Педагогический проект "Мы дежурим"
проект (средняя группа)

Карачева Надежда Михайловна

Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников "Мы дежурим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_my_dezhurim.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уемская СШ»

структурное подразделение «Детский сад п. Уемский»

«Мы дежурим»

Педагогический проект

по трудовому воспитанию детей 4-5 лет

Автор: Карачева Н.М.,

воспитатель 1 кв. категории

МБОУ «Уемская СШ»

структурное подразделение

«Детский сад п. Уемский»

2017г.

1.Название: «Мы дежурим»

2.Место проведения:  МБОУ «Уемская СШ» структурное  подразделение «Детский сад п. Уемский»,  п. Уемский, ул. Большесельская д. 93.

3.Разработчик: Карачева Н.М., воспитатель 1 кв. категории.

4.Участники проекта:  дети средней группы «Полянка» (возраст 4-5 лет) МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение  «Детский сад п. Уемский», воспитатели,  младший воспитатель, родители,  дети подготовительной группы «Солнышко».

5.Тип проекта: информационно-практический, групповой, среднесрочный.

6.Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2017 года

7.Актуальность:

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

В возрасте 4-5 лет наряду с самообслуживанием, выполнением индивидуальных трудовых поручений по уборке игровых уголков, своего рабочего места после занятий,  дети начинают участвовать в дежурстве по столовой, учатся сервировать стол.

Выполнение обязанности дежурного по столовой предполагает наличие у ребёнка  комплекса знаний и умений, ценностного отношения к данной деятельности. Ребёнок в 4 года уже владеет некоторыми навыками самообслуживания, но теперь перед ним стоит сложная задача: стать дежурным, трудиться для пользы общества, знать трудовые обязанности дежурного и уметь выполнять трудовые действия, иметь желание трудиться.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. Выполнение трудовых действий сопряжено с развитием внимания, мышления, памяти и волевых качеств ребёнка. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке.

Проблема отсутствия у детей группы представления о дежурстве и неумение дежурить по столовой легла в основу данного педагогического проекта.

Данный проект актуален, поскольку трудовое воспитание невозможно без формирования комплекса определённых умений и навыков, формирования ценностного отношения к результатам труда. Задача педагогов и родителей вести систематическую, целенаправленную работу по трудовому воспитанию детей.

8. Проблема: дети не имеют представления о дежурстве и не умеют дежурить по столовой.

9. Причины:

  1. Возрастные особенности детей.
  2. Отсутствие плана работы по обучению детей трудовым умениям.
  3. Отсутствие у детей представления об обязанностях дежурных.
  4. Незнание детьми  правил сервировки стола.
  5. Нет умений, необходимых для исполнения дежурства (трудовые действия при сервировке стола).
  6. У детей нет представления о способах украшения стола.
  7. Отсутствует мотивация к труду и представление о пользе и значимости труда.
  8. Нет инициативы при выполнении трудовых действий.

10. Цель: создание условий и реализация  мероприятий, направленных на формирование умений детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, воспитание положительного отношения к труду, желания дежурить.

11.Задачи:

  1. Разработать план  мероприятий по формированию умений дежурить по столовой, определить критерии диагностики освоения детьми функции дежурных по столовой, отношения к труду в соответствии с целью проекта и ООП ОО.
  2. Познакомить детей с понятием «дежурство».
  3. Формировать представление о правилах сервировки стола и трудовых действиях, необходимых для накрывания на стол.
  4. Познакомить со столовыми приборами, которые используют в детском саду.
  5. Формировать умение накрывать на стол.
  6. Формировать представление о способах украшения стола.
  7. Формировать положительное отношение к труду и желание помогать взрослым.
  8. Способствовать развитию детской инициативы.

12. Основное содержание проекта:

Данный проект представляет собой планирование мероприятий, направленных на формирование у детей средней группы практических умений при выполнении дежурства по столовой.

Мероприятия проекта спланированы с учётом ООП ОО, психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей и предполагают использование разных форм работы с детьми по реализации задач проекта: совместную, организованную, самостоятельную. Совместная деятельность взрослого  и детей осуществляется с учётом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности с педагогом,  режимных моментах и ООД.

Использование таких методов, как беседа,  чтение художественной литературы, наблюдение, показ имеют целью формирование представлений о труде взрослых, о трудовых действиях дежурных по столовой, о последовательности трудовых действий,  положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия. Дидактические игры, индивидуальные трудовые поручения, труд рядом со взрослым,  выполнение обязанностей дежурных способствуют развитию практических умений детей, воспитанию самостоятельности и инициативы. Использование воспитателем поощрения, подбадривания, похвалы  помогает детям  осознать значимость своего труда, нацеливает детей на получение результата труда.

Мероприятия проекта спланированы с учётом реализации всех видов детской деятельности и схемы развития трудовой деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского: «сначала трудовая деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка» (Особенности трудовой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учеб. – метод. пособие\ авт.-сост. Е.П.Штогрина.- Архангельск : Изд-во АОИОО, 2015).

