Родительский всеобуч "Дети и мир природы"
материал (старшая группа) по теме

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Всеобуч родительский21.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА»

Родительский всеобуч

«Дети и мир природы»

Подготовила:

Блинова Р.Р.

Воспитатель I квалификационной категории

Тюльган-2014

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, желание поддерживать чистоту и приумножать ее богатства.

 

Задачи:

1.  Побудить родителей воспитывать у детей любовь к природе, учить её беречь и охранять.

2. Развивать познавательную активность, любознательность детей.

 

 

                                                       «В гармонии с природой и с собою

                                                        На свете чтобы жили малыши.

                                                       Воспитывайте в детях, берегите,

                                                        Храните экологию души!»

     Уважаемы родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече.

  1. Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка?
  2. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой).

       Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания, закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах.

        Приобщая ребенка к природе, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

       Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое- любознательность?

(Высказывания родителей).

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость ("Толковый словарь русского языка" С.Ожегова и Н.Шведовой).

Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений.

        Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общение. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

        У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способности сосредоточиться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

А что такое- любопытство?

(Высказывание родителей).

У слова "любопытство", согласно все тому же "толковому словарю русского языка" С.Ожегова и Н.Шведовой, есть 2 значения:

1).Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например - праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2). Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое проявление интереса к чему-нибудь (например - возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

        Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка посыпанная песком, перестала скользить.

        С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

        Каждый ребенок по своей природе исследователь. Какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и не живой природы.

        Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

- Скажите, что толкает детей на поступки, вязанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается).

        С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? Для чего? И мы называем этот возраст "почемучки". "А почему травка зеленая?", "А почему птицы летают?", "А почему, почему?... Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

- Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно хорошо).

        Очень часто сигналом задержки психологического развития служит очень малое количество и скудное количество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

- Задают ли вам вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка).

- Если дети задают вопросы, значит они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум, открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Если вы быстро дали готовые ответы ребенку, то это, конечно, расширяет кругозор ребенка, обогащает его самостоятельного мышления, не побуждает ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Поэтому, важно не только ответить на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Все это способствует развитию мыслительных способностей.

- Но нужно ли сразу отвечать на вопрос? Как вы поступаете?

(Отвечают родители).

Можно ребенку задать вопрос: "А как ты думаешь?", возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ; можно предложить найти ответ самому, наблюдая за интересующим его явлением.

Если ребенок будет трудиться сам, чтобы добыть знания, то и в школе ему не скучно будет учиться, он будет все начатое доводить до конца. Будет с удовольствием ходить в школу.

(игра "Кресло автора").

Что с ребенком нужно постоянно общаться. Общение должно создавать у детей радостное оптимистической ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских  отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развитию его наблюдательности, тренировки внимания, памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущения интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.

При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь, главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Для ребенка важно ощутить радость успеха.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирования с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают  свои предположения, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышление и поддерживаются познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не навредить их жизни. Развивают наблюдательность также и загадки. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, найти решение задачи, совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свою.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства; повышает познавательный интерес к природе.

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющим, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня.

А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкасается.

Посмотреть слайды "Экскурсия в осенний парк", с комментариями.

Игровая ситуация "Кресло автора".

- Расскажите о самом ярком впечатлением вашего детства? Какие чувства у Вас связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает Вам об этом? Какое у Вас было самое любимое занятие? Кто Вас к этому приучил?

В начале всеобуча предложить родителям памятки по развитию любознательности дошкольников.

(А в конце, прочитав текст памятки и выделив из них те пункты и советы которые используются ими на практике и дают положительные результаты, обсуждают.)

Дети читают стихи:

1. Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля - дом родной ребята!

2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

3. Ни за что не в ответе, будто самую малость

Нам на этой планете жить и править осталось.

4. Мы - не гости на планете, и Земля - наш дом,

Будет в нем светло и чисто, если мы спасем.

5. И прозрачные озера, и еловый лес,

И цветных полей узоры, и речной простор.

6. Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

7. Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

8. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

9. Украсим всю землю цветами, садами,

Все вместе:

Такая планета Нужна нам с вами!

Если вы хотите, чтобы и у ваших детей остались яркие воспоминания, чтобы они выросли добрыми, отзывчивыми людьми, то придерживайтесь рекомендаций в нашей памятке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»

Формирование экологической  культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...

Детско-родительский проект "Юные защитники природы"

для детей подготовительной группы...

Конспект родительского собрания на тему "Природа и дети"

Цель родительского собрания:Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;Повышать авторитет педагога в глазах родителей;Реализовывать единый подход к воспитанию и обучению ...

Родительское собрание "Ребенок и природа"

Воспитание любви к природе....

Родительское собрание-КВН ТАЙНЫ ПРИРОДЫ

сценарий родительского собрания...

Нетрадиционное родительское собрание «Играя, познаем природу»

Обсуждение с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного возд...