Опыт работы "Развитие математических способностей через игровую деятельность»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Гордеюк Оксана Александровна

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx285.67 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы "Развитие математических способностей через игровую деятельность»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных сложных предметов в школе является математика.  Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучением способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на формирование у детей дошкольного  возраста предпосылок к учебной деятельности.

Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в неё вовлечены, также и в формировании элементарных математических представлений применение игровых методов и приёмов  делает процесс обучения более эффективным.

Предо мной стала проблема, как повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности  детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных  проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

 Интерес к конечному  результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти и разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянно сопоставления цели с полученным результатом.

 

Технология опыта:

Цель педагогической работы:  выявить  возможности  игры,  как средства  формирования  усвоенного  материала в  непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи:

 - изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

 - изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;

 -  изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации  познавательной  деятельности  дошкольников  в  процессе обучения математики;

 - изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы дошкольников;

 - активизировать  совместную  деятельность  родителей  и  воспитателя  в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.

Методы проводимого исследования, работы с детьми:

 - теоретические- анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

 - практические- наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый,     репродуктивный,     объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько группы:

1.Игры с цифрами и числами

2.Игры путешествие во времени

3.Игры на ориентировки в пространстве

4.Игры с геометрическими фигурами

5.Игры на логическое мышление.

Главная  особенность  дидактической  игры  в  том,  что  задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также -игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего я, как воспитатель организую игру. Эта цель конкретизируется  в  доступной  для  ребенка  форме,  в  игровом  задании, порождая вопрос «Как это сделать?» Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном  выборе,  поддержке  и  активизации  положительного  влияния детей друг на друга.

В начале своего исследования я провела проверку: все ли дети умеют считать предметы. Умеют ли  сопоставлять количество разных предметов и определять, каких  больше  (меньше)  или  их  поровну.  Каким  способом  при  этом пользуются: счетом, соотнесением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей, отвлекаясь от размеров предметов и площади которую они занимают.

Примерные задания и вопросы:

 «Сколько здесь больших цветочков? Отсчитай сколько же маленьких цветочков. Узнай, каких квадратов больше: синих  или  красных.  (На  столе  беспорядочно  лежат  5  больших  синих квадратов и 6 маленьких красных.) Узнай, каких кубиков больше: желтых или зеленых». (На столе стоят 2 ряда кубиков; 6 желтых стоят с большими интервалами один от другого, а 7 синих —вплотную друг к другу.) Проверка подсказала,  на какие вопросы следует обратить внимание, какие дети не смогли овладеть счётом.

Так  как  внимание  четырехлетних  детей,  как  и  трехлетних,  еще  не устойчиво, то для  прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой.  В  средней  группе  целесообразно  проводить  словесные дидактические игры  с  большим  набором  наглядностей. Непринужденный разговор  с  детьми,  который  ведется  в  неторопливом  темпе, привлекательность  наглядных  пособий,  широкое  использование  игровых упражнений  и  дидактических  игр, всё  это  создает  у  детей  хороший эмоциональный настрой.

 Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди  предметы,  окружающие  нас,  которые  напоминают  цифру».  (Приложение № 2)

Дети  учатся  отгадывать  загадки  математического содержания,  учат  стихи  о  цифрах,  знакомятся  со  сказками,  в  которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь  и  один  раз  отрежь»,  «2  жадных  медвежонка»  и  т.д.).  Я  часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» -здесь  дети  могут  нарисовать  лицо  человека,  узор,  снеговика  или  какой-нибудь  другой  предмет,  что  развивает фантазию  детей.  Прямому,  обратному,  счёту,  счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», « Мои первые цифры».

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов».  Например: я говорю детям: круг –дети называют предмет, похожий на круг –руль, тарелка; прямоугольник –картина, дверь; овал –яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» -здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку», Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры,  использую  игры:  «Геометрическое  лото», «Найди  и  назови»,  «Кто,  где живёт»,  «Аппликация», «Только одно свойство» (Приложение № 3).

Для развития  зрительного  внимания  играли  в  игру:  «Сосчитай  сколько треугольников, кругов». Очень  часто  использую  на  своих  занятиях  игры  с  палочками  «Составление геометрических фигур из счётных палочек. Сначала давала простые задания. Например:  выложить узор по образцу, на память.

Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется  мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число.  Тот,  кто поймал мяч,  продолжает  считать  дальше,  Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое  разнообразие  дидактических  игр,  упражнений,  используемых в непосредственной   образовательной   деятельности   формировании элементарных математических представлений  и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели.  Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник –первый день после окончания недели, вторник-второй день, среда –середина недели, четверг –четвертый день, пятница –пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели- понедельник,  второй-с белым  гномиком и т.д. Затем  игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков  по  порядку.  Можно  использовать  для  этой  игры  и  другие   материалы.

 Пространственные  представления  детей  постоянно  расширяются  и закрепляются  в  процессе  всех  видов  деятельности.  Дети  овладевают пространственными представлениями:  слева, справа, вверху, внизу, впереди, позади , далеко, близко. Я  поставила  перед  собой  задачу  научить  детей  ориентироваться  в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Арина, а сзади Артём. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» (Приложение №  4)и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к  другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома  кукла и т.д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,  которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают  действие  на  воображение  и  способствуют  развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую  различные  игры «Предметные  парочки»,  «Ассоциации»  (Приложения №  5)и упражнения. Эти  задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление цепочки  закономерностей.  В  таких  упражнениях  идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.     (Приложение № 5)

Особое  место  среди  математических  игр  занимают  игры,  на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

 Для  закрепления  знаний,  полученных в  непосредственной образовательной   деятельности   формирование   элементарных математических представлений у дошкольников,  я даю детям домашнее задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Собери бусы», «Найди ошибку», «какие цифры потерялись?» и т.д.

Дети стараются  выполнить  свое  задание  правильно,  не  допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком.  Родители  тоже  очень  серьезно  относятся  к  выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими  играми, объясняя  цель  и  ход  игры. Работаю  в  тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности.

Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.(Приложение № 6).

Применение  дидактических  игр  повышает  эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления  у  детей,  оказывая  огромное  влияние  на  умственное  развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Заключение:

Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.

И только комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Приложение №1

Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего, старшего возраста.

Цель:  выявить  возможности  игры,  как  средства  формирования усвоенного  материала в  непосредственной  образовательной  деятельности формировании   элементарных   математических   представлений   у дошкольников.

 Критерии оценки:

  1. Закрепление представления  детей  о  количестве,  величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

2.   Умение играть в группе по 3 –4 человека.

3.   Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.

4.  Активизация познавательных интересов к математике, как науке.

Вывод:

Проведённая  диагностика  показала,  что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий  и  упражнений,  направленных  на  развитие  познавательных возможностей  и  способностей, расширяет  математический  кругозор дошкольников.   Способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности к школе, позволяют детям более уверенно ориентироваться  в  простейших  закономерностях  окружающей  их действительности  и  активнее  использовать  математические  знания  в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические  знания  и  умения  по  программе  без  перегрузок  и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.


                                                                     Приложение № 2

Дидактические игры с цифрами.

«Весёлый счёт»

Цель: учить детей прямому и обратному порядковому счёту в пределах десяти.

Материал: карточки с изображением животных –10 шт., карточка с изображением парусника –1 шт.

Правила игры: Прочитать детям рассказ «Веселый счёт», где козлёнок поочерёдно считает  животных. Вместе с детьми помочь козлёнку посчитать животных, показывая их картинки. Определить цель счёта (для чего считал козлёнок животных). Помочь животным сойти на берег (упражнять детей в обратном счёте).

«Убери цифру»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счёта.

Материал: карточки с цифрами.

Правила игры: Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например: « Убери цифру 5», « Убери между 2 и 4», « Убери цифру больше цифры 3».

Домино «Весёлая зарядка»

Цель: Учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой)  счёту в пределах десяти.

Материал: карточки –фишки

Правила игры: ход игры  так же, как и в игре «Домино». Только вместо цифр картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.

« Цифровые пазлы»

Цель: закрепить навыки счёта, в пределах изучаемого материала, визуально запоминается изображение цифр.

Материал: предметные картинки, разрезанные на полоски.

Правила игры: Задача детей собрать из полосок картинку по цифрам.

                                                                              Приложение № 3

Дидактические игры с геометрическими фигурами.

