Роль воспитателя в организации питания в детском саду
статья

Всем известно, что правильное, здоровое, рациональное питание для ребёнка является гарантией нормального течения роста, физического и нервно-психологического развития. Поэтому сегодня мы поговорим об организации питания в дошкольном учреждении. И остановимся на организации дежурства, важности сервировки стола, какие игры, и упражнения применять  для нормального пищеварения, о том, как вводить понятия  вредной и полезной пищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organizatsiya_pitaniya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Гуленко М.С.

«Роль воспитателя в организации питания в детском саду»

Всем известно, что правильное, здоровое, рациональное питание для ребёнка является гарантией нормального течения роста, физического и нервно-психологического развития. Поэтому сегодня мы поговорим об организации питания в дошкольном учреждении. И остановимся на организации дежурства, важности сервировки стола, какие игры, и упражнения применять  для нормального пищеварения, о том, как вводить понятия  вредной и полезной пищи.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с таким  проблемами, как отказ ребёнка есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. А ведь модель пищевого поведения формируется в дошкольном возрасте. 

И здоровое питание для детей - залог общего здоровья, активности и хорошего настроения ребенка.

К сожалению, исследования ученых и практиков показывают, что уровень здоровья современных детей снижается. Именно поэтому одной из важных задач  является сохранение здоровья дошкольников в процессе обучения, воспитания и игры. Ведь дети рано начинают проявлять интерес ко взрослой еде, поэтому от того, что едят родители, будет зависеть то, какие пищевые привычки будут у ребенка. Залог успеха в формировании привычек здорового питания детей дошкольного возраста в том, что эти принципы должны быть едины для всех членов семьи, но зачастую именно с этим возникают сложности.

Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Следует отметить, что многие дети имеют нарушения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от определенных продуктов и блюд. Поэтому крайне необходимо уделять достаточное внимание этой теме.

Для благоприятного прохождения процесса питания, за каждым ребенком должно быть закреплено свое место. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Столовые приборы нужно раскладывать на индивидуальные салфетки.

В сервировке столов должны активное участие принимать воспитанники (дежурные), которые определяются каждый день. Их задача разложить индивидуальные салфетки и столовые приборы. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой? Лучше ввести правило: что убирают дежурные, а что сами дети

Дежурные серьезно относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

 Перед тем, как дежурные пойдут накрывать на стол, полезно с ребятами делать пищеварительную гимнастику перед едой, для хорошего пищеварительного обмена веществ.

Далее с дежурными обговаривается меню и обсуждается какие приборы понадобятся для приема пищи. Дежурные идут мыть руки и приводят свой внешний вид в порядок (надевают фартуки, колпаки). Потом они раскладывают индивидуальные салфетки Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики рук. И дальше раскладывают приборы в определенном порядке. Уделим внимание сервировке стола.  В каждом возрасте он индивидуальный:

- В младшем возрасте в центр салфетки ставится тарелка, десертную ложку кладут с правой стороны, кружку ставим в правом верхнем углу. Бумажные салфетки в салфетнице и хлеб в блюдце ставим посередине стола.

- В средней группе к вышеперечисленному списку добавляется вилка, которая кладут рядом с ложкой с правой стороны. Чайную ложку подаем к компоту из сухофруктов и к йогурту, на второй завтрак.

- Со старшей группы мы начинаем учиться пользоваться ножом. Но сервировка уже отличается: в центре салфетки стоит тарелка, ложку и нож кладут с правой стороны, вилка с левой, чашка в правом верхнем углу, тарелка для второго ставится в верхнем левом углу, блюдце с хлебом и салфетница посередине стола.

Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть, развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти. Примером для ребенка должен быть взрослый (родители и воспитатели).

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. Можно сопровождать питание тихой спокойной музыкой.

  Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. 

