Количество детей

%

1

2

7

1

3

2

5

21

4

13

3

17

72

25

84

        

        В результате использования в течение трех лет в своей работе современных образовательных технологий у воспитанников сформировались более устойчивые музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, музыкальный вкус, музыкальная память. Дети научились пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки: темпом, регистром, звуковысотным рисунком, артикуляцией, штрихами. Замкнутые дети, у которых наблюдалась слабая артикуляция, нечёткая дикция, стали слышать и правильно передавать ритмический рисунок. У детей развилась способность свободно и раскрепощено держаться  при выступлениях в групповых и открытых мероприятиях (исполнение стихов, песен, композиций). Дети сами сочиняют танцы на предложенную музыку,  самостоятельно драматизируют песни и небольшие литературные произведения, с удовольствием участвуют в инсценировках вместе с родителями.

За 2018-2020 гг. в мероприятиях приняли участие 52% семей. В результате проведенного анкетирования 84% родителей отметили новизну, доступность и значимость проводимой с ними работы в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Организованный таким образом педагогический процесс позволил решать проблемы, связанные с  речью воспитанников.

Показателями моей профессиональной деятельности является ежегодное участие воспитанников в фестивалях и конкурсах детского творчества разного уровня:

- городской «Уральские родники» (2018г. участники, 2019г. лауреаты 1 степени); 

-городской Фестиваль – конкурс для дошкольников «Музыкальный калейдоскоп» (2018 -2020гг., участие, 2021 г.,3 место);

-районный конкурс «Битва Хоров» (2017г., финалист);

-городской фестиваль «Россия – многонациональное государство», 2019г., (участники);

-педпроект "Одаренные дети". Городской конкурс – праздник «Путешествие по сказкам Э. Н. Успенского и В. Г. Сутеева» (2021г,, участник);

-городской конкурс-праздник "Салют героям", посвященный празднованию Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 (апрель 2021г.);

- районный музыкальный конкурс «Битва хоров» (2018г., финалисты);

- городской праздник поэзии «Звездочки» (2018,2020гг. участие, 2019г.-победитель);

-фестиваль «Веселый оркестр» детских музыкальных  оркестров МБДОУ «Надежда» (2018-2019гг., диплом 1степени);

- районный фестиваль патриотической песни «Катюша» (2021г.,участник).

В течении всего периода работала над повышением своего  педагогического мастерства и представила опыт практической деятельности по творческому развитию воспитанников на различных уровнях, повышала уровень педагогической квалификации на курсах:

-городская конференция «Современные образовательные программы дошкольного образования» (2019г.,диплом);

-семинар «ИКТ в музыкальной деятельности: медиа копилка» (2020г., сертификат);

-вебинар «Деятельностный подход в ДО как главное условие обеспечения развития дошкольника» (2021г., сертификат);

 -районный семинар «Развитие дошкольника в музыкальной игротворческой деятельности» (2019г);

- эксперт совета СМИ «Слово педагога» всероссийское издательство (2021г., свидетельство);

-вебинар «Ораторское мастерство и публичные выступления» (2020г., сертификат);

- семинар для музыкальных руководителей МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» по теме «Особенности вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста» (2018г.);

- городской семинар-практикум «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в рамках «Недели здоровья в ДОО» (в рамках Ассоциации инструкторов по физической культуре города Екатеринбурга, блок музыкального руководителя, 2018г.);

-член Жюри отборочного тура конкурса патриотической песни «Катюша» (2020г.);

- семинар для педагогических работников МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» по теме «Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества» (2020 г.);

-курсы ПК «Художественно-эстетическое развитие ребенка в период дошкольного детства»(2017г.,32ч.);

-курсы ПК «Деятельность музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО» (апрель 2021г., 24ч.).

        Приняла активное участие в творческих и профессиональных мероприятиях различного уровня:

-городской конкурс «Воспитатель года» (2017г.);

-областной фестиваль творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта-2020»

- командная игра Орджоникидзевского района «Семь граней» (2018г.);

- фестиваль творческих возможностей педагогов «Большая перемена» (2018-2020гг.);

- районный конкурс «Битва хоров» среди педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений Орджоникидзевского района (2018гг.);

- «Музыкальный брейн-ринг» среди коллективов дошкольных образовательных учреждений и организаций Орджоникидзевского района (2019г.).

В дальнейшей работе планирую:

1. Разработать методическое сопровождение к программе «Музыка здоровья» по развитию у воспитанников способностей восприятия музыкальных образов, ритмической выразительности.

2. Обобщить и распространить свой опыт работы среди коллег на уровне города.

Моя профессиональная деятельность отмечена:

-диплом департамента образования г.Екатеринбурга (2017г., участник второго очного этапа городского конкурса «Воспитатель года»);

-благодарственное письмо департамента образования г.Екатеринбурга (2018г., организация, участие и проведение мероприятия городского уровня);

-благодарственное письмо совета заведующих ДОУ Орджоникидзевского района (2017г., за активное участие в подготовке и проведении районного фестиваля «Битва хоров»);

-благодарственное письмо департамента образования г.Екатеринбурга (2021г., за творческий подход, профессионализм и высокий уровень подготовки участников городского фестиваля-конкурса)

-диплом, грамота директора МБДОУ-детского сада комбинированного вида «Надежда» (2018-2019гг., за активное участие в подготовке воспитанников фестиваля «Веселый Оркестр»);

-благодарственное письмо орг.комитета фестиваля «Музыкальный калейдоскоп» (2018-2020гг., за активную деятельность по сохранению и развитию детского творчества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет музыкального руководителя Королёвой Т.А. за 2014-15 учебный год.

Предлагаю этот документ как вариант отчётности музыкального руководителя за проделанную в течение учебного года работу....

Аналитический отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

       Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасн...

аналитический отчет музыкального руководителя Дмитриевой Т.В.

Аналитический отчетпо музыкально-художественной деятельностиза 2015-2016 учебный год музыкального руководителя                     ...