 «Только одно свойство»

Цель:  закрепить  знание  свойств  геометрических  фигур,  развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Материал: набор геометрических  фигур.

Правила игры: У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру,  отличающуюся  от  неё  только  одним  признаком.  Так,  если  1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

«Найди и назови»

Цель:  закрепить  умение  быстро  находить  геометрическую  фигуру определённого размера и цвета.

Материал: набор геометрических фигур.

Правила игры: На  столе  перед  ребёнком  раскладываются  в  беспорядке  10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные  геометрические  фигуры,  например:  большой  круг,  маленький синий квадрат и т.д.

«Геометрическая мозаика»

Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Материал: плоские геометрические фигуры разной  величины и цвета. Карточки с рисунками из геометрических фигур.

Правила  игры: Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть карточку и повторить такой же рисунок.

« Найди заплатку»

Цель: учить детей подбирать соответствующие заплатки по форме и цвету. Развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие.

Материал: заготовки одежды, набор геометрических фигур.

Правила игры: Разложить перед детьми заготовки одежды и набор геометрических фигур. Предложить найти нужную заплатку.

                                                                         

      Приложение № 4

  Игры  на  формирование  пространственных  представлений.

«Что справа? »

Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать –какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

«На плоту»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям,  при  этом  постоянно  просит  их  изменить  направление.  Например, Аня, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя;  Игорь, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Алина, кто стоит слева от тебя.

«Отгадай где...»

Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

«Где я сяду? »

Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это  может  быть  личный  бэйджик   ребёнка,  парная  картинка  и  т.п.). Воспитатель  даёт  каждому  инструкцию,  по  которой  ребёнок  должен отыскать  своё  место,  а  карточка  даст  возможность  самому  проверить правильность  выбора.  Например,  Маша,  подойди  к  столу,  который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа.  Андрей, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.

«Новая походка»

Эту  игру  можно  проводить  с  1-2  детьми  на  прогулке.  Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а  по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

«Назови соседей»

Для  этого  используется  лист  бумаги,  на  котором  хаотично расположены изображения различных предметов. Воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: что изображено справа от него,  что нарисовано под ним,  что находится вверху справа   от заданного предмета и т. п.

                                                                                   

 Приложение № 5

Дидактические игры, упражнения на логическое мышление.

Упражнение 1

Материал: набор фигур- пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат).

 Задание: Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные -круги)

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание:  Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание:  Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга)

« Замыслы архитекторов»

Цель игры:  Формировать умения создавать постройки одного и того же объекта разной формы. Учить заменять одни детали  другими, строить по плану (рисунку), самостоятельно подбирать необходимый материал. Учить выделять основные части и характерные детали конструкций, поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Учить работать в коллективе и создавать совместные проекты и постройки.

Материал: Конструкторы –«Лего», пластмассовый, деревянный, мягкие кубики, наборы юного конструктора, плоскостной конструктор. Карточки –схемы.

Правила игры: Дети вместе с воспитателем выбирают карточку  -схему. Обсуждают, что на ней нарисовано и что надо построить. Затем самостоятельно выбирают материал для строительства. Дети могут сами создавать проекты новых строек. В эту игру можно играть как одному ребёнку, так и группой по 3 –4 человека. Воспитатель всячески поощряет самостоятельность, творческие замыслы детей. Самым талантливым и непредсказуемым архитекторам в конце игры вручается медаль за творчество и инициативу.

                                                                           

Приложение № 6

Консультация: «Методы и приёмы обучения в средней группе по развитию элементарных математических представлений».

В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность занятия - 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.

 На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.

 На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется - показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.

 Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что

непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т. е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами.

 Место и характер использования наглядных (образец, показ) и

словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное

рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

 В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом действиям, к выполнению отдельных действий. Новые знания лишь постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный смысл.

 В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы.

Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями,

тем более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает

образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на наглядный материал. По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового

значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.

 На последующих занятиях они действуют в основном по словесной

инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какого размера полоску необходимо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они действуют на основе

лишь словесных указаний. Однако, если дети затрудняются, педагогом прибегает и к образцу, и к показу, и к дополнительным вопросам. Все ошибки исправляются в процессе действия с дидактическим материалом.

Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2—3 звеньев.