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила: не вступать в разговор, пока не закончил говорящий, не говорить пока во рту пища. Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание. Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго! «Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

После завершения приема пищи, дежурные помогают помощнику воспитателя убирать со столов, не трогая посуду. Для полоскания полости рта после еды, помощник воспитателя готовит охлажденную, кипяченую воду в индивидуальных кружках. После чего дети полощут рот.

Взаимодействие  с детьми может проводиться в игровой, доступной форме с использованием практических заданий на темы воспитания у детей культуры питания, создания у детей положительного отношения к приему пищи. В организованной деятельности необходимо читать книги, загадывать загадки, беседовать, играть в сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо постоянно пополнять развивающую среду разнообразными материалами по данной теме: новыми наглядными материалами, играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм; картотеками речевых игр на тему «Питание», физминуток, пальчиковых игр. Можно оформить картотеки пословиц и поговорок, потешек «Устное народное творчество о питании», загадок на тему «Питание» «Игры-загадки», альбомы «Беседы с детьми о питании» и «Мини-ситуации и проблемы, связанные с питанием, а также их решения». Можно сделать такие дидактические игры которые будут направлены на формирование правильного питания, такие как «Овощи, Фрукты, Ягоды»«Хлеб - всему голова», «Профессии пищевой промышленности (повар, кулинар, кондитер), «За столом»«Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?»«Соберем фрукты в корзину» и другие. Также всем известные игры, такие как «Что лишнее?», «Четвертый лишний (фрукты, овощи, посуда, ягоды)», «Домино (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)», «Этикет детям», «Классификация (Фрукты и овощи)», «Чего не стало», «Накрой на стол красиво (сервировка стола)» и другие. Во время таких игр дети самостоятельно закрепляют полученные знания по вопросам о питании.

Для сюжетно-ролевых игр в группе можно организовать такие сюжетно-ролевые игры как, «Семья»«Кафе»«Поварята», «Магазин» (продукты, фрукты-овощи)«День рождения»«К нам пришли гости» и другие. Для таких игр имеются муляжи фруктов, овощей, грибов, а также продуктов питания, есть форма для продавца, в «Магазине» имеется красивая игрушечная посуда, салфетки.

В свободной творческой продуктивной деятельности дети по своему желанию могут использовать трафареты на темы «Фрукты, овощи, ягоды, грибы»«Продукты питания». А также разнообразить творчество шаблонами для обведения.

Необходимо также информировать родителей по данной теме, так как многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания. Потому что ещё одна главная проблема родителей - это сильная занятость на работе, и приготовление пищи из полуфабрикатов и перекус в кафе быстрого питания. Поэтому можно проводить информирование традиционными способами, создавая:

- информационные папки

- консультации («Питание ребенка в семье»«Питание и воспитание»«Овощной калейдоскоп»)

- родительские собрания

Информировать родителей об ассортименте питания детей (меню на сегодня)

Проводить индивидуальное консультирование родителей детей с плохим аппетитом. Можно выпустить буклеты «Поговорим о правильном питании»

Провести конкурс рецептов «Любимое блюдо нашей семьи».

В заключении хочется сказать, что только систематическая работа даст свои результаты, и культура питания станет для ваших воспитанников доброй привычкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция по питанию для родителей "Организация питания в детском саду"

В сообщении рассказывается об организации питания в детском саду, даны советы родителям по организации питания дома....

Организация питания в детском саду

В данной статье описывается значение рационального питания для детского организма. представлена система организации питания в детском саду. Даны рекомендации родителям о том, как подготовить ребенка к...

Организация питания в детском саду

Роль питания в детском саду. Что учитывается работниками сада при составлении детского меню...

Организация питания в детском саду

Организация питания в детском саду...

Организация питания в детском саду

Материал собранный в презентации поможет вам правильно организовать питание детей в группах....

Консультация «Об организации питания в детском саду». (для воспитателей, младших воспитателей, родителей)

Психологический комфорт детей  в детском саду во многом зависит от того, как организованно питание в нем. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего...

Роль воспитателя в организации питания в детском саду

Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую часть дня проводит в детском учреждении, поэтому нем...