Практика применения фольклора
презентация к уроку (старшая группа)

Гусева Валентина Викторовна

Спомощью этой презентации можно показать как на практике используеться народный фольклор в педагогической деяельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_primeneniya_folklora_szhatyy_risunki.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста» Подготовил воспитатель первой категории Гусева Валентина Викторовна

Слайд 2

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер , Иоганн Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира. Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения. В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Ее цель - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Актуальность этой работы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка.

Слайд 3

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, интересное содержание, богатство фантазии. Яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и, в то же время, оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства: речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям; воспитывает художественный вкус, а также многому учит: развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знаниями о природе.

Слайд 4

Малые фольклорные формы Прибаутки Игровые припевы, приговоры Заклички Календарные песни Сказки Пестушки Частушки Колыбельные песни Загадки Потешки Поговорки

Слайд 5

Основные принципы с малыми формами фольклора 1. учитывая возрастные возможности детей ; 2 . должна быть интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); 3 . активно включать в деятельность всех детей 4. максимально использовать развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды.

Слайд 6

Пословицы и поговорки Радость и труд здоровье берегут. Труд – хороший доктор. Режим – залог здоровья. Нет в мире краше Родины нашей. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Где родится, там пригодится Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы), дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Слайд 7

Загадки Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Слайд 8

Колыбельные песни Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а " котенька ", " коток ", "котик", " котя ". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Слайд 9

Народные песни, потешки Народные песенки, потешки , пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например , потешку про "заиньку, где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Слайд 10

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей

Слайд 11

Народные игры Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму

Слайд 13

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом . . Сказка

Слайд 14

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.

Слайд 15

Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры

Слайд 16

Скороговорки Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок, успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не « съедая окончания», так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Слайд 17

Вывод Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей, они доступны их пониманию и осознанию. С помощью различных форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение фольклора на занятиях по обучению татарскому языку

Применение фольклора в обучений детей татарскому языку очень эффективна. Играя, дети быстрее запоминают слова, предложения....

Семинар-практикум для родителей "Применение фольклора в семейном воспитании"

Семинар-практикум разработан для родителей дошкольников и направлен на приобщение родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора, обучение родителей использованию фольклора в повсед...

Практика применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

В материале досткпным языком изложены основные направления работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...