                                                                              Приложение № 7

 Консультация: «Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

 Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что

само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

  К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети

действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка,

приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где

умственная активность связана с работой всех психических процессов.

 На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

 На занятиях и в повседневной жизни широко используются

дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические

представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни,

воспитатели должны широко использовать дидактические игры.

 Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

 В формировании у детей математических представлений

широко используются занимательные по форме и содержанию

разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у

дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

 Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть

развитие логического мышления, а именно умение устанавливать

простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету,

форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым

условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование

игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

 Широкое использование специальных обучающих игр важно

для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.


                                                                                   Приложение № 8          

 «Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем! Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице».

«Считаем в дороге» Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.

«Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует, восстановить из них целую фигуру.

«Пуговицы» Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.

  • Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.
  • Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу.

  • Возьми четыре карандаша или фломастера.
  • Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом.
  • Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов.

Подумай немного, прежде чем раскрашивать.

Игра “Измеряем цифры” На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте.

  • Таким же образом наложи веревки на другие цифры.

Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех? Иллюстрация из книги

«Где обедал воробей?» Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.


Приложение № 9

Конспект совместной деятельности по элементарному математическому развитию детей в  младшей группе Тема: «Путешествие в лес»

Цель. Развитие сенсорных способностей, позволяющих всесторонне воспринимать окружающий мир.

Образовательная задача:

-различать и называть цвета: жёлтый и зелёный;

-закрепить понятия: «большой – маленький»;

-продолжать учить подбирать предметы одинакового цвета;

Развивающая задача:

-развивать зрительное внимание; память, мышление.

-развивать общую моторику рук.

-развивать эмоциональный отклик.

Воспитательная задача: воспитывать отзывчивость, доброту,

эмоционально-положительное отношение к животным.

Материал:

-мягкая игрушка Мишка, Белочка

-фланелеграф

-картинки: две елочки – большая и маленькая; два зайчика – большой и маленький; две морковки – большая и маленькая;

-мячики из сухого бассейна (жёлтые, зелёные), коробки или ведёрки такого же цвета;

-воздушные шарики;

Сюрпризный момент: медведь Миша приглашает детей в лес; в конце занятия медведь Миша дарит детям воздушные шары.

Индивидуальная работа: закрепить основные цвета; добиваться ответа на поставленный вопрос; закрепить понятие (большой – маленький);

Использованные технологии: художественное слово; словесная инструкция; индивидуальный подход; показ; сравнение.

Предварительная работа:

-рассматривание мягкой игрушки медведя;

-чтение стихотворение «Мишка косолапый»;

-д/и «Собери цветные карандаши» и др.;

Ход занятия:

-Ребятки, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.

Минутка вхождения:

Доброе утро, глазки! (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и                 посмотреть друг на друга.)

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки! (Погладить ушки, приложить ладошки за ушками, изобразить уши слона.)

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки! (Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.)

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки! (Потоптать ногами, попрыгать на месте.)

Вы проснулись?

Доброе утро, дети! (Поднять руки вверх)

Мы проснулись!

(За спиной держу игрушки медведя, затем показываю его детям.)

-Ребята посмотрите, кто этот к нам в гости пришёл? (Мишка)

-Здравствуй, Мишка! (Дети здороваются с медведем)

-Мишка, а почему ты такой грустный?

-Я заблудился в лесу, не могу найти дорогу к берлоге. Помогите мне, пожалуйста.

-Ребята, поможем Мишке найти берлогу? (Да)

-Тогда отправляемся в лес.

Большие ноги идут по дороге: топ, топ, топ

Маленькие ножки идут по дорожке: топ, топ, топ.

Основная часть:

-Вот мы с вами, и попали в лес.

-Ребята, что растет в Мишкином лесу? (ёлки)

-Посмотрите, эта ёлочка большая? (показываю)

-Алина, это какая ёлочка? (большая)

-А эта ёлочка маленькая? (показываю)

-Какая это ёлочка, Саша? (маленькая)

-Смотрите ребята, а вот ещё ёлочка (на фланелеграфе закреплены большая и маленькая ёлки, рядом на тарелочке лежат большой и маленький зайцы и морковки такого же размера)

-Это какая ёлочка? (большая)

-Владик, возьми большого зайчика и поставь рядом с большой ёлочкой.

