Педагогический проект "Мы дежурим"
проект (средняя группа)
Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников "Мы дежурим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_my_dezhurim.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уемская СШ»
структурное подразделение «Детский сад п. Уемский»
«Мы дежурим»
Педагогический проект
по трудовому воспитанию детей 4-5 лет
Автор: Карачева Н.М.,
воспитатель 1 кв. категории
МБОУ «Уемская СШ»
структурное подразделение
«Детский сад п. Уемский»
2017г.
1.Название: «Мы дежурим»
2.Место проведения: МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад п. Уемский», п. Уемский, ул. Большесельская д. 93.
3.Разработчик: Карачева Н.М., воспитатель 1 кв. категории.
4.Участники проекта: дети средней группы «Полянка» (возраст 4-5 лет) МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад п. Уемский», воспитатели, младший воспитатель, родители, дети подготовительной группы «Солнышко».
5.Тип проекта: информационно-практический, групповой, среднесрочный.
6.Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2017 года
7.Актуальность:
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
В возрасте 4-5 лет наряду с самообслуживанием, выполнением индивидуальных трудовых поручений по уборке игровых уголков, своего рабочего места после занятий, дети начинают участвовать в дежурстве по столовой, учатся сервировать стол.
Выполнение обязанности дежурного по столовой предполагает наличие у ребёнка комплекса знаний и умений, ценностного отношения к данной деятельности. Ребёнок в 4 года уже владеет некоторыми навыками самообслуживания, но теперь перед ним стоит сложная задача: стать дежурным, трудиться для пользы общества, знать трудовые обязанности дежурного и уметь выполнять трудовые действия, иметь желание трудиться.
Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. Выполнение трудовых действий сопряжено с развитием внимания, мышления, памяти и волевых качеств ребёнка. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке.
Проблема отсутствия у детей группы представления о дежурстве и неумение дежурить по столовой легла в основу данного педагогического проекта.
Данный проект актуален, поскольку трудовое воспитание невозможно без формирования комплекса определённых умений и навыков, формирования ценностного отношения к результатам труда. Задача педагогов и родителей вести систематическую, целенаправленную работу по трудовому воспитанию детей.
8. Проблема: дети не имеют представления о дежурстве и не умеют дежурить по столовой.
9. Причины:
- Возрастные особенности детей.
- Отсутствие плана работы по обучению детей трудовым умениям.
- Отсутствие у детей представления об обязанностях дежурных.
- Незнание детьми правил сервировки стола.
- Нет умений, необходимых для исполнения дежурства (трудовые действия при сервировке стола).
- У детей нет представления о способах украшения стола.
- Отсутствует мотивация к труду и представление о пользе и значимости труда.
- Нет инициативы при выполнении трудовых действий.
10. Цель: создание условий и реализация мероприятий, направленных на формирование умений детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, воспитание положительного отношения к труду, желания дежурить.
11.Задачи:
- Разработать план мероприятий по формированию умений дежурить по столовой, определить критерии диагностики освоения детьми функции дежурных по столовой, отношения к труду в соответствии с целью проекта и ООП ОО.
- Познакомить детей с понятием «дежурство».
- Формировать представление о правилах сервировки стола и трудовых действиях, необходимых для накрывания на стол.
- Познакомить со столовыми приборами, которые используют в детском саду.
- Формировать умение накрывать на стол.
- Формировать представление о способах украшения стола.
- Формировать положительное отношение к труду и желание помогать взрослым.
- Способствовать развитию детской инициативы.
12. Основное содержание проекта:
Данный проект представляет собой планирование мероприятий, направленных на формирование у детей средней группы практических умений при выполнении дежурства по столовой.
Мероприятия проекта спланированы с учётом ООП ОО, психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей и предполагают использование разных форм работы с детьми по реализации задач проекта: совместную, организованную, самостоятельную. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учётом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности с педагогом, режимных моментах и ООД.
Использование таких методов, как беседа, чтение художественной литературы, наблюдение, показ имеют целью формирование представлений о труде взрослых, о трудовых действиях дежурных по столовой, о последовательности трудовых действий, положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия. Дидактические игры, индивидуальные трудовые поручения, труд рядом со взрослым, выполнение обязанностей дежурных способствуют развитию практических умений детей, воспитанию самостоятельности и инициативы. Использование воспитателем поощрения, подбадривания, похвалы помогает детям осознать значимость своего труда, нацеливает детей на получение результата труда.