Формирование  трудовых  умений, реализация задач проекта происходит через использование всех видов детской деятельности:  познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарном бытовом труде.

Проект предполагает участие детей подготовительной группы, что способствует развитию коммуникативных качеств детей. Непременным условием реализации проекта является помощь младшего воспитателя и родителей.

Продуктами проекта являются: планирование мероприятий, диагностическая карта и критерии к ней, конспекты бесед: «Кто такие дежурные?», «Какая бывает посуда», «Беседа о пользе труда няни» и др., режимных моментов, совместной деятельности с детьми, организованной образовательной деятельности, конспекты мероприятий с родителями, презентации, дидактические игры, которые представлены в  печатном приложении № 2 и электронном приложении к проекту; уголок дежурных по столовой; творческие работы детей ( рисунки на тему: «Красивая скатерть»,  Салфетки «Свечка», «Дед Мороз»),  поделки детей и родителей «Новогодний подсвечник», фотовыставка «Как мы дома помогаем».

13. Предполагаемые результаты:

  1. Разработка конспектов мероприятий, направленных на формирование умений детей выполнять дежурство по столовой и воспитанию положительного отношения к труду.
  2. Знание детьми понятия «дежурство», алгоритма сервировки стола в детском саду, представление о правилах сервировки стола и трудовых действиях, необходимых для накрывания на стол.
  3. Умение детей самостоятельно выполнять трудовые функции дежурного по столовой.
  4. Знание элементарных способов украшения стола.
  5. Положительное отношение к труду, желание выполнять трудовые обязанности дежурных, осознание значимости своего труда.

14.Этапы работы и перспективное планирование мероприятий

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответствен

ные

Подготовительный

Постановка проблемы.

Разработка плана мероприятий.

Диагностика детей.

сентябрь

Воспитатели группы

Основ

ной. Реализация проекта.

Совместный труд со взрослым

  1. Беседа «Кто такие дежурные?»
  2. Рассматривание картины

«Мы дежурим по столовой»

  1. Беседа о столовых приборах: «Какая бывает посуда»
  2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
  3. Наблюдение за дежурством по столовой  детей  в подготовительной группе.
  4. Наблюдение за трудом младшего воспитателя во время накрывания на стол. Разъяснение действий няни воспитателем.
  5. Беседа о пользе труда няни в детском саду.

  1. Пошив фартуков и колпаков для дежурства, приобретение скатертей.
  2. Показ воспитателем образца сервировки стола.
  3.  Игра «Что сначала, что потом?»

  1. Знакомство с графиком дежурства и обязанностями дежурных. Беседа «Как подготовиться к дежурству?»

  1. Вовлечение детей в процесс труда младшего  воспитателя по сервировке стола. Индивидуальные поручения по сервировке стола.

Октябрь

2-6 октября

9-13 октября

октябрь

16-20 октября

16-31 октября

Воспитатели группы

Младший воспитатель

, воспитатели

Родительский комитет группы «Полянка»

Воспитатели

Младший воспитатель

Совместный труд со сверстнками

  1. Чтение стихотворения Я. Акима «Неумейка». Беседа «О пользе труда».

  1. Выполнение обязанностей дежурных по столовой.
  2. Дидактическая игра «Хозяюшка». Закрепление знаний детей об алгоритме  сервировки стола.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

  1. Дидактическая игра «Профессии» «Кому что нужно?» (инструменты, орудия труда).

  1. Фотовыставка «Как мы дома помогаем».

  1. Сюжетно-ролевая игра «Гости».

Ноябрь

1-3 ноября

Ноябрь

6-10 ноября

13-17 ноября

20-24 ноября

24-30 ноября

Воспитатели

ВоспитателиМладший воспитатель

Воспитатели

Родители группы «Полянка»

воспитатели

Самостоятельный труд детей.

  1. Выполнение обязанностей дежурных по столовой. Поощрение медалями за качественное дежурство.
  2. Просмотр презентации «Украшение стола». Беседа о способах украшения стола.
  3. ООД Рисование «Украшение скатерти»
  4. Совместная деятельность. Конструирование из бумаги «Складывание салфетки. «Свечка».
  5. Организация режимного момента. Подготовка к обеду, организация дежурства по столовой.  Беседа

«Как вести себя за столом».

26.Совместное мероприятие с родителями.

Творческая мастерская «Украшение для новогоднего стола»

27.Совместная деятельность. Конструирование из бумаги «Складывание салфетки. «Дед Мороз».

28.Музыкальная деятельность: разучивание танца с ложками для Новогоднего утренника.

Декабрь

4-8

декабря

4-8 декабря

11-15 декабря

18-22 декабря

25-29 декабря

декабрь

воспитатели

воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, младший воспитатель

воспитатели

Заключительный

29.Новогоднее чаепитие совместное с родителями.

30.Итоговая диагностика

31.Презентация проекта на педагогическом совете в ДОО

27 декабря

9-12 января

март

Взаимодействие с родителями.

