План родительского всеобуча
методическая разработка

Значительная часть родителей не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области детской психологии и педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В связи с этим специалисты дошкольных образовательных учреждений могут оказать помощь родителям (законным представителям) в получении необходимых знаний и умений в вопросах обучения и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_roditelskogo_vseobucha.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»                    

на педагогическом совете                                                      Заведующая МДОУ

МДОУ детский сад № 9 города Алушты                              детский сад № 9 города Алушты                                                                                                                                                      протокол №___от _____________                                          _______________Л.А.Бабанина  

                                                                                                   Приказ № ___ от ______________

                         

ПЛАН

 родительского всеобуча 

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Гвоздичка»

города Алушта

на 2019-2020 учебный год

                                                       

                                                                                                       

                                                                 

                                                                               

                                                                               

                                                                                             

г. Алушта

1. Введение.  Актуальность

Новое содержание дошкольного образования, стремительно меняющаяся информационная среда недостаточно знакомы родителям, а главное, не пропущены ими через собственный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях с детьми и снижают эффективность выполнения воспитательной функции.

Формирование личности начинается в семье, первому опыту общения ребенок учится у своих родителей. Этот опыт формирует определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности ребенка. Дети, из социально неблагополучных семей, растущие в эмоциональной депривации, имеют большие трудности в формировании системы отношений, которая формируется в процессе индивидуального развития под взаимодействием различных факторов, важнейшим из которых является взаимоотношения в семье. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требований семьи и детского сада можно рассчитывать на успех. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов.

Значительная часть родителей не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области детской психологии и педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями.

Наряду с этим, помощь необходима не только родителям детей «группы риска», но и благополучным семьям. В настоящее время все чаще встречаются родители эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуации: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью и т.д.

Это в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую способствует формированию у ребенка неадекватной самооценки, появлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения.

Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной их важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания отражается в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 п.1 гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».  

В связи с этим специалисты дошкольных образовательных учреждений могут оказать помощь родителям (законным представителям) в получении необходимых знаний и умений в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

2. Цели и задачи родительского всеобуча

Цель: содействие повышению психологической и педагогической родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей, выработка единого взгляда семьи и МДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка, совершенствование приемов семейного воспитания путем создания ситуации сотрудничества, формирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам дошкольного обучения и развития ребенка.

Задачи родительского всеобуча:

  • повышение мотивации к самостоятельному развитию родительских компетенций;
  • совершенствование системы профилактической работы с детьми и их семьями по предупреждению безнадзорности и правонарушений;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
  • знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний;
  • обеспечение единства воспитательных воздействий МДОУ и семьи;
  • обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок;
  • привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

3. Принципы реализации родительского всеобуча

  • добровольность и ненавязчивость обучения (родители могут добровольно посещать любые мероприятия и в любой момент отказаться от помощи);
  • целесообразность;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость, доброжелательность, уважение и безоценочное отношение к родителям и их детям;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса;
  • согласованная совместная деятельность специалистов, участвующих в работе с семьей;
  • опора на жизненный опыт родителей;

4. Формы и методы родительского всеобуча

Родительские всеобучи проводятся ежемесячно.

Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или является основной частью родительских собраний.

  • электронная почта в МДОУ «Задавайте вопросы» (адрес babanina_l.a@mail.ru);
  • «горячая линия»-доступный перечень телефонов;
  • информация для родителей на сайте МДОУ http://aldou9.crimea-school.ru;
  • наглядный материал и стендовая информация для родителей в здании детского сада и группах;
  • родительские собрания;
  • проблемные лекции;
  • мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми;
  • привлечение родителей к участию в выставках совместного творчества с детьми, конкурсах и развлечениях;
  • участие родителей в спортивных мероприятиях;
  • индивидуальные и тематические консультации;

5. Условия эффективности проведения родительского всеобуча

Чтобы занятия проходили эффективно, необходимо создавать и соблюдать следующие организационно-содержательные условия:

  • выбирать для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей, материал, отобранный для изучения должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
  • включать в организацию работы специалистов, состоящую из представителей администрации, учителя-логопеда, педагога-психолога, членов родительского комитета;
  • использовать активные формы проведения занятий, обеспечивающее вовлечение родителей во взаимодействие;
  • создавать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального общения участников;
  • проводить рефлексию по итогам занятий;

6. Планируемые результаты реализации родительского всеобуча

Проведение родительского всеобуча поможет решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума.