Мероприятия проекта спланированы с учётом реализации всех видов детской деятельности и схемы развития трудовой деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского: «сначала трудовая деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка» (Особенности трудовой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учеб. – метод. пособие\ авт.-сост. Е.П.Штогрина.- Архангельск : Изд-во АОИОО, 2015).
Формирование трудовых умений, реализация задач проекта происходит через использование всех видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарном бытовом труде.
Проект предполагает участие детей подготовительной группы, что способствует развитию коммуникативных качеств детей. Непременным условием реализации проекта является помощь младшего воспитателя и родителей.
Продуктами проекта являются: планирование мероприятий, диагностическая карта и критерии к ней, конспекты бесед: «Кто такие дежурные?», «Какая бывает посуда», «Беседа о пользе труда няни» и др., режимных моментов, совместной деятельности с детьми, организованной образовательной деятельности, конспекты мероприятий с родителями, презентации, дидактические игры, которые представлены в печатном приложении № 2 и электронном приложении к проекту; уголок дежурных по столовой; творческие работы детей ( рисунки на тему: «Красивая скатерть», Салфетки «Свечка», «Дед Мороз»), поделки детей и родителей «Новогодний подсвечник», фотовыставка «Как мы дома помогаем».
13. Предполагаемые результаты:
- Разработка конспектов мероприятий, направленных на формирование умений детей выполнять дежурство по столовой и воспитанию положительного отношения к труду.
- Знание детьми понятия «дежурство», алгоритма сервировки стола в детском саду, представление о правилах сервировки стола и трудовых действиях, необходимых для накрывания на стол.
- Умение детей самостоятельно выполнять трудовые функции дежурного по столовой.
- Знание элементарных способов украшения стола.
- Положительное отношение к труду, желание выполнять трудовые обязанности дежурных, осознание значимости своего труда.
14.Этапы работы и перспективное планирование мероприятий
Этапы | Мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Подготовительный | Постановка проблемы. Разработка плана мероприятий. Диагностика детей. | сентябрь | Воспитатели группы |
Основ ной. Реализация проекта. Совместный труд со взрослым |
«Мы дежурим по столовой»
| Октябрь 2-6 октября 9-13 октября октябрь 16-20 октября 16-31 октября | Воспитатели группы Младший воспитатель , воспитатели Родительский комитет группы «Полянка» Воспитатели Младший воспитатель |
Совместный труд со сверстнками |
| Ноябрь 1-3 ноября Ноябрь 6-10 ноября 13-17 ноября 20-24 ноября 24-30 ноября | Воспитатели ВоспитателиМладший воспитатель Воспитатели Родители группы «Полянка» воспитатели |
Самостоятельный труд детей. |
«Как вести себя за столом». 26.Совместное мероприятие с родителями. Творческая мастерская «Украшение для новогоднего стола» 27.Совместная деятельность. Конструирование из бумаги «Складывание салфетки. «Дед Мороз». 28.Музыкальная деятельность: разучивание танца с ложками для Новогоднего утренника. | Декабрь 4-8 декабря 4-8 декабря 11-15 декабря 18-22 декабря 25-29 декабря декабрь | воспитатели воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, младший воспитатель воспитатели |
Заключительный | 29.Новогоднее чаепитие совместное с родителями. 30.Итоговая диагностика 31.Презентация проекта на педагогическом совете в ДОО | 27 декабря 9-12 января март |
Взаимодействие с родителями.
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Родительское собрание. Консультация для родителей: «Как ребенка приобщить к труду» | 2-6 октября |
2 | «Учим самообслуживанию» (индивидуальные беседы) | Октябрь, ноябрь, декабрь |
3 | Пошив фартуков и колпаков для дежурства, приобретение скатертей, салфеток. | 16-31 октября |
4 | Фотовыставка «Как мы дома помогаем». | 24-30 ноября |
5 | Совместное мероприятие с родителями. Творческая мастерская «Украшение для новогоднего стола» | 21 декабря |
6 | Новогоднее чаепитие с родителями. | 27 декабря |
15. Возможные риски:
1.Пассивность родителей. Способ решения: проведение консультации на тему «Как приобщить ребёнка к труду», вовлечение в совместные мероприятия.
