Проблемы преемственности дошкольных групп и школы.
консультация

Мищенко Мария Валерьевна

Актуальность проблемы преемственности дошкольных групп и школы заключается в том, чтобы реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Преемственность с точки зрения дошкольных групп  это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Важно развитие детей в дошкольном возрасте, поскольку в это время происходит становление познавательного интереса и формирование ребенка как человека, способного обучаться далее. Самым главным приоритетом для нас в работе с детьми  ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, поскольку группа детей с ОВЗ  неоднородна по своим возможностям к обучению. Для того чтобы уравнять шансы наших детей с норматипично развивающимися дошкольниками в получение достойного качественного образования, мы, учителя – логопеды и дефектологи формируем у воспитанников необходимые школьно – значимые функции.

Это такие функции как:

  • Грамотная речь.

 Позволяет правильно формировать и высказать свои мысли.

  • Оптико-пространственные представления, зрительный анализ и синтез. Является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и особенно для дифференциации близких по начертанию букв.
  • Сенсорно–двигательная координация, т.е. согласованные действия рук и глаз. Данная функция необходима при обучении школьника письму.
  • Мыслительные операции и различные виды мышления

Это сравнения, обобщения, систематизация и классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_preemstvennosti_doshkolnyh_grupp_i_shkoly.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы преемственности дошкольных групп и школы

Актуальность проблемы преемственности дошкольных групп и школы заключается в том, чтобы реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Преемственность с точки зрения дошкольных групп  это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Важно развитие детей в дошкольном возрасте, поскольку в это время происходит становление познавательного интереса и формирование ребенка как человека, способного обучаться далее. Самым главным приоритетом для нас в работе с детьми  ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, поскольку группа детей с ОВЗ  неоднородна по своим возможностям к обучению. Для того чтобы уравнять шансы наших детей с норматипично развивающимися дошкольниками в получение достойного качественного образования, мы, учителя – логопеды и дефектологи формируем у воспитанников необходимые школьно – значимые функции:

Это такие функции как:

  • Грамотная речь.

 Позволяет правильно формировать и высказать свои мысли.

  • Оптико-пространственные представления, зрительный анализ и синтез. Является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и особенно для дифференциации близких по начертанию букв.
  • Сенсорно–двигательная координация, т.е. согласованные действия рук и глаз. Данная функция необходима при обучении школьника письму.
  • Мыслительные операции и различные виды мышления

Это сравнения, обобщения, систематизация и классификация.

  1. Грамотная речь

Абсолютно значимым условием для успешного обучения ребёнка в школе является его речь. Все недокомпенсированные ошибки в устной речи, непременно проявятся в письменной речи.  В своей работе мы  достаточно много внимания  уделяем развитию и совершенствованию речи.

 Обозначим лишь отдельные аспекты этого направления.

Особое значение приобретает такая работа как формирование слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха. Формирование фонематического анализа и синтеза

Для этого мы используем систему тренировочных упражнений: хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук, «Звуковой калейдоскоп», определить место заданного звука в слове, определить и назвать последовательность звука в слове, делить названные слова на слоги.

В нашей практике по формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

  мы активно работаем со схематичным изображением звуков в виде цвета, составляем звуковые схемы простых слов.  Дети с удовольствием  пишут буквы на песке и лепят их  по контуру. Обводят буквы на тактильной дощечке.

Не менее важно развивать связную речь

Для этого используется развивающие игры по составление рассказов по серии сюжетных картинок, плоскостной и пальчиковый театры.

Помня о том, что у детей часто нарушены структура фразы и внутреннее планирование высказывания, мы используем картинно – графические схемы предложений и планов рассказов.

2. Оптико-пространственные представления, зрительный анализ и синтез.

Даже  незначительное недоразвитие зрительно-пространственной сферы непременно приведет  значительным трудностям в усвоении зрительного образа букв.

Для профилактики этих нарушений мы работаем над пониманием  пространственных предлогов, расположении предметов по отношению друг к другу, узнавании  предметов в усложненных условия ( Ребенку предлагается назвать схематично изображенные на картинке предметы, изображенные пунктиром, “зашумленные” (перечеркнутые различными линиями) предметы, недорисованные предметы (с отсутствующими некоторыми деталями). Дорисовать  недостающие элементы букв, узнавать неправильно написанные  буквы.

3Сенсорно–двигательная координация

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с ОВЗ особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кистей и пальцев рук, ручной ловкости. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений письма у  детей.

Мы включаем в занятия с детьми различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук. Для этого мы применяем разнообразные игры и упражнения:

Выкладывание узоров из геометрических фигур, расположение фигур по инструкции педагога,

Различные виды шнуровки, наборы Монтессори,

систему упражнений «Рука – глаз», при которой ребенку необходимо провести путь от точки до точки, не отрывая руки и не касаясь линии.

4.Мыслительные операции и различные виды мышления

 Развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления предусматривает использование в нашей практике 

заданий на выбор отличий в картинках, лишней фигуры, на подбор смысловой пары, игр – лабиринтов, счетных  палочек Кюизенера  и такого пособия, как «Палитра» для знакомства с составом числа в пределах 10, а также совершенствования навыка количественного и порядкового счета в пределах 10.

Таким образом, преемственность дошкольных групп и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

        Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Закончить хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «Детством».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:   1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.   2. Ур...

Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Реферат на тему: «Проблема преемственности дошкольного образования и младшей школы»

Методологическими основами преемственности в процессе развития являются диалектические законы единства и борьбы противоположностей, перехода количест¬венных изменений в ка¬чественные, отрицание отрица...

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...

«Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят пе...

Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»

Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...