-София, возьми маленького зайчика и поставь его рядом с маленькой ёлочкой.

-Дети, а что любят кушать зайчики? (морковку)

-А я захватила морковку с  собой, давайте угостим зайчиков?

-Кого угостим большой морковкой? (большого зайчика)

-А кого, угостим маленькой морковкой? (маленького зайчика)

-Молодцы, справились с заданием. А теперь Мишка хочет с вами поиграть. Поиграем?

Физкультминутка п/и «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает и в карман кладет

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ.

-Ребята, смотрите, кто там спрятался за кустиком? (белочка)

-Здравствуй, белочка.

-Здравствуйте, ребятки.

-Белочка, а почему ты грустишь?

-Корзинка с мячами упали, все мячи перепутались, помогите мне разложить мячи по цвету.

-Поможем белочке? (да)

(Под ёлкой вперемешку лежат жёлтые и зелёные мячи.)

-Ребята, вот вам две корзиночки зелёная и жёлтая, разложите мячи по цвету.

-Алина, какой ты мячик положила?

-Саша, а у тебя какого цвета мячики?

-Спасибо, вам ребята, что вы мне помогли, а то бы я без вас не справилась. Молодцы.

-А мы дальше отправляемся в путь.

Большие ноги идут по дороге: топ, топ, топ

Маленькие ножки идут по дорожке: топ, топ, топ.

Заключительная часть:

-Смотрите ребята, вот и берлога Мишкина.

Сюрпризный момент:

-Спасибо вам ребята, за вашу помощь. У меня для вас есть сюрприз. Держите! (Мишка из берлоги достаёт воздушные шарики)

-Спасибо, Мишка. А нам пора возвращаться в детски сад.

Большие ноги идут по дороге: топ, топ, топ

Маленькие ножки идут по дорожке: топ, топ, топ.

-Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Скажите, вам понравилось в лесу? А кого вы, встретили в лесу? А что вы, собирали в корзиночки? А давайте завтра, в группе ещё раз поиграем с мячами?


Приложение № 10

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе « Краденое солнце»

Цель: в игровой форме закреплять математические знания.

Задачи:

Образовательные:

-  продолжать учить соотносить цифры с количеством предметов,

закреплять счет в пределах 5;

-  проверять знания геометрических фигур, умение различать цвета;

-  закрепить приемы вырезания по кругу;

Развивающие:

-  развивать навыки мыслительной деятельности;

Воспитывающие:

-  воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Интеграция: познание, коммуникация, художественное творчество, художественное слово, физическая культура;

Предварительная работа:

Чтение сказки "Краденое солнце" К.И.Чуковский

Материалы и оборудование:

-  карточки с цифрами, игрушки: зайцы, лиса и белка, корзинки, шишки, морковки;

-  подносы с геометрическими фигурами, ниточки, квадраты и полоски жёлтой бумаги, ножницы ( по количеству детей);

-  коробка с гостинцами.

                               Ход занятия:

Минутка вхождения

За спиной ладошки спрячем,

Пожелаем всем удачи.

Добрый день, добрый час!

Мы приветствуем всех вас!

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей. Давайте поздороваемся.

( дети здороваться)

Воспитатель. Ребята, сегодня утром нам  пришло письмо. Вы хотите,  узнать,  что там написано? ( Да)

( воспитатель читает)

У нас случилась беда.

Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил.

Плачут зайки на лужайке,

Плачет серый воробей:

"Выйди солнышко скорей"

Вы, ребята, помогите

Солнце в небо воротите!

Ребята, вам жалко лесных зверюшек?  Как вы думаете, можем ли мы им помочь?

 ( ответы детей)

Воспитатель:  Чтобы солнце воротить нужно, выполнить трудные задания. Вы готовы? (Да)

 Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Давайте возьмем корзинку, она нам в дороге пригодиться.

 Веселей шагайте

Ноги поднимайте

Мы не робкого десятка

Мы отважные ребятки.

( встречают на полянке 5 зайчиков)

Воспитатель: Бедные зайчики спрятались в кусты,

Бедные зайчики бояться темноты.

