Статья Психолого-педагогические основы организации взаимодействия с родителями
статья

Современные подходы к организации воспитательного процесса. Роль семьи в воспитании. Семья как социальный институт. Задачи семейного воспитания. Механизм социализации: имитация и идентификация. Социализирующая роль семьи. Состояние и перспективы развития современной семьи.

Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания обучающихся. Эффективность воспитания зависит от взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей.

Важнейшими принципами организации социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:

1. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

2. Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3. Нравственный пример педагогического работника;

4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

5. Социальную востребованность воспитания;

6. Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

7. Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

9. Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психолого-педагогические основы организации взаимодействия с родителями»

 Роль семьи в успешной социализации ребенка

Современные подходы к организации воспитательного процесса. Роль семьи в воспитании. Семья как социальный институт. Задачи семейного воспитания. Механизм социализации: имитация и идентификация. Социализирующая роль семьи. Состояние и перспективы развития современной семьи.

Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания обучающихся. Эффективность воспитания зависит от взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей.

Важнейшими принципами организации социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:

1. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

2. Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3. Нравственный пример педагогического работника;

4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

5. Социальную востребованность воспитания;

6. Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

7. Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

9. Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

Необходимо рассматривать воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Приоритетными задачами деятельности педагогического коллектива, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:

1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий  путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;

5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

Условиями успешного решения обозначенных задач являются:

1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;

5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Воспитательная работа в образовательной организации является главным аспектом организации грамотного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также с другими субъектами социализации.

Семья играет значимую роль в жизни человека, для ребенка огромную роль играет в обеспечении его успешной социализации и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Родители решают следующие задачи семейного воспитания:

  • обеспечение гармонического развития ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • оказывают помощь в обучении;
  • реализуют трудовое воспитание и помогают в выборе профессии;
  • формируют опыт гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • заботятся об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • осуществляют подготовку к самовоспитанию и саморазвитию подрастающего ребенка;
  • помогают в социализации личности ребенка.

Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. Ребенку нужно не только подарить жизнь, но и подготовить его к жизни в обществе. В процессе взросления ребенка механизм социализации состоит из имитации и идентификации.

Имитация проявляется в стремлении ребенка подражать поведению родителей, родственников, сверстников, друзей, знакомых и др.

Идентификация — способ усвоения ребенком социальных установок как своих собственных.

Социализирующая роль семьи усиливается влиянием воспитательных учреждений, огромное влияние оказывают средства массовой информации, образовательные организации. Образовательная организация является социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Задача педагога – эффективно организовать это взаимодействие, организовать так, чтобы не произошло отчуждения семьи от образовательного учреждения, педагогических работников - от семьи, а семьи - от интересов творческого и свободного развития личности, что непосредственно влияет на формирование успешной социализации ребенка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка должна  быть эффективной, а возможно это только в том случае, если они станут участниками эффективного союза, который будет направлен на развитие способностей ребенка, формирование ценностных жизненных ориентиров. Педагогам важно создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов, а также установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. При реализации таких отношений будет формироваться позитивная социализация ребенка.

Семейная социализация должна готовить для общества социально компетентную, зрелую, здоровую личность, овладевшую знаниями о будущих семейных ролях.

На современном этапе развития нашего общества семья вынуждена самостоятельно регулировать семейные отношения и нести огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. В настоящее время не редко, когда семья самоустраняется от воспитательного процесса. Многие родители, будучи заняты проблемами выживания, нередко не способны помочь своим детям. Перед обществом в целом и образовательной организацией стоит актуальная задача полноценно включить семью в воспитание детей, повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания и повысить ответственность за жизнедеятельность ребенка.

Для реализации вышеуказанного необходимо грамотно планировать и реализовывать сотрудничество с родителями, используя следующие принципы работы с семьей: научность, целенаправленность, плановость, прогностичность, связь с педагогической практикой и проблемами семьи.

В процессе работы с родителями для эффективной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Преемственность согласованных действий. 

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.

4. Открытость.

5. Индивидуальный подход.

6. Сотрудничество, а не наставничество. 

Основные задачи совместной работы образовательной организации и родителей:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, организация «школы для родителей»);

2) вовлечение родительской общественности в учебно-воспитательный процесс образовательной организации через разнообразные формы: родительские собрания, семейные проекты, тематические семейные досуговые мероприятия и др.;

3) участие родителей в управлении учреждением.

Направления содержательной деятельности педагога с родителями:

  1. Изучение семей обучающихся.  
  2. Психолого-педагогическое просвещение.
  3. Организация массовых мероприятий с участием родителей, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  4. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом. 

Главная задача образовательного учреждения и педагога состоит в организации эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия, а также повышение грамотности родителей в вопросах семейного воспитания, в том числе формировании родительских установок и эффективных стилей воспитания, а также благоприятного психологического климата.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психолого-педагогические принципы организации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию предметных представлений»

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала ...

Статья "Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников"

В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де...

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...