2. Отсутствие материальных средств в бюджете ОО на приобретение скатертей, фартуков, колпаков, салфеток. Способ решения: спонсорская помощь родителей.
3.Отказ помощника воспитателя и прачки в дополнительной работе по уборке и стирке скатертей. Способ решения: приобретение скатертей – клеёнок.
16.Ресурсы и условия реализации проекта.
Времен-ные | Информацион-ные | Кадровые | Организацион-ные | Материально-технические |
Сроки реализа-ции: 3 месяца. Сентябрь, октябрь, ноябрь | Использова-ние методической литературы (см. ниже). Использова-ние ресурсов сети интернет. Дидактические игры. | Воспитатели, младший воспитатель, Музыкаль-ный руководитель. | Организация мероприятий с родителями: Консультация «Как приобщать ребёнка к труду?» Творческая мастерская «Украшение для новогоднего стола» ( наличие места проведения, необходимого оборудования). Организация совместного с родителями новогоднего чаепития. Организация совместной, организованной образовательной деятельности с детьми, создание условий для самостоятельной трудовой деятельности. | Оснащение уголка дежурных необходимым оборудованием: фартуки, колпаки для дежурных, скатерти, салфетницы, салфетки. Пополнение РППС: оборудование уголка дежурных (график дежурства, схема подготовки к дежурству, алгоритм сервировки стола), дидактические игры. Изобразительные материалы, бумага для рисования. Материалы для творческой мастерской по изготовлению новогоднего подсвечника. Салфетки жёлтого и красного цвета для изготовления украшений на стол. |
17.Достигнутые результаты.
Достижением проекта является овладение детьми умений дежурных по столовой, возможность их использования в самостоятельной трудовой деятельности, наличие у детей интереса к выполнению обязанностей дежурных и желания трудиться, помогать взрослым. Данные диагностики подтверждают улучшение показателей развития по всем критериям (результаты диагностики представлены в приложении № 2). В начале учебного года дети не имели представления о дежурстве, не знали правильной последовательности сервировки стола, у детей не было мотивации к трудовой деятельности. После реализации плана мероприятий большая часть детей проявляет самостоятельность в дежурстве по столовой, имеет представление об алгоритме сервировки стола, испытывает желание помогать взрослым. Продолжением проекта станет дальнейшее вовлечение детей в трудовую деятельность, развитие самостоятельности труда: дежурство в уголке природы, помощь воспитателю в подготовке к занятиям, развитие навыков самообслуживания.
18.Использованная литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: Мозаика – Синтез, 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года № 1155).
- Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Р.С.Буре.-Москва6 Мозаика – Синтез, 2011.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «Детство – пресс». 2002
- Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
- Особенности трудовой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учеб-метод. пособие/ авт.- сост. Е.П.Штогрина. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2015.
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2013.
- Куцакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. -М.: Просвещение, 2013.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
- Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности (средняя группа) М: Просвещение, 2012.
- Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях.-М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК КУКЛЫ ПОМОГАЛИ ДЕТЯМ ДЕЖУРИТЬ, И ЕСТЬ КУЛЬТУРНО.
1. уголок дежурного.2. музей кулинарной книги.3. этикет. и многое другое......
"Мы дежурим по столовой"
Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой в соответствии с графиком дежурных....
Методическая разработка НОД "Мы дежурим"
Данный конспект направлен на работу с воспитанниками по знакомству с трудом....
Памятка "Мы учимся дежурить".
Памятка "Мы учимся дежурить"....
Лэпбук "Мы дежурим"
Способствовать привитию культурно - гигиенических навыков; способствовать закреплению умений сервировки стола....
Мы дежурим
Мы дежурим! Мы дежурим!Помогаем стол накрыть.Мы дежурим! Мы дежурим!Можем даже пол помыть.Не сорите, не пылите-Труд дежурных берегите!...
Стенд "Мы дежурим"
Дежурство – это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Дежурство в детском саду помогает приучить детей к самостоятельности и дисциплине. С большим удовольствием дети...