1 задание:

-  Сколько зайчиков спряталось в кустах?(5)

-  Сколько больших зайчиков? (2)

-  Сколько маленьких? (3)

Воспитатель: Посмотрите на этих грустных и голодных зайчат. Давайте угостим зайчиков морковкой?

 (угощают)

-  Сколько морковок было у нас в корзинке?(5)

-  Всем зайчикам хватило морковок?

-  По сколько морковок у каждого зайчика?(1)

-  А кого больше зайчиков или морковок? (поровну)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Идем дальше.

Чтоб зверей нам не вспугнуть,

На носочках держим путь!

А теперь на пятке

Молодцы, ребятки!

 (Подходят к столу с белочкой, на столе пустые подносы, у каждого подноса цифры от 1 до 5)

Воспитатель: Вот и белочка сидит

Чуть ушами шевелит.

А кругом тишина,

А кругом темнота.

Вы, ребята, помогите

Шишки на подносы разложите.

2 задание:

-  А теперь нужно разложить на поднос шишки так, чтобы количество шишек совпало с цифрами.

-  Давайте вспомним цифры (считают).

-  Какая цифра стоит рядом с подносом, столько же надо положить шишек

(раскладывают)

Воспитатель: Ребята,  чем же мы можем,   угостим белочку?   (ответы детей)

( воспитатель с детьми из корзинки достают орехи и угощают белочку)

Воспитатель: Отлично! Еще с одним заданием справились. Отправляемся в путь.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Вы под ноги не смотрите

Выше ноги поднимайте

И бодрей вперед шагайте.

 (Встречают лису)

Лиса с дороги сбилась,

В лесу темном заблудилась.

Рассыпались бусы у лисы,

Помогите их найти.

3 задание:

( На столе подносы с геометрическими фигурами и  ниточки на каждого ребенка.

Воспитатель называет геометрические фигуры, дети раскладывают на ниточку в соответствии с заданием.)

Воспитатель:  Как быстро справились с заданием. А какие красивые бусы получились. Вам нравятся? Вы устали? Вставайте в круг.

Зрительная гимнастика:

Раз - налево посмотри,

Два - направо посмотри,

Три, четыре вверх и вниз

И на месте повернись.

Глазки ты на миг закрой

Целый мир перед тобой.

Открывай скорее глазки

Отправляемся мы дальше.

(Дети,  подходят к столу, на котором лежат ножницы, ниточки и квадраты из жёлтой бумаги на каждого ребёнка)

Воспитатель: В руки ножницы возьму

И по линии пойду,

А теперь смотри мой друг

Получился у нас круг.

Круг похож  на солнце чистое

Доброе, лучистое.

Любят солнце все вокруг

Это наш хороший друг.

(Дети вместе с воспитателем выполняют задание)

Воспитатель: Давайте вспомним за кличку про солнышко. Может она нам поможет вернуть солнышко.

(повторяют)

Солнышко, покажись!

 Красное, снарядись!

Поскорей, не робей!

Всех на свете, пожалей!

(Воспитатель  обращает внимание  на солнышко. На большом листе бумаги наклеен жёлтый круг - солнце, рядом из жёлтой бумаги полоски - это лучики)

Воспитатель: Что не хватает солнышку, чтобы оно засветило? (Лучиков)

(Дети приклеивают к кругу лучики.)

Вот и солнце засветило.

Побежало по лугам,

По березовым листам.

Рады зайчики и белочки,

Рады пташечки и букашечки.

Ну, спасибо, ребятишки

Вам за солнышко!

Рефлексия:

 Воспитатель: Я очень рада, что мы помогли зверушкам и воротили им солнышко.  Какие вы молодцы! А вам понравилось помогать и выполнять задания? ( Да)

Воспитатель:  У вас есть ваши маленькие солнышки, подарите тем

животным, у которых вам больше  всего понравилось

(дарят)

Воспитатель: А у меня для вас есть гостинцы.

 Как вы думаете от кого? (от лесных зверей)

Воспитатель: Всё верно.

 (воспитатель угощает детей) 


Приложение № 11

Перспективное планирование игровой деятельности  по формированию элементарных математических представлений

Средняя группа

Название игры

Цель

сентябрь

  1. «Подбери ключ к замку».
  2. «Четвертый лишний»
  3. «Отгадайте и назовите».
  4. «Чудесный мешочек».
  1. Учить находить предметы, связанные между собой по какому-нибудь свойству или признаку.
  2. Развивать умение устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет.
  3. Учить соотносить вербальное описание с мысленным образом. Раз ввивать воображение.
  4. Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.