  • повышение родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укреплению партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей.
  • оптимизация детско-родительских отношений и совершенствование навыков воспитания;
  • разнообразие форм взаимодействия детского сада, семьи и социума; 
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс и культурно-досуговую деятельность;
  • психолого-педагогическое просвещение семьи; 
  • профилактика негативного семейного воспитания;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка; 
  • удовлетворенность родителей: качеством воспитательно-образовательного процесса и психологическим климатом в коллективе, условиями для развития личности ребенка.

7. Перспективный план проведения родительского всеобуча на 2019-2020 учебный год

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сентябрь

«Семейный Кодекс. Роль семьи в воспитании детей» 

Организационное общее родительское собрание.

«Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» (родительское собрание в младшей группе)

«Развиваем речь детей дошкольного возраста» (родительское собрание в средних группах)

«Как повысить познавательную активность детей (рекомендации родителям)» (родительское собрание в старшей группе)

«Кризис 7 лет. Рекомендации родителям» (родительское собрание в подготовительной группе)

Октябрь

«Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми»

Письменные консультации в уголках для родителей (папках-раскладушках):

 «Учите детей общаться. Быть вместе»,

 «Чтобы ребёнок слушался. Советы А.С. Макаренко», 

 «Как помочь ребенку преодолеть страхи»,

 «Словесные игры с детьми»,

  «Какие игрушки необходимы детям»,

 «Капризы и упрямство»

«Учим ребенка общаться»

 «Советы родителям замкнутых детей»

 «Памятка для родителей по правилам общения в детском саду и дома»

Ноябрь

«Роль родителей в воспитании любви к родному краю. Региональный компонент Образовательной программы».

Консультация: «Воспитание любви к Родине».
Печатная информация: «Народные промыслы родного края», «Традиции нашего народа».

Декабрь

«Правовое воспитание детей и родителей. «Декларация прав ребенка»

Лекция «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Просмотр презентации «Права детей».

Оформление информационного уголка для родителей «Права детей»

Январь

«Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей». Презентация игр и игровых упражнений (родительское собрание в младшей группе).

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям» (родительское собрание в средних группах).

«Здоровье ребенка в наших руках. Заповеди здорового образа жизни».

О закаливании детей дома и в МДОУ. О роли прогулок в жизни ребенка (родительское собрание в старших группах).

«Ваш ребенок идет в первый класс. Рекомендации родителям. Портрет выпускника ДОУ» (родительское собрание в подготовительной группе).

Февраль

«Научите детей основам безопасности жизни» 

Информация на сайте ДОУ для родителей.

Стендовая информация в уголках для родителей и воспитанников: «Дорога и дети», «Безопасное детство», «Здоровье»

Март

«Мальчики и девочки: два разных мира»

Лекция. Задачи гендерного воспитания в МДОУ.

Консультации «О воспитании девочек и мальчиков».

Апрель

«Воспитать любознательного ребенка- значит подготовить его к школе»

Общее родительское собрание для подготовительной группы.

Консультация в родительском уголке «Как ускорить умственное развитие ребенка»

Май

«Слагаемые здоровья. Как использовать лето для укрепления здоровья детей» Наглядная информация в уголке для родителей: «Закаливание», «Здоровье кожи!», «Здоровье зубов», «Польза физической культуры», «Витамины».

 

 

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА...

Родительский всеобуч

методика проведения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик...

Родительский всеобуч

Родительский всеобуч «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»....

Родительский всеобуч "Дети и мир природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Родительский всеобуч

Роль сказки в жизни ребенка...

Выступление на родительском всеобуче по теме « Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»

Данная разработка знакомит родителей с "плюсами" и " минусами" общения  ребёнка с компьютером. Эта тема актуальна , так как отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительно...

примерный план родительских всеобучей

данная информация может помочь педагогам распределить по месяцам темы для родительских встреч...