Мероприятия

Сроки проведения

1

Родительское собрание. Консультация для родителей: 

«Как ребенка приобщить к труду»

2-6 октября

2

«Учим самообслуживанию» (индивидуальные беседы)

Октябрь, ноябрь, декабрь

3

 Пошив фартуков и колпаков для дежурства, приобретение скатертей, салфеток.

16-31 октября

4

Фотовыставка «Как мы дома помогаем».

24-30 ноября

5

Совместное мероприятие с родителями.

Творческая мастерская «Украшение для новогоднего стола»

21 декабря

6

 Новогоднее чаепитие  с родителями.

27 декабря

15. Возможные риски:

1.Пассивность родителей. Способ решения: проведение консультации на тему «Как приобщить ребёнка к труду», вовлечение в совместные мероприятия.

2. Отсутствие материальных средств в бюджете ОО на приобретение скатертей, фартуков, колпаков, салфеток. Способ решения: спонсорская помощь родителей.

3.Отказ помощника воспитателя и прачки  в дополнительной работе по уборке и стирке скатертей. Способ решения: приобретение скатертей – клеёнок.

16.Ресурсы и условия реализации проекта.

Времен-ные

Информацион-ные

Кадровые

Организацион-ные

Материально-технические

Сроки реализа-ции: 3 месяца. Сентябрь,

октябрь, ноябрь

Использова-ние методической литературы

(см. ниже).

Использова-ние

ресурсов сети интернет.

Дидактические игры.

Воспитатели, младший воспитатель,

Музыкаль-ный руководитель.

Организация мероприятий с  родителями: Консультация «Как приобщать ребёнка к труду?»

Творческая мастерская «Украшение для новогоднего стола»

 ( наличие места проведения, необходимого оборудования).

Организация совместного с родителями новогоднего чаепития.

Организация совместной, организованной образовательной деятельности с детьми, создание условий для самостоятельной трудовой деятельности.

Оснащение уголка дежурных необходимым оборудованием: фартуки, колпаки для дежурных, скатерти, салфетницы, салфетки.

Пополнение РППС: оборудование уголка дежурных (график дежурства, схема подготовки к дежурству, алгоритм сервировки стола),

дидактические игры.

Изобразительные материалы,

бумага для рисования.

Материалы для творческой мастерской по изготовлению новогоднего подсвечника. Салфетки жёлтого  и красного цвета для изготовления украшений на стол.

17.Достигнутые результаты.

Достижением проекта является овладение детьми умений дежурных по столовой, возможность их использования в самостоятельной трудовой деятельности, наличие у детей интереса к выполнению обязанностей дежурных и желания трудиться, помогать взрослым. Данные диагностики подтверждают  улучшение показателей развития по всем критериям (результаты диагностики  представлены в приложении № 2). В начале учебного года дети не имели представления о дежурстве, не знали правильной последовательности  сервировки стола, у детей не было мотивации к трудовой деятельности. После реализации плана мероприятий большая часть детей проявляет самостоятельность в дежурстве по столовой, имеет представление об алгоритме сервировки стола, испытывает желание помогать взрослым. Продолжением проекта станет дальнейшее вовлечение детей в трудовую деятельность, развитие  самостоятельности труда: дежурство в уголке природы, помощь воспитателю в подготовке к занятиям, развитие навыков самообслуживания.

18.Использованная литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года № 1155).
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Р.С.Буре.-Москва6 Мозаика – Синтез, 2011.
  4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «Детство – пресс». 2002
  5. Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
  6. Особенности трудовой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учеб-метод. пособие/ авт.- сост. Е.П.Штогрина. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2015.
  7. Куцакова Л.В.        Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2013.
  8. Куцакова Л.В.        Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. -М.: Просвещение,        2013.
  9. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
  10. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  11. Комарова Т.С.        Занятия по изобразительной деятельности (средняя группа)        М: Просвещение,         2012.
  12. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях.-М.: ТЦ Сфера, 2016.
  13. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК КУКЛЫ ПОМОГАЛИ ДЕТЯМ ДЕЖУРИТЬ, И ЕСТЬ КУЛЬТУРНО.

1. уголок дежурного.2. музей кулинарной книги.3. этикет. и многое другое......

"Мы дежурим по столовой"

Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой  в соответствии с графиком дежурных....

Методическая разработка НОД "Мы дежурим"

Данный конспект направлен на работу с воспитанниками по знакомству с трудом....

Памятка "Мы учимся дежурить".

Памятка "Мы учимся дежурить"....

Лэпбук "Мы дежурим"

Способствовать привитию культурно - гигиенических навыков; способствовать закреплению умений сервировки стола....

Мы дежурим

Мы дежурим! Мы дежурим!Помогаем стол накрыть.Мы дежурим! Мы дежурим!Можем даже пол помыть.Не сорите, не пылите-Труд дежурных берегите!...

Стенд "Мы дежурим"

Дежурство – это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Дежурство в детском саду помогает приучить детей к  самостоятельности и дисциплине. С  большим удовольствием дети...