октябрь

  1. «Найди пару».
  2. «Собери в корзину»
  3. «Сложи фигуры»
  4. «Мышка и кошка».
  1. Развивать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
  2. Развивать умения ориентироваться в пространстве.
  3. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, образное мышление.
  4. Учить умению моделировать отношения точек на прямой; уточнить представление об отношениях внутри, вне, снаружи.

ноябрь

  1. «Выше - ниже, ближе - дальше».
  2. «Матрёшки».
  3. «Найди ключик к замочку».
  4. «Когда это бывает?»
  1. Развивать пространственное мышление.
  2. Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
  3. Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус.
  4. Закреплять умение различать и называть части суток.

декабрь

  1. «Закончи предложение».
  2. «Исправь ошибку»
  3. «Не смотри».
  4. «Нарисуй фигуру по памяти».
  1. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.
  2. Упражнять в использовании счетных навыков (в пределах пяти), ориентировке в пространстве.
  3. Совершенствовать умения считать на ощупь в пределах пяти.
  4. Уточнить представления о геометрических фигурах и об объёмных формах. Развивать внимание, восприятие, образную память.

январь

  1. «Исправь ошибку».
  2. «Найди для маши н гараж».
  3. «А что потом?».
  4. «Подскажи Хрюше».
  1. Упражнять в использовании счетных навыков (в пределах пяти), ориентировке в пространстве
  2. Развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.
  3. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
  4. Развивать умение определять расположение предмета (справа – слева) «от себя» и от другого предмета.

февраль

  1. «Закрой коробки»
  2. «Найдите такую же фигуру».
  3. «Когда это бывает?».
  4. «Расставим правильно».
  1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру, распределяя их по убыванию или возрастанию визуально. Совершенствовать умение действовать самостоятельно в соответствии с заданием.
  2. Развивать восприятие объёмных фигур; обучать умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Осваивать с детьми временные понятия; развивать внимание, творческое воображение.
  4. Развивать умение определять местоположения предметов относительно себя, действовать самостоятельно в соответствии с заданием.

март

  1. «Помоги Степаш ке».
  2. «Подбери с другим признаком».
  3. «Назови соседей».
  4. «Найди и назови».
  1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру визуально. Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа: справа – слева. Развивать глазомер.
  2. Развивать внимание, восприятие, образную память. Закрепить умение выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Расширять представления о частях суток и их последовательности.
  4. Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера, цвета.

апрель

  1. «Что изменилось».
  2. «Уравняй».
  3. «На что похож предмет».
  4. «Что где находится».
  1. Развивать внимание, наблюдательность, образную память.
  2. Закреплять умение уравнивать количество предметов в группе. Развивать элементы абстрактно-логического мышления, слуховое внимание.
  3. Развивать умение видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

май

  1. «Постройте по образцу».
  2. «Что сначала, что потом».
  3. «Подбери заплатку».
  4. «Кто вниматель ный».
  1. Развивать умение читать фронтальный чертёж конструкции, внимание, образную память.
  2. Совершенствовать ориентировку во времени. Учить устанавливать по следовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Формировать умение находить требуемую геометрическую форму для починки испорченного предмета. Развивать восприятие, мышление.
  4. Способствовать развитию зрительного внимания, наблюдательности, связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Развитие математических способностей через игровую деятельность"

"Развитие математических способностей через игровую деятельность"план работы по самообразованию на 2012 - 2013г.г....

план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г.

план по теме самообразования  «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г....

Проект «Развитие математических способностей через игровую деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Развитие математических способностей через игровую деятельность

в презентации представлен проект "Веселые математики"...

Дневник самообразования учителя-дефектолога. «Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО у детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)»

ДНЕВНИК САМООБРАЗОВАНИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7ЛЕТ) с умственной отсталостью«Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС...

Проект "Развитие математических способностей через игровую деятельность с детьми ЗПР"

Развитие математических способностей через игровую деятельность....

Отчёт по реализации проекта "Развитие математических способностей через игровую деятельность"

Формирование системы математических знаний и умений в соответствии с психологическими особенностями детей....